Если нет муки нет Торы

Сен 15, 2024

Хочу поговорить с вами на одну интересную тему. Кто видел в интернете – эта тема описана одним из еврейских мудрецов.  Каждый раз когда я встречаю эту цитату, она производит во мне глубочайшее волнение.

Раби Элазар бен Азария или Рамбам — один из выдающихся мудрецов ешивы в Явнэ, бывший короткое время наси, а затем — верховным судьёй.

Раби Элазар происходил из коэнского рода Эзры, главы народа в период возведения Второго Храма. Кабалисты указывают, что он был также воплощением души Эзры, а последующим воплощением этой души стал выдающийся комментатор Торы Авраам Ибн Эзра. В год разрушения Храма ему было не более 15 лет.

Цитату, которую он сказал в Перкей Авот – трактаты Отцов. Очень интересный раздел Талмуда. Там написано так:

«Если нет муки – нет Торы,

а если нет Торы – нет муки».

Здесь удивительным образом проложен потрясающий баланс между мукой и Торой.

Я пытаюсь понять сегодняшнюю ситуацию в Израиле. Впервые у нас правительство просуществовало 2 месяца и кнессет развалился. Сейчас мы без правительства.

Мы живём одним днём. Может завтра на нас упадёт ракета, мы не знаем – поэтому мы привыкли перебежками от одно кризиса к другому перебегать. Мы не воспринимаем угрозы врагов. Мы уже не обращаем внимания. Мы уже привыкли. Все наши кризисы – барьеры, через которые перебегаем и прекрасно чувствуем.

Раби Элазар бен Азария сказал: если нет муки – нет Торы, а если нет Торы – нет муки.

 Он был очень богатым человеком. Отделял по 12 тыс тельцов на десятину! Жертвовал от своего имения. Если тебе приснился Раби Элазар бен Азария, то это к деньгам – говорили.

Он также говорил следующее:

Без Торы не может быть нравственности, без нравственности нет Торы.

Дереву, у которого ветвей много, а корней мало: налетает ветер, вырывает его с корнями и валит на землю. Но тот, чьи дела превосходят его премудрость, чему он подобен? — Дереву с немногими ветвями, но множеством корней — если даже все ветры мира обрушатся на него, они не сдвинут его с места…»

(Пиркей авот, 3:22).

Когда мы понимаем Тору, то мы должны понять, что без нравственности нет Торы. То есть использовать Тору для разжигания войны, оправдания каких-то еще нападений, это значит извращать Тору.

Ты должен понять: без нравственности нет Торы. Поэтому есть такое понятие «мусар» מוסר (мораль, нравственность) — оно цитируется и в Писаниях.

Проблема сегодняшнего сообщества в том, что люди сильно концентрируют своё внимание на духовном, но они не говорят о земном. Они считают, что земное – это душевное, бесовское, человеческое и от этого нужно избавляться, поэтому всё внимание людей приковано к духовному.

А человек состоит из двух миров: физического и духовного. Если ты постоянно духоманишь, то ты отрываешься от естественных вещей. За свои годы служения я увидел много духовных людей абсолютно безнравственных и антиморальных. Это люди говорят красивые духовные фразы, а поступают хуже, чем люди в этом мире.

Поэтому нам нужно обязательно акцентировать эти вещи, чтобы не терять правильный жизненный баланс, правильный жизненный импульс, середину между духовной жизнью и физической, между мукой и между Торой.

Мука – образ чего-то естественного без чего мы не можем существовать в этом мире. Без муки человек не мог сделать себе хлеб. Пшено может существовать долго, а мука всего две недели. Поэтому если мука где-то просто лежит, то она пропадает. Поэтому её надо воплощать во что-то, с ней надо что-то делать. Мука говорит о труде, о работе, что человек чем-то занимается, чтобы прокормить себя. Мука говорит о земных проблемах, о естественных ситуациях.

А Тора направляет наш внутренний взгляд на Всевышнего. Если нет муки, то нет Торы.

Иными словами, если ты не заботишься о том, чтобы у тебя была мука, о том, чтобы была сделана работа, чтобы была подготовлена работа, чтобы работа была сделана наилучшим образом, то практически ты не можешь приступить к Торе.

Сегодня огромное количество людей и они претендуют на духовность, но в этом мире они ничего не достигли: у них нет специальности, нет работы, нет ничего. Они в бедственном, нищем, бесхозном состоянии. Но они очень «мудрые, умные» по отношению к святым высказываниям, святым книгам. Но если у них нет муки – естественной жизни, то и нет Торы.

Если у тебя нет Торы, то у тебя нет муки.

Иными словами, без Торы ты тоже не можешь построить естественную жизнь. Ты не можешь построить правильно свой брак, правильно воспитать своих детей, правильно понять какую муку тебе делать – что и как тебе нужно делать.

Эти вещи настолько взаимосвязаны, и они не могут существовать одно без другого.

Слово «кемах» קמח – мука, связано ещё с несколькими словами.

Первое слово «кам» קום – вставать, начинать, сбывать, осуществляться, происходить. Когда «кам»

— ты начинаешь что-то делать, это призыв к действию,

Второе слово «моах» מח – человеческий мозг. Г-сподь призывает нас к разумному служению, служение не в отрыве от человеческого разума, понимания. Мы знаем как ап. Павел советовал общине в Коринфе: я лучше п

1 Коринфянам 14:19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на {незнакомом} языке.

 Потому что цель нашего собрания — это назидание. Если мы ничего не вынесли и нет у нас назидания, и мы ничего не поняли, то какая же цель от моей громогласной трубы., которая издает много звуков, а готовиться к сражению никто не может, потому что точного сигнала нет.

1 Коринфянам 14:8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?

У нас есть призыв идти к разумному служению, которое понятно и большому, и малому. Здесь нужен баланс: не делать упор слишком много на мозги, но в то же самое время и не оставлять их.

Один из известных еврейских учителей Рамбам, который жил в 12 м веке. Это очень важное высказывание. И сегодня для еврейской общины Рамбам является незыблемым авторитетом. Мне очень жаль, что ультра -ортодоксальный слой общины не понимает слов своего учителя.

Тоткто намерен заниматься Торой, не работая и живя на милостыню — оскверняет Имя [Б-га], и позорит Тору, и гасит светоч веры, и навлекает на себя беды, и лишает себя Вечной жизни; ведь запрещено получать выгоду от изучения Торы в этом мире.

Слова Рамбама, 12 век.  Величайший авторитет еврейской мысли. Почему же сегодня, когда наш религиозный истеблишмент (*от пер. англ. establishment — «установление») — власть имущие, правящие круги, политическая элита.), чтобы получить деньги на изучающих Тору, почему это не порицается мудрецами. Пророк говорит: вы забыли свои собственные слова. Утратили понимание собственных слов. Читаем вещи и не понимаем их значение.

Сегодня, я вижу, как наше общество перерождается, пытается выдавить из себя старое прошлое, ради того, чтобы войти в новое.

Не все русскоязычные понимают, что такое иудаизм сегодня, потому что для большинства русскоязычных, даже живущих в Израиле – иудаизм – это ультра -ортодоксальная община, которая не служит в армии, не работает, которая сидит якобы на шее у государства и очень странно.

Это одна её часть, и она хоть и кажется нам большой, но она не является основной. Потому что основная еврейская часть – это часть муки, это часть «вязаных кип», это еврейское, сионистское, религиозное движение. Оно набирает свою силу уже все 70 лет. Оно было забыто, не понято. 19 поколений не существовало иудаизма земли Израиля. Был иудаизм диаспоры.

А сейчас поднимается иудаизм Израиля. Между этими течениями идёт война. Война идёт на самом деле не между людьми, а между старым и новым, между прошлым и настоящим и будущим.

Само общество хочет оставаться еврейским, иудейским. Но оно хочет быть новым: другим, живым, еврейством земли Израиля, где в основу всего ложится мука. Мука — работы, мука технологии, мука армии, мука образования, мука медицины- мука всей нашей жизни. Если мы удалим муку с нашего Израиля, то у нас не будет страны.

Все заповеди Б-жии связаны с благословением на Израиль, с землею Израиля.

Второзаконие 28:11 И даст тебе Господь [Бог твой] изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле, которую Господь клялся отцам твоим дать тебе.

Но если ты не будешь заниматься урожаем, сеять, если не будешь заниматься землей, то, где ты увидишь благословение? На чём? Если ты будешь получать дотации из правительства и не будешь заниматься землей, ты просто не поймёшь к чему Г-сподь призывает нас.

Второзаконие 28:4,5 Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои.

это животноводческая деятельность.

У нас богатейшая культура, у нас богатейшая страна. Мы экспортируем картошку и перцы в Белоруссию. Мы вторые после Голландии по экспорту тюльпанов. У нас огромнейший потенциал. У нас больше нобелевских премий и инноваций в мире на душу населения, чем в любой другой стране.  Очень важно нам осознать, что мы не имеем права делить народ Израиля на религиозных на светских, на правых, на левых – это всё человеческие разделения. Нигде нет в Писании такого дележа. Ты найдешь обращение к Б-гу: скажи дому Израилеву, скажи всему обществу Израилеву.

Скажи всему народу Израилеву.

И Г-сподь говорил мне много раз, и я несу эту мысль: Израиль един, его нельзя делить. Нельзя делить на верующих и неверующих – это человеческий стандарт, не подходящий для Израиля. Это один дом, это одна семья. Если я в семье буду делить своих детей, выделять одних детей на фоне других, если я буду думать, что одни приближены ко мне, а другие отдалены, то я разрушаю свой дом. Я должен всех посадить за свой стол.

Сегодня происходит перерождение Израильского общества, возвращение к основам. У меня есть чувство, что люди пытаются сбросить с себя бремена. Есть критическая масса, когда это можно совершить и есть время, когда это невозможно сделать.

Сегодня критическая масса достигла своего апогея.  Мы находимся в моменте, когда начнёт зарождаться настоящий иудаизм, который будет светом для всех народов земли. Кстати, мессианский иудаизм в котором мы находимся, станет неотъемлемой частью и неотъемлемым движением всего еврейского народа, чтобы продвигать ценности и благословение земли Израиля и Торы всем народам этого мира.

Сегодня мы все сосредоточены на себе, мы заняты собой. Нас волнуют только наши человеческие дела. Мы не думаем об этом мире. Нас не заботит этот мир. Когда я смотрю сегодня на мудрецов Израиля – их не заботит этот мир, их не заботят народы.  Это очень печально. Ведь Г-сподь поручил нам отвечать за этот мир. Он поручил нам заботиться об этом мире. Он поручил не только землю Израиля, он поручил нам всю землю -чтобы несли просвещение всем народам этого мира, а не только своим соотечественникам. Мы не призваны быть маргиналами в своём движении. *Маргинал (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем и культур, испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм права и ценностей.

Мы призваны быть универсальным ответом для этого мира. Мир теряет свет, мораль, веру в Б-га, несмотря на усиление религиозности в этом мире. Мир теряет свою связь с Творцом. Израиль должен помочь этом миру обрести свою связь.

Израиль может сделать это тогда, когда он сам войдёт в свою неотъемлемое призвание.

Это великое выражение: без муки нет Торы, говорит о том мы как народ Израиля должны возвращаться в своё природное состояние. Заниматься своей жизнью, своими домами, заниматься своей мукой и изучать Тору.

Без Торы тоже нет муки. Поэтому для того, чтобы правильно сделать муку, мы должны исследовать Тору.

Матфея 13:33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

Это чисто еврейские вещи: три меры муки женщина положила в закваску. Когда происходит это событие? Это происходит перед шабатом, когда женщина готовит домашний шабатний хлеб. Это не как сегодня – ты пошёл и купил тесто. Ты должна сделать замесь теста, органическая закваска из живых бактерий. Ты должен положить это в три меры, потому что должно быть два хлеба твоих и один – чтобы поделиться с соседом. Это шабатнее благословение, которое делает женщина. Она кладёт три меры муки.

доколе не вскисло всё.

Йешуа говорит здесь о царствии Б-жием, которое наступает перед шабатом. Это пред-шабатнее состояние.

Левит 2:5 Если жертва твоя приношение хлебное со сковороды, то это должна быть пшеничная мука, смешанная с елеем, пресная;

Мы видим здесь жертву хлебное приношение, смешивание двух важных ингредиентов: мука и масло. Мука говорит о естественных вещах, а масло – о Духе Святом. Нам кажется, что заниматься только мукой – это очень приземлённо. Поэтому Г-сподь говорит: кладите масло в муку. Когда положите масло в муку, то мука будет мягкой. Когда мы приглашаем Святой Дух в наши естественные вещи в наей жизни – это хлебное приношение.  

3 Царств 17:14 ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю.

Опять мы видим мука и масло – два наиважнейших ингредиента человеческого существования.

Не убудет у тебя мука и не убудет у тебя масло.

Когда мидраш трактует эти стихи, то пишет: это написано о народе Израиля. Мука символизирует всё естественное, что находится в земле Израилевой, а масло символизирует Тору – всё духовное, которое находится в земле Израилевой.

мука в кадке не истощится, и масло не убудет

то есть и естественные вещи будут у тебя в изобилии и духовные будут у тебя в изобилии, до того дня, пока Г-сподь даст дождь на землю.

Дождь на землю – это последние времена. Это пришествие Г-спода, наступление миллениума – тысячелетнее царство. Уже не надо будет муки и масла. Но до того дня, пока это не наступило, Господь Бог Израилев говорит: у тебя не истощится мука – не прекратяться естественные благословения и не прекратиться елей – духовные благословения. Всё это находится у женщины. Мы видим женщину, которая встречает пророка. Опять мы видим муку и масло.

Теперь, когда ты сделал муку и перемешал муку с водой и когда смягчил маслом и у тебя уже есть нормальное тесто, что нужно тебе, чтобы дальше сделать хлеб?

Тебе нужен огонь. Наличие муки, и масла, и дрожжей – это не является целью. Это только инструменты. Цель всего этого – шабат. Идёт подготовка к шабату. Это не является самоцелью, это подготовительные работы.

Для чего мы готовим муку и елей? Для чего мы должны нести свет этому миру? Чтобы наступил шабат, седьмое тысячелетие – миллениум, тысячелетнее царство Г-спода, пришествие.

И тогда мука, вода, елей, кувшины – всё обретает своё предназначение.  Повторяю – это не цель, а инструменты, чтобы совершить это.

Кто не хочет работать над реальным миром, над своей жизнью, своей семьёй, над своей работой, над всей земной жизнью, у того не может быть Торы.

И тот, кто не понимает Тору, Писание не может работать над этим миром, над своей жизнью и не может работать над своей семьёй.  Эти вещи глубоко взаимосвязаны.

Если мы не посвящаемся в земное – мы не можем видеть духовное, если мы не видим духовное – мы не можем понять, что делать нам на земле. Потому мне очень нравится это выражение:

Без муки нет Торы и без Торы нет муки.

Меня всегда волнуют два вопроса в моей жизни: духовный вопрос и естественный вопрос.  Если я закрою глаза на духовное, я не пойму, что делать в естественном мире. Если я закрою глаза на естественные вещи, я не могу найти цель – для чего мне нужна духовная.

Я спрашиваю очень простой вопрос: зачем вам нужен Б-г?

— мы хотим благословение.

Зачем? В чём ваша практическая цель? Какая цель?

Многие не могут найти простой ответ и всё как правило ссылается на меркантильные интересы. Люди не могут дать определённый понятный ответ.

Если у тебя нет цели, у тебя не может быть Б-га. У тебя должна быть цель. Почему люди не хотят учиться в этом мире? Потому что они не видят необходимости. У них нет цели. Как только человек обретает цель, у него сразу появляется сила.

Мила – это вдохновение, которое мы получаем при наличии цели.

Деяния 1:8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Вы не примете силу, чтобы быть светом для всех народов. Это идентичные слова свет и идут

Если у Вас нет мотивации и цели быть светом, то вы не увидите силу, сколько бы не прельщали нас чудеса. Сила не является целью. Она является инструментом, чтобы нести свет. И если мы не хотим нести свет, просвещение и спасение этому миру, если мы закрываем на него глаза и мечтаем только о том, чтобы вознестись на небо, а мир пусть горит ярким пламенем – у нас никогда не будет силы. Сила – это результат выбранной тобой цели.

Когда мама беременеет, у неё появляется цель и приходит сила. Говорят, что все дети рождаются обеспеченными, с заранее приготовленными вещами.

Знаете, откуда приходит обеспечение? Оно приходит из цели. Появился ребёнок и всё откуда-то появилось с ним. А то сидим: «того нет и этого нет». Как только цель появилась – сразу всё туда приходит. Не надо ожидать, пока придут ресурсы. Ресурсы – это результат выбранного тобой направления.

Когда мы ехали в Израиль, то взяли две сумки и выбрали для себя цель – приехать в Эрец Исраэль зават халав удваш. Когда сюда приехали с двумя сумками – Б-г дал силы и средства. А если бы я сидел дома и ждал, пока придут средства, а потом я сделаю даркон, то я бы ждал до сегодняшнего дня. И так бы ничего и не наступило.

Самое важное в жизни -выбрать муку. Это понять, что наступает шабат! Нужно приготовить тесто и сделать халу. Нужно благословить шабат.

Когда у тебя появляется цель, тогда у тебя появляется масло и мука. Тогда ты входишь в шабат с благословением. А если у тебя нет цели – то и не будет ресурсов.

С одной стороны я сейчас думаю: как мне всё оплатить, с другой стороны Г-сподь мне говорит: «не думай, КАК, думай ЗАЧЕМ?»

Когда будет зачем, тогда будет чем.

Когда перестанет быть зачем, тогда перестанет быть и чем.

Поэтому наш вопрос не в том, на что жить, а в том, для чего жить?