Сегодня мы поговорим на очень интересную тему: «Еврейский взгляд на спасение».
Не секрет, что сегодня, в современных христианских церквях спасение ставится во главу угла. Это самый простой и лёгкий способ вбежать в рай. Для многих людей это просто «поставить галочку», «занять лучшее место», «быть в числе избранных», «нажать волшебную кнопку».
Многие люди вызываются к алтарю, к покаянию. Но происходит ли на самом деле это покаяние – никто не знает. По каким-то таинственным способам, в последнее время, это существует только в современном христианстве и в исламе – когда исповедание приобщает тебя к определённой религии.
Иными словами, если человек скажет: я верю в Иисуса Христа и принимаю Его в своё сердце, то в этот момент он получает спасение и становится христианином. То же самое происходит и в исламе. Происходит исповедание: я верю в Аллаха и посланного им пророка Мухаммеда. И в эту самую секунду кем-бы человек не был, он становится мусульманином.
Эти вещи прокрались в христианство из некоторых стихов из Библии, которые в принципе взяты ап. Павлом из Торы, где он говорит:
Римлянам 10:9,10 ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
И мы поверили в эту фразу таким образом, что мы должны сказать что-то своими устами и таким образом это сразу делает нас спасёнными. Но нет ничего дальше от этого утверждения, потому что спасение – это не акт. Спасение – это путь.
Нет никакого акта, который может сделать тебя спасённым. Спасение – это Б-жий путь, и он тянется на протяжении всей жизни. Спасение для евреев, а мы сегодня говорим именно о еврейском взгляде на спасение…Спасение – это не путь в рай, а путь к святости. Ни один еврей не задумывается о том, что будет ли он в раю, какие в раю будут заняты места, что будет в раю, какие позиции он будет занимать там. Больше всего еврея интересует святость. Он знает, что если он угождает Всевышнему в своей жизни, то у него есть надежда на будущий мир. Но никто никогда не берётся занимать утвердительную позицию.
Из-за этого неправильного убеждения есть много путаницы. Формируется вопрос: может ли человек терять спасение? Если мы находим спасение, нажав кнопку, то конечно мы можем потерять спасение, отжав эту кнопку. Нажал кнопку -спасённый, отжал кнопку -не спасённый. Сказал исповедание веры – спасён. Через 5 минут пошёл закурил сигарету – потерял спасение. Через 3 минуты пошёл покаялся – снова спасён, потом пошёл наступил кому-то на ногу, обозвал кого-то – потерял спасение. Через 5 минут нашёл спасение, через 10 минут потерял спасение. Это всё взято из непонимания – что же такое на самом деле спасение.
Мы поговорим сегодня о нескольких очень важных разделах в этой области. Конечно, это тема очень большая и говорить о ней быстро невозможно, но мы немного затронем.
Иакова 2:14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
Послушайте как поставлен здесь вопрос. Теперь я прочитаю вам, что говорит перевод Давида Стерна:
Иакова 2:14 Что в этом хорошего, братья мои, если кто-то хвалится верой, но не делает того, что подтвердило бы его веру? Способна ли такая «вера» спасти его?
Иными словами, даже если у тебя есть вера ко спасению, но ничего в твоей жизни не определило эту веру, твоё спасение – это выдуманная позиция, выдуманный шаг для проповедников, которые хотят поставить галочку на то, что на их служении спаслось Х человек.
На самом деле спасение – не акт исповедания, крещения. Спасение – это путь. Это подтверждение твоей веры твоей жизнью. Поэтому спасение невозможно принять, его можно только совершить.
Так же невозможно найти счастье. Был несчастным – вдруг проснулся счастливым. Такое невозможно. Счастье – это собирательный путь на всей жизни. Счастье – это труд из неудач и провалов, который в конечном итоге при анализе всех лет подводит итог, как в конце графы есть: ИТОГО. Итого – я счастлив.
Но мы хотим, чтобы у нас была волшебная кнопка, нажав которую мы сразу переходим в спасение. Я был мёртвым, грешником и стал сразу праведником. Такого не существует. Для того, чтобы быть праведником нужно жить праведной жизнью.
Никто никогда становился праведным, только потому что он что-то сказал. Это так легко, ничего не надо делать – сказал правильную вещь, заявил правильное исповедание и сразу стал праведным. Христиан на земле миллиард. Но ты смотришь на этот миллиард и берёшься за голову. Потому что 90% из этого миллиарда – никуда не годятся. Но они все считают себя спасенными. Это большая ошибка, потому что спасение – это вопрос пути, а не вопрос акта.
Это первое, что нужно усвоить в своей жизни. Мы совершаем спасение и спасены в надежде – так говорит Писание нам, чтобы мы не обольщались о себе, что: «я заявил, поднял руку, помолился молитвой грешника вдруг сразу перешёл в статус избранных.
Если бы всё было так легко, на нашей земле наступил бы рай. Мы бы все, при одном исповедании веры, зажили как настоящие праведники. Но понимание праведника – кто такой цадик – вопрос все жизни.
Спасение с точки зрения иврита, употребляется часто во множественном числе. Так называемый йешуот – спасения, во множественном числе. Это спасение не только какого-то конкретного момента, а это глобальный взгляд на все существующие виды спасений. Спасений может быть очень много.
Псалом 27:8 Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
יְהוָה עֹז־לָמוֹ; וּמָעוֹז יְשׁוּעוֹת מְשִׁיחוֹ הוּא
Здесь слово спасение употребляется йешуот – во множественном числе.
Господь – твердыня всех спасений. Оказывается, спасений много. Слово спасение – это помощь во всех сферах и избавление. Поэтому спасение – очень многогранный, многообразный акт.
Псалом 115:4 Чашу спасения прииму и имя Господне призову.
כּוֹס־יְשׁוּעוֹת אֶשָּׂא; וּבְשֵׁם יְהוָה אֶקְרָא׃
Кос йешуот – не просто спасение, а чашу спасений. Спасений – их много. И когда мне говорят, что спасение только так и никак иначе не может быть, то я говорю – спасений очень много.
Среди народа Израиля было огромное количество видов спасения.
Исайя 45:17 Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков.
Речь идёт о будущем времени в синодальном переводе. А оригинальный текст говорит: Израиль спасён Господом спасением вечным.
יִשְׂרָאֵל נוֹשַׁע בַּיהוָה, תְּשׁוּעַת עוֹלָמִים; לֹא־תֵבֹשׁוּ וְלֹא־תִכָּלְמוּ עַד־עוֹלְמֵי עַד
Здесь поднимается вопрос: как он может быть спасён – он не верит в Иисуса? Я скажу так: Иисус находится в комплекте с Б-гом Отцом. Они идут три в одном. Народ Израиля, который верит во Всевышнего, в Нём есть комлект: Отец, Сын и Дух Святой.
Израиль спасён Господом спасениями вечными. Не устыдитесь вы и не осрамитесь вовеки веков.
Смотрите как построен этот невероятный вопрос. Опять же здесь употребляется так же множественное число. Тшуот — это тоже множественное спасение. То есть Израиль спасениями вечными.
Здесь мы приходим к огромному пласту, потому что когда мы смотрим на народ Израиля, мы видим какие множественные спасения Г-сподь ему давал.
Мы скоро приходим к празднику Пурим. Праздник Пурим – тоже вид спасения. Это спасение из Вавилона. Потом приходим к Песаху. Песах – тоже вид спасения. Это спасение из Египта. Всё, что мы знаем о народе Израиля – виды спасений.
Г-сподь послал Гедеона и спас Израиль. Г-сподь послал Давида и спас Израиль. Г-сподь послал царя … и спас Израиль. Г-сподь послал слово Своё и спас Израиль.
И написано, что Г-сподь послал Машиаха, чтобы спасти народ свой. И здесь мы видим огромное количество спасений. И эти спасения окружают народ Израиля. Исайя утверждает здесь, что народ Израиля уже спасён спасениями вечными. Это утверждение мне нравится.
Г-сподь всё время призывает народ Израиля держаться своего спасения. Спасение – не термин из Нового Завета. Это термин из Торы, из Танаха, где Всевышний является спасением для народа своего. Об этом цитирует нам много стихов.
Если мы говорим о спасениях, как о количественной форме, то наивысшая форма спасения – спасение в Машиахе. Если мы говорим о множественных спасениях, то это самая наивысшая форма спасения и к этому спасению Израиль тоже идёт. Написано:
Римлянам 11:26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
Иными словами, он от одного спасения переходит к другому, третьему… И придёт время, когда он будет спасён самым высшим своим спасением. Из-за непонимания происходит много моментов, когда народ Израиля отправляют сразу к язычникам и говорят так: «Если вы не такие как мы, значит вы никогда не унаследуете спасение».
Это не соответствует ни пророкам, ни Библии, ни обетованиям.
Иеремия 23:3 И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться.
На иврите:
וַאֲנִי, אֲקַבֵּץ אֶת־שְׁאֵרִית צֹאנִי, מִכֹּל הָאֲרָצוֹת, אֲשֶׁר־הִדַּחְתִּי אֹתָם שָׁם; וַהֲשִׁבֹתִי אֶתְהֶן עַל־נְוֵהֶן וּפָרוּ וְרָבוּ׃
Вэ ани икавэц -соберу. Первое движение, которое было в Израиле – это кибуцное движение. Кибуцное движение связано со словом «собирать». Есть такое понятие «кибуц галуйот» — собирание из галута.
И здесь Г-сподь говорит: Я начну кибуцное движение из остатка стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их.
Когда я приехал в Израиль, то попал в кибуц. Я попал в это обетование. Я жил в одном кибуце полгода и в другом кибуце полгода и очень хорошо знаю жизнь в кибуце.
Раньше я не понимал, почему названо от слова кибуц, пока не прочитал это в Торе. Это Б-жье обетование, создание собирательного процесса.
Иеремия 23:4 И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь.
Теряться не будут, потому что мы постоянно терялись. То в Европе, то в Англии, то ещё где-то.
Иеремия 23:5 Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную,
Отрасль называется цемах цдака צֶמַח צַדִּיק
и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле.
Кто такая отрасль праведная? Это Машиах. Сколько здесь спасений в этих стихах. Именно спасений. А начинается всё с кибуца.
Иеремия 23:6 Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь оправдание наше!»
Господь оправдание наше — Адонай цидкейну — יְהוָה צִדְקֵנוּ
Праведность наша -Г-сподь.
Иеремия 23:7 Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской»,
То есть этот акт спасения мы уже прошли, но теперь переходим ещё к одному спасению.
Иеремия 23:8 но: «жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их», и будут жить на земле своей.
כִּי אִם־חַי־יְהוָה, אֲשֶׁר הֶעֱלָה וַאֲשֶׁר הֵבִיא אֶת־זֶרַע בֵּית יִשְׂרָאֵל מֵאֶרֶץ צָפוֹנָה, וּמִכֹּל הָאֲרָצוֹת, אֲשֶׁר הִדַּחְתִּים שָׁם; וְיָשְׁבוּ עַל־אַדְמָתָם׃
כִּי אִם־חַי־יְהוָה, אֲשֶׁר הֶעֱלָה – ке имла Адонай ашер элла
От этого слова происходит слово алия.
Здесь буквально написано так: жив Г-сподь, который поднял репатриацию в Израиль и который привёл племя дома Израиля из земли северной.
Посмотрите, как чётко написано здесь.
עֱלָה — Он сделает алию. Алия – это репатриация евреев в Израиль. Г-сподь говорит – Я совершу алию и будет кибуцное движение. И всё это будут – спасения. Спасения – это множественная форма всех чудес, которые творит Г-сподь с народом Израиля.
Дело в том, что народы языческие этих спасений не знают, не имеют как народы. Поэтому спасение, в глазах современного христианина – это индивидуальное решение отдельной субъектной личности. «Я принял решение спастись». Когда Г-сподь говорит о спасении, Он говорит о национальном спасении, Он говорит о народе. Ни один народ не имеет обетования быть спасённым, кроме народа Израиля.
Третий шаг – личное спасение язычников и национальное спасение Израиля.
На самом деле личное спасение тоже прописано в Танахе, потому что написано, что праведник верой жив будет.
Аввакум 2:4 душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет.
Это конкретно отдельному праведнику, который будет жить верой.
О Израиле сказано: народ Мой будет спасён.
Захария 8:7 Так говорит Господь Саваоф: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захождения солнца; и приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде.
Это сказано только о народе Израиля. И это мне вселяет надежду, что народ Израиля в конечном итоге переходя от множественных спасений, получит свой самый верхний желаемый результат – получит Машиаха, которого ждёт и в Нём получит самое большое заключительное спасение.
Ещё что хочу сказать – спасение – не акт, а путь. Невозможно принять спасение, можно только совершить спасение. Потому я не верю в понятие «я принял спасение». Есть понятие «я совершил спасение».
Филипийцам 2:12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,
Давайте прочитаем перевод Давида Стерна:
12. Итак, мои дорогие друзья, подобно тому, как вы всегда повиновались мне, когда я был с вами, ещё важнее, чтобы вы повиновались сейчас, когда меня с вами нет: продолжайте совершать своё спасение со страхом и трепетом,
То есть то, что ты заявил, что ты верующий – ещё не дало тебе основания говорить, что ты перешёл в статус спасения. Когда ты совершишь спасение и пройдёшь этот путь, тогда ты совершишь определённый труд и по этому труду ты будешь иметь шанс получить спасение.
Слово, которое написано «совершать», это слово на иврите лемамэш לאמאש – осуществлять или реализовывать. Корень этого слово «маса» מסע — путь, груз, поклажа, бремя, направление. Для того чтобы спастись, нужно взять своё бремя. Чтобы совершить спасение нужно нести ношу заповедей, святости, благочестия. Если кто думает, что это легко даётся, то он ошибается. Быть спасённым на земле и быть праведником на земле – каждодневное сражение и это путь, это маса.
1 Фессалоникийцам 5:8 Мы же, будучи {сынами} дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения,
Оказывается спасение – это надежда. Я надеюсь, на то что я спасён, а не я утверждаю, что я уже спасён. В этом есть большая разница, потому что от наших утверждений, конечно, многое не зависит. Хотя мы можем убедить себя, но жизнь может показать обратное. Мы будем судимы не по нашим заявлениям, а мы будем судимы по нашим делам.
1 Фессалоникийцам 5:9, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа,
смотрите, мы совершаем спасение в надежде и Г-сподь хочет, чтобы мы спаслись, и мы спасаемся через Г-спода нашего Йешуа Мессию.
1 Фессалоникийцам 5:10 умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.
Не повторили за мной молитву грешника, жили вместе с Машиахом. Поэтому в комплекте этих стихов спасение – это жизнь вместе с Б-гом. Спасение – это путь, это «маса» — это совершение как Павел сказал:
2 Тимофею 4:7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил.
И последнее: Спасение, как исправление всего мира и как личное изменение. Некоторые люди хотят быть спасёнными, но им наплевать на этот мир. Им всё равно, что происходит в мире, в обществе. Они как улитки, которые закрываются в своём спасении и их больше ничего не волнует.
Приведу пример. Есть два вида праведника: праведник в шубе, а есть праведник у костра. Ной был праведник в шубе. Почему? Потому что он загнал животных, закрыл дверь и литраот. А Авраам был праведник у костра, потому что он не только грелся, но и приглашал других в свой шатёр. Потому что Авраам открывал шатёр свой. И приходили к нему и учились у него. Авраам был праведник у костра. А Ной был праведник в шубе – «мне тепло, я закутался, закрыл дверь и всё».
Йешуа говорит:
Матфея 28: 19 Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Идите, разжигайте свой костёр, не уходите в себя, не замыкайтесь на себе. Праведник, который в шубке – хороший праведник, но недостаточный. Должен быть праведник, который у костра, который даёт возможность распространить свою праведность на других людей.
Ной и Авраам. Ной находится в своём ковчеге. У него только в ковчеге одна его семья и животные. Мудрецы Торы говорят, что он так и не исполнил Б-жие поручение до конца, потому что воля Б-жья была не животных иметь в ковчеге, а людей. А из-за того, что люди не хотели не готовы были, то Ной загнал туда животных. Животные ненамного важнее, чем люди, поэтому Б-жья воля была, чтобы в ковчеге были люди, а не животные.
Авраам назван праведным, потому что он поверил Г-споду и вера вменилась ему в праведность и написано:
Бытие 22:18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
Это праведник у костра. О Ное не сказано, что Б-г благословит в семени его все народы, а об Аврааме сказано так. Поэтому есть праведность, которая замыкается на себе. А есть праведность, которая служит всему миру. Наше спасение – это не позиция «Я спасён, а на всё остальное мне чихать» Наша позиция – «Я получил жизнь, я передаю жизнь».
Но почему, те кто получает жизнь, с трудом её передают? Культивируем ли мы жизнь до такой степени, чтобы у нас появилось желание передать её другим людям? Или у нас такая жизнь, что нам не хочется передавать её вообще никому?
Часто мы думаем, что передача жизни – это удел евангелистов, проповедников, даровитых людей. На самом деле – жизнь, которую мы получили в Б-ге – удел каждого человека и каждый должен распространять свою жизнь. Но если эта жизнь его самого не удовлетворяет — он никогда распространять её не будет.
Я не был в сетевом маркетинге, но у меня есть друзья, работающие там. Там первое золотое правило – ты должен влюбиться в свой продукт. Ты должен в него верить всем сердцем, душой и разумением. И если ты так не любишь свой продукт, то ты не продашь никогда ни одной вещи, не сможешь никому реализовать.
Первое правило сетевого маркетинга: уверуй и будь фанатом своего бренда. Если ты не фанат своего бренда, то ты никак не сможешь передать его.
Когда я сегодня смотрю на современного верующего, то ему не хочется ничего передавать. Это говорит о том, что он совершенно равнодушен к «своему товару». Или он думает, что удел распространения ложится на конкретных людей, а он лишь потребитель.
Идея такая – если ты не распространяешь, то в тебе ничего не умножается. Но мы не любим искусственное распространение, когда к тебе подходят и начинают грузить: «Я тебе сейчас расскажу. Не надо быть таким, надо быть спасённым». Искусственный евангелизм действует на нервы. Он раздражает и отвращает людей ещё больше от истины.
Но когда ты встречаешь человека, который внутри наполнен этой жизнью – то совершенно не требуется никаких определённых манипуляций. Сама жизнь говорит сама о себе.
Когда ты встречаешь здорового человека – он бегает по утрам, например, то он не бежит с рупором и не кричит: «Я бегу. Посмотри на меня! Я бегу!»
Нет, он никого не трогает, не разговаривает ни с кем. Бежит себе. А ты идёшь чихаешь, переваливаешься и говоришь про себя: «Как же я ему завидую». Какой он счастливый, здоровый, пар из ноздрей, здоровьем пышет. А я вчера чихал, сегодня кашлял, завтра полежал, послезавтра снова покашлял. Как же я завидую этим людям!»
Друзья, вот это есть настоящий евангелизм. Не надо создавать рупоров. Надо просто бежать свой бег. Просто идти и жить.
Люди, которые видят тебя – они хотят это и они тебя расспросят. Скажут: «Что вообще происходит?» Это работает без лишней рекламы. А лишняя реклама отвращает людей.
Мы живём в период маркетинга. Каждую минуту звонит телефон: «Вы застраховались уже? Запишитесь на наши курсы… Позвоните нам… Вы выиграли…Мы приглашаем вас стать участником…»
Бесплатные телеканалы. Бесплатный интернет. Все хотят что-то втюхать, что-то продать. Люди уже имеют настолько стойкий иммунитет к этой отраве, что, когда они видят верующего – они шарахаются от него. Потому что он идёт с книжками и с каким -то заданием. У него задание.
«Пойдём с нами евангелизировать».
Я никогда не евангелизирую в Израиле и не пойду никогда. У меня нет задания кого-то куда-то обращать. Я живу своей жизнью. Кто хочет -спросит меня. Кому надо – заговорит со мной. У меня нет задания кого-то куда-то втягивать.
Я верю, что путь спасения — это не задание. Путь спасения – это Б-жие провидение для каждого человека. А эти задания – они лишь только разрушают и отвращают людей от способности слышать слово Б-жие.
Вы зайдите на форумы, почитайте что неверующие люди пишут о христианах, о церкви, о миссионерстве. Почитайте и вы увидите страшные вещи.
«Нет уже сил от них. 13 раз покаялись, 15 раз молились за исцеление. И в конце концов собрали с нам пожертвование». И когда ты смотришь на это, то понимаешь – это совсем не распространение спасения. Это шоу для слабонервных. Но это совершенно не тот путь, который Г-сподь хочет видеть.
Я считаю, что настоящий путь -путь жизни. Живи жизнью и твоя жизнь будет говорить за тебя.
Если эта жизнь тебя действительно наполняет. А если жизнь тебя не наполняет, а ты получил только задание, то все будут вокруг чувствовать, что это искусственное задание по вовлечению адептов в твоё движение. Это не является свидетельством.
Из этого рождаются вещи о скороспешном спасении. Быстро поймал, быстро помолился, быстро сказал слово «спасён», поставили галочку и объявили: «Сегодня у нас на конференции покаялось 1500 человек. Все они вышли к молитве покаяния.
Какие 1500 человек…
Потом поставили галочки, написали во всех журналах, показали по телевидению, собрали деньги со спонсоров и все счастливые все довольные, потому что всех покаяли. Все удовлетворены, кроме грешника. Он так и остался обделённым. И грешник понимает, что с ним играют в игру и он идёт на эту игру и он в неё играет.
Вышли на покаяние, сказал молитву. В конце дали продуктовый пакет, отвезли на экскурсию, дали ещё пакет. Грешник понимает, что с ним играют в игру: чтобы что-то получить – надо что- то сказать. Он говорит и получает. Неверующий человек очень быстро понимает суть игры. Хватает на лету.
В следующий раз он не против сделать то же самое, потому что знает, что в конце его ждёт какой-то бонус. Но об этом ли спасении на самом деле идёт речь? Нет.
Поэтому спасение – это путь, а не акт. Я много совершил актов спасения и многие люди повторяли за мной молитву покаяния. Только я их не вижу здесь. Их нет. Потому что их акт не подтвердился их делами.
А вот когда без лишних слов человек подтверждает делами своё спасение, то даже без лишних актов мы можем узреть спасение Б-жие в нём.
Когда я был спасён, никаких актов я не совершал. Дух Святой пришёл и коснулся меня. И я хочу сказать, что моё спасение продолжается каждый день и будет продолжаться до конца моей жизни. И поэтому я могу его потерять, потому что оно ещё не завершено. Оно завершится, когда я испущу свой дух и уйду на небеса. И тогда спасение завершит свой путь, и я обрету награду.
До тех пор, пока ты живёшь на земле, твоё спасение формируется. И не только твоё спасение, но и всего мира. Поэтому этот мир тоже ещё не спасён. В этом мире есть зло, болезни, дьявол, войны. Невозможно сказать, что мир совершенен. Мир находится в переходном процессе спасения.