Второзаконие 6:5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
וְאָהַבְתָּ, אֵת יְהוָה אֱלֹהֶיךָ; בְּכָל־לְבָבְךָ וּבְכָל־נַפְשְׁךָ וּבְכָל־מְאֹדֶךָ׃
Чудесно! Невозможно здесь ничего добавить. люби Господа, Бога.
Когда ты любишь – невозможно любить наполовину, невозможно любить чуть-чуть и назвать это любовью. В семье невозможно любить жену и ещё кого-то. Ты можешь любить только одну женщину, только одного мужчину. Если ты любишь – ты любишь централизовано, целесообразно, точечно. Любить Б-га – это значит поставить Его выше всего, это значит сделать Его центром своей жизни. Слово ахава происходит от корня хав, которое литературно обозначает: дай, давать.
Люди на протяжении всей истории ломают голову, рассуждая что такое любовь. Многие сломали копья, психологи уже сломали все мозги нам и пытаются объяснить, что такое любовь. Иврит объясняет нам это двумя простыми буквами: хей и вав. Дай.
Настоящая любовь – это что-то дать. Это что-от отдать от себя кому-то. Когда ты отдал кому-то без лишних слов, хвальбы, заявлений – не надо слишком много говорить: «Я тебя люблю. Я тебя так люблю, дорогая!
— Если ты меня любишь – иди посуду хоть помой, иди хоть на работу выйди один день. Отдай что-то для того, чтобы вложить в эту любовь. Если ты ничего не отдашь, это не называется любовь, с точки зрения библейского языка иврит. Может быть – это чувственная греко -римская любовь, где всё воплощено в эмоциях, страсти, порывах. Но любовь с точки зрения иврита – это что-то отдать.
Иоанна 3:16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Он не просто возлюбил этот мир и «слёзы Его капали, как огромный Ноев потоп». Нет. Он отдал не просто что-то ненужное, «лежащее про запас». Он отдал самого Себя, Своего Сына. Понятие Сын – это собирательный образ отца. Это та часть Отца, которая была отдана на этой земле. Иными словами, если бы я отдал своего сына, я бы в конечном итоге отдал себя. Потому что я неразделен со своим сыном, хотя мы две отдельных личности, но Б-г Отец – это одна личность, Сын является собирательным образом для того, чтобы понять, что Отец отдал Себя. Он отдал себя и это существенно принципиально. Вся наша жизнь строится на том, что мы отдаём себя. Человек, который нашёл ту цель, ради которой он отдаёт себя – это счастливый человек. Если он нашёл цель, ради которой он живёт и отдает себя -его жизнь приобрела смысл. Если он не нашёл цели, ради которой он может отдать и раздать себя -его жизнь в тупике. Она так и продолжает быть в состоянии безысходности, потому что он не воплотил самую главную функцию в своей жизни – это раздать себя.
Писание нам говорит очень просто о Йешуа – Он полностью раздал Себя, настолько раздал, что превратился в бедного и нищего раба, висящего на кресте и умирающего за нас. Он отдал всё. Он снял с себя царские одежды, корону и Он полностью раздал себя, как нечто земное и человеческое.
Это было необходимо сделать, потому что это самая высшая цель любви – люби Господа, Бога твоего. В отличие от всех религий, где нужно бояться Б-га, замаливать, упрашивать богов, приносить жертвы для того, чтобы смиловать богов над своей судьбой. Люди так понимали Б-жественность, которой они отдавали что-то для того, чтобы умилостивить.
Но здесь мы видим, что все жертвы призваны сфокусировать нас только на одном чувстве – мы должны в конечном итоге полюбить Б-га. Невозможно что- то полюбить, если фигура, предмет любви не полностью обладает тобой. Вы понимаете, что никто бы не вступил в брак, если бы твоя женщина или твой мужчина полностью не обладали всем твоим миром. Правильно? Невозможно любить немножко. Невозможно влюбиться чуть -чуть. Человек устроен так, что если он любит – то любит полностью и его привязанность, к объекту, который он любит – она сумасшедшая. Любить – это правильно и верно с точки зрения вечности и верно с точки зрения земли. Поэтому если мы не любим – что-от обделено внутри нас.
люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим
когда употребляется слово «всем» — это значит, что в сердце ничего не должно быть ещё, что может быть выше любви Б-жией. Я могу любить жену, детей. Но это никогда не должно быть больше, чем я должен любить Всевышнего.
Всем – это значит все разделы, которые есть в моём сердце должны быть охвачены влечением Б-жиим. Эту теорему невозможно объяснить на пальцах. Нет уравнения, который может высказать это. Это глубинное составляющее нашего естества.
И написано: и всею душею твоею
Уникально, потому что душа связана с нашими эмоциями, чувствами, разумом. Как же мы можем эмоционально, чувственно и разумно любить? Это нечто другое, чем просто страстная любовь, которая лишена разума, здравости. Ты безумно любишь кого-то и у тебя «срывает крышу». Нет. Любить разумом или любить душой – это любить правильно, понятно. Б-г призывает нас не к фанатичной любви, что мы можем теперь заложить бомбу и взорвать её где-нибудь «ради любви», потому что какие-то нечестивцы осквернили. Нет. Любовь к Б-гу – разумное понятие. Не безумное, не фанатичное.
Один человек, его звали Стивен Кови сказал: если лестница приставлена не к той стене, то сколько бы ступенек вы не одолели, всё равно придёте не туда.
Не важно сколько ступенек вы поднимаетесь по лестнице, если лестница стоит не у той стены.
Неважно какие религиозные потуги мы совершим, но, если всё это не ведёт к любви – это не ведёт никуда.
Любовь не взята в Новом Завете. В Новом Завете она подтверждена. Любовь взята из Торы. Это глубинная составляющая всей Торы Моисея.
Левитов 19: 18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш].
אֶת־חֻקֹּתַי תִּשְׁמֹרוּ, בְּהֶמְתְּךָ לֹא־תַרְבִּיעַ כִּלְאַיִם, שָׂדְךָ לֹא־תִזְרַע כִּלְאָיִם; וּבֶגֶד כִּלְאַיִם שַׁעַטְנֵז, לֹא יַעֲלֶה עָלֶיךָ׃
Что такое мстить? Один человек сказал, что месть – это невыпущенный гнев. Человек, который не выпустил гнев, он составляет какую-то месть. Он куёт какие-то замыслы. В конечном итоге все наши «кухонные» обсуждения других людей – невысказанная боль. Для того чтобы не впадать в месть, нужно общаться и нужно разговаривать. Месть накрывает каждого человека. Каждый хочет отомстить, но для того не дать мести овладевать нами людям нужна коммуникация. Людям нужно высказать свою боль. Поэтому Писание говорит нам, чтобы мы общались друг с другом. Для этого создана община, отношения. Для этого создано всё -для того, чтобы мы выпустили наш гнев.
Не мсти и не имей злобы.
Это чудесно! Как не иметь злобы, если люди, которые окружают тебя, не достойны даже тени, которая от них падает? Как не иметь злобы, люди, которые находятся рядом ужасны. Как себя сохранить от этой злобы?
и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш].
Здесь заложен глубокий корень: я не могу сделать ближнему моему что-то, чего я не хочу желать себе. В этом заложен весь успех жизни.
Один ученик пришёл к Шамаю и сказал: научи меня Торе, пока я буду стоять на одной ноге. Учитель Шамай прогнал его и тогда тот пошёл к Гилелю.
Гилель – прадедушка Гамалиила, у которого учился ап. Павел был руководителем фарисейской школы -прушим, учителей Торы. Гилель был один из известнейших мудрецов того времени.
И сказал ученик: научи меня Торе, пока я буду стоять на одной ноге. Гилель сказал суть: то, что тебе ненавистно не делай ближнему.
Теперь иди и изучай Тору. В этом вся Тора, всё остальное лишь комментарии. Иди, ступай и учи.
У Йешуа спрашивают какая наибольшая заповедь в Торе, и Он повторяет эту цитату Гилеля, соотнося себя фактически со школой фарисеев и это правильно. Фарисейская школа была по сути своей правильной. Если бы они следовали учению Гилеля, они бы не впали в то, во что впали, во времена Йешуа.
Матф 22:36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:38 сия есть первая и наибольшая заповедь;39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Почему они спросили именно этот стих? Потому что для них было важно Йешуа относиться к какому течению? Меня часто спрашивают: пастор, вы говорите на языках? Это важно, для того чтобы понять вы харизмат или баптист? Я говорю, что я не баптист и не харизмат. Я мессианский еврей. Эти вопросы не подходят нам, для нас, но когда люди задают эти вопросы: «у вас хлопают в ладоши во время прославления?» Я говорю: «и ногами топают. А бывает и вообще не хлопают». Бывает просто некому хлопать.
Его спросили тот же стих, и он повторил тоже из книги Второзакония: возлюби ближнего твоего, как самого себя.
Любовь к другим людям выражается тем, на сколько я правильно отношусь к своей жизни. Если я проклинаю свою жизнь, то нет надежды, что я чью-то жизнь буду благословлять. Если я не люблю свою жизнь, то нет надежды, что я буду любить кого -то и если я не нравлюсь себе и моя жизнь – сплошная тьма и депрессия, то конечно же нет шансов, что я буду ободрять кого-то и любить кого-то. Если на своей жизни я поставил точку, то нет шансов, что на чью-то жизнь я поставлю плюсик или знак умножения.
Если от своей жизни я отвернулся и моя жизнь для меня ничего не значит и я говорю: «Зачем я родился на этой земле и вся жизнь моя суета и дни мои ничто и жена моя, и дети мои, и я…» , то нет шансов, чтобы я мог кого-то полюбить. Поэтому в сути своей любовь – это выражение того, что находится в нашем сердце по отношению к нам самим. В чём суть? Люди не способны любить других людей, прежде чем они не примут себя, прежде чем не полюбят себя и не согласятся, что они есть те, кто они есть и не начнут заниматься своей жизнью.
Мы постоянно хотим заниматься кем-то, чьей-то жизнью. Мы постоянно хотим всем советовать, всех учить, нравоучать, морализировать. Мы всегда знаем, что нужно делать и из этой всей концепции мы остаёмся одинокими и отверженными, потому что оказывается никто не хочет нас слушать. Потому что никому, по сути, не важны твои слова. Всё, что людям важно – то, как ты сам живёшь. Они хотят посмотреть на тебя: что есть в твоей жизни такое, чем бы они могли пользоваться? А если твоя жизнь – сплошная бяка, а ты всех пытаешься учить и советовать, как надо жить и поступать. Если твой брак развалился, а ты пытаешься нравоучать других. Если бедный будет учить богатого как разбогатеть, а больной будет учить здорового как чувствовать себя хорошо – это утопия. Не может раб учить царя, как править государством. Человек, не способный любить свою жизнь не может любить других людей. Поэтому мы любим других ровно в той степени, как мы любим себя. Мы отдаём другим ровно на столько, насколько мы принимаем всё сами в своё сердце.
Если ты чувствуешь, что ты уродец, твоя жизнь не удалась, твой брак не правильный. Если ты чувствуешь, что твой муж калека, а твои дети ушли от тебя -если всё это ты собираешь вокруг своего сердца и говоришь и завидуешь другим людям, нет шансов, что у тебя найдётся капелька любви для кого-то ещё. Тебе нужно получить собственное исцеление своего сердца и своей души.
Чтобы ты мог посмотреть на себя не глазами других людей, не глазами обстоятельств, не глазами тех, кто ожидает что-то от тебя, а Б-жественными глазами посмотреть – ты Его творение. Он сотворил тебя на этой земле и ты, по сути, как творение уникален и прекрасен. И как творение Всевышнего, у Него есть для тебя замечательный надел, у Него есть удел. И даже, если что-то не удалось -всегда можно начать снова. И если ты начнёшь с этого момента, у тебя появится что-то – что ты можешь передать другому человеку. Поэтому это Б-жественно мудро – любить ближнего. Если бы было сказано: и возлюби ближнего и на этом бы всё остановилось. Мы ничего бы не поняли. Но поскольку сказано – как ты любишь себя и относишься к себе, здесь мы понимаем, что вся наша морализация здесь останавливается. Нам нечего дать другим людям, если мы сами из себя ничего не представляем. Это большая проблема этого мира. Это большая проблема проповедников, которые говорят красиво и извлекают правильные библейские слова, но живут совершенно иной жизнью. И люди интуитивно ловят эти внутренние волны, что его слова расходятся с его жизнью. И тогда, что бы он не говорил, он не производит на уровне подсознания никакой импульс для изменения.
Но если ты видишь человека, который вложил свою жизнь и когда он открывает свои уста, тебе хочется услышать каждое слово. Вот почему за Йешуа шли столько людей. Вот почему Йешуа производил такое большое впечатление посреди религиозного истеблишмента. Потому что религиозные деятели говорили всё правильно и правильно делали, но они жили неправильно и в этом была их ошибка. Йешуа излучал, транслировал определённое Б-жественное присутствие. В простоте Его слов люди чувствовали, что Он живёт так, как Он говорит. Они ощущали целостность в Его душе. Что Он есть тот, о котором Он говорит. Вот почему они так любили Его и шли за ним.
Был сборщик налогов Матфей. Сидел в своей палатке, собирал налоги. Йешуа подошёл и говорит:
Матфей 9:9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
Откуда такая сила убеждения? Если я подойду на улице и кому-нибудь скажу: оставь, брось свою палатку, свой киоск и иди ко мне в церковь. Они прогонят меня, как Шамай прогнал язычника. Потому что я не произвожу того, что производил Мессия.
Почему все наши евангелизации заглохли? Почему в мире сегодня невозможно проповедовать? Потому что люди думают, что через слова они убеждают других людей. Не слова, дорогие, убеждают других людей, а жизнь твоя убеждает их, что есть истина. Почему все евангелизации зашли в тупик? Потому что когда ты встречаешься с человеком и начинаешь говорить о Б-ге, то ты транслируешь ему высокомерие: «Я праведный, а ты грешный. Я святой, а ты нечестивец. Я верующий, а ты неверующий». Если ты подходишь на таком условии, то ни один человек не спасётся какие бы книжки ты не раздал. Книжки ничего не дают.
Ты же хочешь, чтобы тебя уважали, чтобы тебя полюбили, чтобы тебя тоже ценили даже если ты последний грешник. Ты же хочешь, чтобы к тебе отнеслись как к человеку, а не как к грешному отродью, которого надо срочно спасти от сковородки ада, чтобы черти не закололи его треножными штопорами и не кинули его в печь.
И если мы устраиваем такие дебаты о Б-ге, все наши дебаты обречены на неудачу. Все говорят сегодня в один голос: евангелизация не работает. Они не работает, потому что во всём мире тебе что-то хотят продать. 500 раз в день мне звонят на телефон: купи это, купи это. Тебе все хотят всё продать. И когда на улице ты встречаешь человека, который хочет «продать» Б-га и который хочет завербовать в свою секту, пригласить тебя в свою место собрания, где что-то произойдет с тобой – люди не глупцы и не дурачки. Они не ведутся на эти вещи. Но если, встречаясь с человеком, ты будешь транслировать любовь двигать принятие, излучать уважение, и ты проявишь любовь. Я скажу тебе – не важно, что ты скажешь, и как ты объяснишь. Единственное -восприятие этого человека, вот что является Б-жественной сутью. Писание говорит нам очень просто, что, если ты любишь, это значит, что Б-г обитает в тебе. Это так просто! Люди ломают голову, как это Б-г обитает во мне?
В этих молитвах или тех молитвах? В этих собраниях или тех?
Библия точно учит нас – там, где люди любят друг друга – они не могут это делать силой плоти. Там обязательно присутствует Всевышний. И вот к чему мы должны расти – это не к религиозному фанатизму — замолить всех на языках.
А чтобы, когда человек зашёл в эти двери мы к нему не подскочили в религиозном фанатизме. Это всё безумные идеи и безумная наша жизнь. Смеяться над собой правильно. Когда человек заходит, и ты транслируешь ему принятие и источаешь благоухание, улыбку, любовь и добрые слова – неважно что он здесь услышит и поймет. Важно, что он будет чувствовать себя хорошо.
И вот это ощущение оно глубоко и серьёзно заходит внутрь человеческого сердца и остаётся всю нашу жизнь. Поэтому мы должны не только любить, мы должны и охранять любовь. Мы должны её оберегать.
Мы должны охранять себя прежде всего, чтобы продолжать любить. Потому что, если я огорчён, раздражён и кто-то наехал мне на ногу, и я пришёл в пятницу на служение и не хочу никого видеть. И не дай Б-г, чтобы кто-нибудь подошёл и заговорил со мной. «Я пришёл славить Господа». Но тут не та музыка, кто -то флагом заехал и что-то понеслось и никак не могу собраться любить. В таком состоянии ты не можешь любить. Потому что ты не хранил себя до того, как ты сюда зашёл. Если бы ты хранил себя, своё сердце и пришёл сюда – у тебя был бы совершенно другой импульс.
Притчи 4:23. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.