Друзья, хочу сегодня поговорить с вами о созидательных, важных, конструктивных вещах.
Кто такой цадик? Понятие цадик צַדִּיק – понятие очень распространённое с точки зрения Танаха и Библии. Это очень распространённое понятие, из которого выходит другое понятие – цедэк – צדק праведность.
Это слово имеет глобальное значение для нашего созидательного образа. Иногда нам кажется, что праведность – некая духовная реальность. Но на самом деле праведность – это также и земная реальность, а не только духовная. Если ты понимаешь праведность, только как духовную реальность, то ты понимаешь всего лишь часть праведности. И если ты не осознаешь праведность, как земную реальность, то ты понимаешь её частично. Поэтому для нас важно всё понимать вместе.
За цадик отвечает буква «цадик». Буква цадик так и называется. Это 18я буква еврейского алфавита, её числовое значение 90. Посмотрите на эту букву: она похожа на человека, стоящего на коленях и поднимающего руки.
Видите? Это очень простой образ: человек сгибающий свои колени и возвышающий руки к Всевышнему. Праведник так и существует.
В иврите есть много понятий. Например, есть такое понятие, как «праведники мира» — цадикей олам. Это люди, которые спасали евреев, во времена Холокоста и они помогали им. И если у вас есть знакомые или друзья и вы знаете этих людей, что они укрывали евреев, то в Израиле им дадут статус «праведников мира». Раньше таким людям давали гражданство. Не знаю как сейчас. Они не были связаны с еврейством по крови, но им давали гражданство, их заносили в статус праведников мира. Поэтому цадикей олам или цадик – глубоко еврейское понятие.
В слове цадик есть слово цаяд צַיָּד, от глагола ляцуд לָצוּד – охотиться на что-то или преследовать что-то. Иными словами праведник — это человек, который нацелен, и он преследует свою цель, он охотиться на эту цель.
Поймите, праведник это не просто лапша верующая, которая существует и живёт в каком- то газообразном состоянии. Праведник – это конкретная личность, которая преследует конкретную цель. Праведник – сфокусированный охотник, который охотится на праведность.
На слово цадик начинается много интересных слов. Допустим слово ЦАХАЛ – армия. Армия обороны Израиля начинается на букву цадик. Потому что тот, кто служит в армии и защищает Израиль, он цадик. Если человек пошёл в ЦАХАЛ защищать евреев, то он в моих глазах ничем не отличается от другого цадика в каком-нибудь местечке, который укрывал евреев от фашистов. Для меня защита обороны Израиля – крайне важное понятие и вот почему это слово называется на букву цадик. Поэтому, кто служил в армии, включая меня – я тоже удостоился такой чести- праведники.
Ещё очень важное в слове цадик, корень слово цад צַד – сторона. Я занимаю какую-то сторону. Сегодня очень популярно быть либерально -гуманным человеком – всех любить. Но в жизни так не бывает и тебе приходится занять какую-то сторону.
Если ты пойдешь вправо, то будешь ненавидим левыми. Если пойдёшь влево- то будешь ненавидим правыми. Сегодня мы много говорим о так называемом «балансе». Нужен баланс. Но никакого баланса в жизни не существует. Это иллюзия. Это мечта. Человек всегда должен преследовать что-то.
Чуть-чуть беременным быть невозможно. Невозможно быть немного распятым. Ты начинаешь идти в конкретном направлении. В слове праведность, цадик, есть корень цад – сторона. Я занимаю сторону. Если я стал верующим, то я не могу быть сразу атеистом, чтобы угодить им. Я очень люблю и ценю грешников и считаю, что они иногда намного лучше.
Я знаю, что многие верующие бизнесмены не хотят брать верующих на работу. Они не хотят брать христиан на работу, потому что христиане не умеют работать. У них какая-то в голове стоит твердыня, что они не должны работать, а им должны платить, их должны любить. Если неверующий человек понимает, что если он не вышел на работу – его уволят, то верующий считает, что ему все должны и он может опоздать, не прийти на работу. Это большая проблема.
Я говорю о том, что если ты занял какую-то сторону, то в эту сторону ты должен идти. Это очень важно нам понять в еврейском служении и в Израиле. Израиль не числится среди народов. Мы заняли позицию в оппозиции народов мира. Народы мира занимают оппозицию по отношению к Израилю.
Это было во все времена, во все наши периоды истории. К египтянам, к грекам, к римлянам, к вавилонянам – были в оппозиции. Мы никогда были своими нигде: ни в Англии, ни в Германии, ни в Америке, ни в Украине, ни в России. И если нам кажется, что мы зацепились как свои, то придёт время, когда нам напомнят, что мы не на их стороне. Поговорка «бей жидов, спасай Россию» кажется нам абсурдной, но на самом деле она жива и в какой-то период времени её достают из ящика и вешают на лоб. Ты можешь забыть иврит, маму еврейку, можешь говорить на всех языках. Но к тебе придут и напомнят кто ты есть. Так было в Германии с немцами. Евреи считали, что они абсолютные немцы. Пришли нацисты и напомнили, что они евреи.
Еврей – это человек, который занял цад- он придерживается определённой стороны. Это его призвание, суть, направление. Это его пожизненное бремя, кредо, крест, иго – это то страдание, которым он страдает в этом мире. Верующий человек он занимает сторону. Праведник – тот человек, который занял сторону воли Б-жией. Он встал на эту сторону, выбрал её.
Как Авраам, которому было сказано:
Бытие 12:1-3 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
Авраам не мог быть чуть-чуть там и чуть-чуть здесь. Ты не можешь чуть-чуть родиться свыше. Ты не можешь чуть-чуть пойти за Б-гом. Ты не можешь чуть-чуть умереть. Ты или живой или мёртвый.
Праведник – это цадик, корень которого цад- человек, который выбрал сторону. Я уважаю людей, которые выбирают конкретную позицию. Пусть она будет ошибочна, не правильна, но я эту позицию уважаю больше, чем людей, которые никак не могут определиться. «Я не знаю», «может быть»… С такими людьми ты ничего не можешь сделать. Их нельзя определить.
И Писание говорит нам также:
Евангелие от Матфея 5:37 Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.
Тебе надо встать на определённую сторону, а вот этот баланс от лукавого. Я верю, что человек вдохновляется и он должен идти вдохновлённым, а не так: «Два шага вперёд – три шага назад».
— Вот вроде бы да, а может и не надо… А что другие подумают? А как, а что эти скажут?
Этим людям очень тяжело в жизни. Они никак не могут определиться и зависят от мнения людей. Они порабощены тем, что думают другие о их выборе.
Поэтому очень важно определяться и очень важно набирать врагов. Если у тебя есть враги, то это говорит о том, что ты идёшь правильным путём. И если у тебя есть друзья – это также говорит о том, что ты идёшь правильным путём.
Заметьте, все в Библии имели врагов. Давид, Авраам, Моисей имели врагов. Йешуа имел врагов? Имел. Никто не будет тебя уважать, если ты не находишься на какой -то определённой стороне.
-Мы боимся крайностей.
А я не боюсь крайностей. Не боюсь всей душой во что-то идти. И много раз в жизни выбирал пути правых и левых. Но я искренно это делал, искренно шёл в эти стороны.
В слове цадик есть слово цав צַו – приказ, указание, веление, повестка. И слово заповедь – мицва מִצְוָה имеет слово цав – повеление. Это слово есть в слове цадик.
Кто такой праведник? Это человек, который исполняет приказ, исполняет указ, повеление, которому Всевышний вверил повестку. Мы не любим повестки в суд, в полицию и ещё куда-нибудь. Но есть хорошие повестки. Например, повестка в ЗАГС. Кто есть праведник? Праведник – это человек, которому Всевышний дал приказ. Почему Авраам стал праведником? Потому что у него был приказ.
Бытие 17:1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
Будь чист от любого искажения.
Бытие 22:2 {Бог} сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
Авраам не спорил, он получил приказ, повеление, повестку и пошёл. И когда он пришёл, Г-сподь ему сказал, что вера вменяется ему в праведность. Из состояния верующего он перешёл в состояние праведника. И здесь такой вопрос: оказывается между состоянием быть верующим и состоянием быть праведником есть большая пропасть. Верующих очень много на земле. А праведников единицы. Праведник – это человек, исполняющий Б-жие повеление, приказ.
Я выделил шесть основных характеристик в слове праведник.
- Справедливость, потому что цэдэк – это справедливость. Цдака – тоже справедливость.
- Благочестие. Потому что цдака – это благочестие и это жертвенность. Говорят так: «Жертвенность уберегает от смерти». Когда ты чувствуешь себя в плохом состоянии – пойди кому-нибудь помоги. Состояние отдачи поднимает и выводит человека из смерти. Это и психологи говорят. Когда ты в депрессии – пойди сделай кому -нибудь доброе дело. Происходит химический процесс внутри и снаружи депрессия покидает тебя. Потому что в депрессии ты зациклен на себе, ты внутри себе, поглощён собой. А здесь ты идёшь и что-то отдаёшь.
- Действие. Это мы уже сказали -занять цад — сторону.
- Цель – это человек преследующий цель – цаяд. Праведник не может быть бесцельно только брать: «Вот я. Молитесь за меня». Те, кто без цели верующие просто приходят и ищут себе внимания – ничего не получают, потому что Г-сподь перекрывает им кислород духовный. Ни одна молитва не доходит и ничего не работает. Потому что, когда человек находится в таком состоянии, ему наоборот нужно отдавать, а не забирать. Чем больше мы поглощаем, тем больше опустошается на самом деле. А чем больше отдаём – тем больше мы наполняемся.
- Исполняющий заповедь – слово цав входит в слово мицва. Заповеди. У нас есть 613 заповедей и все эти заповеди актуальны для народа Израиля.
- Оправдание. Это крайне важное юридическое, судебное понятие, потому что в юриспруденции есть такое понятие, как леацдик – оправдать, защитить кого-то. Когда есть неишам – человек обвинённый, и когда есть человек оправданный. Оправдание невозможно получить только через дела. Но нижнюю часть можно получить через дела. Праведность Б-жественная приходит через доверие Б-гу. Цдака земная приходит через действие, жертвенность, добрые дела.
Если человек говорит: «У меня небесная праведность. Мне Йешуа машиах всё дал» и он на земле не является цадик, то его небесная праведность не работает. Наша задача – соединить небесное и земное.
Йешуа говорит:
Матфея 5:16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
А если они не увидят, они будут хулить Б-га. Поэтому недостаточно говорить о том, что Иисус дал мне праведность.Тебе нужно эту праведность небесную воплотить на земле. Если ты её не умеешь воплощать на земле небесная праведность не работает. Она аннулируется. Если она не выражается ни в делах, ни в семье, ни в детях, ни в общине, ни в жизни, ни в близких – позиция оправдания небесного перерастает в осуждение небесного.
Матфея 5:20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Вот в чём суть. У них была небесная праведность. Они говорили: мы праведны, потому что Авраам получил праведность, потому что корень наш праведен.
Матфея 23:3 итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают
Йешуа говорит, что ваша праведность должна быть не просто основана на небесном, она должна превзойти праведность фарисеев и быть основана так же и на земном. Вы должны быть солью земли.
Что такое соль земли – аншей амелех. Это наилучшие люди общества. Так их называли раньше в еврейской литературе. Аншей амелех -высшие люди общества. Это были люди – зная их дела, поступки, их выдающуюся жизнь.
Матфея 5:13 Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленой? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
Вы не можете оправдаться только небесной праведностью. Только ею прикрываться. Вам нужна и земная цдака.
Идём дальше.
Буква цадик.
С неё начинается слово цэлем צֶלֶם אֱלֹהִים – образ, по которому Б-г сотворил человека. Праведник – это человек, который существует по образу Всевышнего. Это глубина.
Слово цадик в гематрии обозначает 204. Слово вера обозначает 102. Если вы сложите две веры: то получите 204 – слово цадик – праведность. Поэтому вы читаете в евангелии: благодать на благодать. Эти понятия всегда существовали у евреев, когда они связывали два слова вместе, чтобы получить один результат. От силы в силу, от веры в веру. Вера на веру рождает праведность.
Аввакума 2:4 Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет.
הִנֵּה עֻפְּלָה, לֹא־יָשְׁרָה נַפְשׁוֹ בּוֹ; וְצַדִּיק בֶּאֱמוּנָתוֹ יִחְיֶה׃
Когда ты читаешь בֶּאֱמוּנָתוֹ бэимунато – мудрецы говорят так: здесь мы видим две веры. Вера Б-жественная и вера человеческая. Когда они соединяются вместе, называется бэимунато, от слова эмуна. И тогда оно рождает ещё определение: цадик. Иными словами, цадик умножает свою веру на два и потому он является праведником.
Откроем псалом 36:
Псалом 36:25 Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:
נַעַר הָיִיתִי, גַּם־זָקַנְתִּי וְלֹא־רָאִיתִי צַדִּיק נֶעֱזָב; וְזַרְעוֹ, מְבַקֶּשׁ־לָחֶם
Мы видим, что праведник никогда не оставлен, более того, его потомки не оставлены. Сегодня видишь огромное количество христиан, которые постоянно просят деньги. А здесь говорится, что он такого не видел.
Псалом 36:26 он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет.
כָּל־הַיּוֹם חוֹנֵן וּמַלְוֶה; וְזַרְעוֹ, לִבְרָכָה
На иврите милует – חוֹנֵ хонен – даёт отпущение, וּמַלְוֶה – даёт взаймы
Псалом 36:27 Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:
סוּר מֵרָע וַעֲשֵׂה־טוֹב, וּשְׁכֹן לְעוֹלָם
Слово וּשְׁכֹן шихэен – от шехина Б-жие присутствие.
Сторонись зла и делай добро и Б-жие присутствие будет на тебе.
Псалом 36:28 ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится.
כִּי יְהוָה אֹהֵב מִשְׁפָּט, וְלֹא־יַעֲזֹב אֶת־חֲסִידָיו לְעוֹלָם נִשְׁמָרוּ; וְזֶרַע רְשָׁעִים נִכְרָת
Здесь мы видим слово мишпат – это юридический термин. То есть не просто правду, а суд. Г-сподь любит суд.
Псалом 36:29 Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.
צַדִּיקִים יִירְשׁוּ־אָרֶץ; וְיִשְׁכְּנוּ לָעַד עָלֶיהָ
Арэц – это Эрец Исраэль. Сегодня мы видим огромное количество христиан, которые возвращаются к еврейским корням. Это исполнение: праведники возвращаются в землю Израиля.
; וְיִשְׁכְּנוּ לָעַד עָלֶיהָ и опять мы видим слово обитать связано со словом шехина. Праведники будут наследовать землю и шехина – Б-жие присутствие будет обитать над ними вовек.
Псалом 36:30 Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.
פִּי־צַדִּיק יֶהְגֶּה חָכְמָה; וּלְשׁוֹנוֹ, תְּדַבֵּר מִשְׁפָּט
Слово הְגֶּה йягэ – от слова йигайот – у них мудрая логика.
Псалом 36:31 Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его.
תּוֹרַת אֱלֹהָיו בְּלִבּוֹ; לֹא תִמְעַד אֲשֻׁרָיו
תּוֹרַת אֱלֹהָיו – Тора элохав – Тора Г-сподня в его сердце. Праведника нет без Торы.
Псалом 36:32 Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его;
צוֹפֶה רָשָׁע לַצַּדִּיק; וּמְבַקֵּשׁ, לַהֲמִיתוֹ
Поэтому если ты ни там и не здесь и всё у тебя «баланс», тебя никто не хочет умертвить, все хотят любить. Но если ты праведник и ты занял позицию, то раша – нечестивые, они будут преследовать тебя, чтобы тебя умертвить. Праведник – не человек способный угождать всем. Он способен угождать только Б-гу.
Псалом 36:32 но Господь не отдаст его в руки его и не допустит обвинить его, когда он будет судим.
Псалом 36:33 Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь.
Поймите, праведник будет всегда в курсе событий – новости, интернет, всё нормально. Он должен видеть, как Б-г воздаёт нечестивым.
Псалом 36:34 Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу. Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность {такого} человека есть мир;
שְׁמָר־תָּם וּרְאֵה יָשָׁר; כִּי־אַחֲרִית לְאִישׁ שָׁלוֹם
Синодальный перевод говорит: смотри на праведного, но иврит говорит יָשָׁר – человек, идущий прямыми путями. Кто такой праведник? Это яшар лев или яшар дерех – человек, идущий прямым путём.
ибо будущность {такого} человека есть мир;
Псалом 36:35 а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет.
וּפֹשְׁעִים נִשְׁמְדוּ יַחְדָּו; אַחֲרִית רְשָׁעִים נִכְרָתָה
נִשְׁמְדוּ יַחְדָּו ишмиту яхадав – полностью истребятся.
У праведника позиция такая: он занял сторону света, а тьма против него. Если ты хочешь во всех вопросах быть своим, то ты и не праведник. Праведник – человек, который умеет занять позицию и вызвать оппозицию.
Псалом 36:39 От Господа спасение праведникам, Он — защита их во время скорби;
וּתְשׁוּעַת צַדִּיקִים מֵיְהוָה; מָעוּזָּם, בְּעֵת צָרָה
וּתְשׁוּעַת – йешуат – спасение праведникам от Г-спода. Не от людей. От людей не дождётесь никакого спасения.
Он — защита их во время скорби;
מָעוּזָּם – меозам, от слова оз – сила. Он их сила во время скорби.
צָרָה – слово цара ложится в корень слова мицраим – Египет. От Г-спода спасение праведников и Он защита их от Египта и от скорби и всего того, что приходит оттуда. Потому что они оттуда вышли не за ручку с фараоном: чуть-чуть с фараоном и чуть-чуть с Б-гом… Не бывает такого: немного золотому тельцу помолимся и немного Моисею. Не бывает. Праведник -человек, у которого много врагов и у него есть один руг – это Г-сподь.
Псалом 36:340 и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают.
וַיַּעְזְרֵם יְהוָה, וַיְפַלְּטֵם יְפַלְּטֵם מֵרְשָׁעִים וְיוֹשִׁיעֵם; כִּי־חָסוּ בוֹ
Он спасёт их, потому что они обрели в Нём своё укрытие. Это серьёзная доктрина о праведнике. Возьмите фарисеев во времена Йешуа и соотнесите их со стандартами Давида. Вы поймёте, что они не подходят под эти стандарты, потому что саддукеи заигрывали с Иродом. Они были продажны. Это была элитная вершина власти. У нас в Израиле этого хватает. Соотнесите понятие праведник с 36 псалмом, и вы поймете и увидите стандарт. Величайший стандарт праведного человека – находится в оппозиции к миру и в дружбе к Г-споду. Аминь.