«Кидуш ХаШем» — начало Песаха

Сен 24, 2024

У нас хорошее время, потому что мы приближаемся к Песаху.  Всякий раз, когда мы приближаемся к Песаху, то это говорит об освящении, об особенном моменте, о внутренней подготовке. Весь народ Израиля становится одним народом. Мы осознаём своё рабское состояние и огромную цену выхода из этого рабства.  Мы осознаём подвиг Моисея, как помощь Г-спода и мы верим как тогда, так и сегодня Г-сподь не оставит народ свой.  Около 200 лет евреи были в египетском рабстве и это не испанское рабство, афроамериканское рабство – мы даже себе представить не можем, что такое египетское рабство в те времена, когда человеческая жизнь не стоила ни гроша. Но Б-г был верен своим словам, и Он исполнил свои обещания.

Когда мы храним Песах – мы провозглашаем, что обетования Б-жии актуальны и что как тогда Г-сподь не погубил народа своего, так и сегодня не отдаст нас на поругание других народов. Как тогда послал Моисея от горящего куста, так и сегодня пошлёт машиаха для того, чтобы спасти нас. Аминь.

Четыре чаши, которые мы поднимаем в Песах – это четыре изгнания, которые мы прошли: египетское изгнание, вавилонское изгнание, греческое и римское изгнание, в котором мы находились 2000 лет.  И последняя чаша – самая тяжёлая, потому что она продолжается ещё до сих пор. И мы знаем, что выйти из Египта – небольшая проблема. Проблема – чтобы Египет вышел из нас, а это уже работа на много-много поколений. И те, кто перестали курить и пить и их жизнь освободилась от грехов, они стали ходить в общину и у них всё наладилось – не обольщайтесь. Потребуются годы, прежде чем египетское рабство и греховная плоть покинет нас и Г-сподь знал, что делать. Потому что в пустыне он учил закону свой народ. Поэтому, когда мы выходим из этого египетского духовного рабства, то, что нам нужно делать в момент прохождения от Египта до земли обетованной?

Нам нужно изучать законы Всевышнего. Это всё Его слово, то, чего Он желает, хочет и что Он приготовил для нас. Это пустыня, но она приводит нас к Ханаану. Аминь.

Я хочу сегодня поговорить о Кидуш ХаШем. Первая чаша, которую мы поднимаем в Песах она называется Кос Кидуш – чаша освящения. Это глубокая мысль.

В чашах мы видим рассеяние, изгнание, испытание. Вино – с одной стороны радует, а с другой стороны отупляет. С одной стороны оно искрится – красное в чаше, а с другой стороны ведёт к погибели.

Когда мы пьём эти чаши, мы думаем о том, что с одной стороны Г-сподь проводит нас через испытания, а с другой стороны Он изменяет нас. Потому что все эти испытания веселят наше сердце, мы, вспоминая их, действительно благодарны Б-гу за то, что они были в нашей жизни.

Иоанна 16:21 Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но, когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.

То же самое и мы, когда пьём эту чашу, она кажется нам безумной, но потом приносит нам радость.

Кидуш ХаШем – освящение имени Г-спода. Это очень важная вещь на Песах. С этого начинается всё.

Потому что есть два состояния в человеке: хилюль Шем תְחַלְּלוּ  Шем – осквернение имени Б-жьего и Кидуш Шем קידוש השם: освящение имени Божьего.

Левит 22:31 И соблюдайте заповеди Мои и исполняйте их. Я Господь. Не бесчестите святого имени Моего,

וְלֹא תְחַלְּלוּ אֶת־שֵׁם

Не бесчестите: тэхалелу эт Шем В слове хелюль содержится огромное предупреждение. Если поменять חַ хет на букву ה хей, то будет халель הַלֵּל — прославление имени. Видите, как одна буква полностью меняет весь смысл! Поэтому очень важны буквы, а в иврите каждая буква изменяет полностью смысл сказанного.

Не бесчестите святого имени Моего, чтоб Я был святим среди сынов Израилевых.

в иврите написано, чтобы Я был святим וְנִקְדַּשְׁתִּי вэнид кадашти, т. е. практически освятите Меня среди сынов Израилевых.

Я Господь, освящающий вас,

В оригинале написано: и освящусь внутри сынов Израилевых.

וְנִקְדַּשְׁתִּי, בְּתוֹךְ בְּנֵי יִשְׂרָאֵל; вэнид кадашти бэтох бнэй Исраэль – внутри Израиля. Теперь, почему это ведёт к Песаху:  

Левит 22:33 Который вывел вас из земли Египетской, чтоб быть вашим Богом. Я Господь.

Прежде чем говорить о Песахе, мы говорим об этих наиважнейших вещах, что такое кидуш ХаШем – освящение имени Всевышнего и что такое хилюль.  В Новом Завете эта мысль важна, и она сопровождает нас много раз.

Матфея 6:9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

Мы что делаем? Кидуш ХаШем – мы продвигаем, освящаем Святое имя Б-га. Мало молиться Б-гу. Нужно понять, что такое освящать – лекадэш לְקַדֵּשׁ -отделять, освящать Его имя.  

Для многих людей – это запредел, потому что на русском языке это звучит вне нашего понимания. Мы знаем, как молиться, как петь, но что такое освящать имя Его мы не понимаем.

2 Паралипоменон 35:6 и заколите пасхального агнца, и освятитесь,

הִתְקַדְּשׁוּ – кадаш – освятитесь. Мало приготовить и заколоть пасхального агнца, нужно осветиться. С этого начинается понимание Песаха.

Как нужно делать Песах? Есть 1000 методов, что и как делать в Седер Песах и каждый из этих методов хорош, если это приводит тебя к освящению. Все методы прекрасны, но они не являются нашей целью. Они являются средством для того, чтобы прийти к самой сути. Суть Песаха – освятить нас.

Если пропустить слово освятитесь, то получится: заколите пасхального агнца — всё «методология», заколите и приготовите. Но нет! В середине Г-сподь говорит, вы должны освятиться!

2 Паралипоменон 35:6 и заколите пасхального агнца, и освятитесь, и приготовьте его для братьев ваших, поступая согласно со словом Господним чрез Моисея.

וְשַׁחֲטוּ הַפָּסַח вэшахату – так начинается этот стих на иврите.

Вы знаете, что скот нельзя просто так задушить. Это запрещено. Нельзя просто поломать или бить её до смерти кувалдой. Кости нельзя переламывать жертве. Нужно произвести шхита – когда одним движением ножа разрезается гортанная жила. Сегодня это целое искусство – что такое шхита басар – правильный еврейский убой скота. Это всё идёт как раз из книги Левит.

Почему Г-сподь заповедовал правильно его готовить? Потому что в языческом мире со скотиной обращались по-разному, по-скотски. Это было распространено, что от живой коровы отрезали куски себе на стейк и скотина ходила с ранами. «Зачем забивать целую корову, если надо пару стейков на обед?». И животное страдало. Г-сподь говорит, что нельзя этого делать. Это запрещено делать. Ни удавленины есть: задушить, а потом есть. Только сейчас в наше время мы понимаем, что, когда жертва напугана – животное вырабатывает адреналин и выплёскивает огромное количество гормонов, которые отравляют мясо. Тогда человек этого не знал, но Г-сподь знал. Шхита – самое безболезненное для животного. Это имеет огромное значение.

«Самое главное – верить в Иисуса». Друзья, нужно верить правильно. Миллиард людей верят в Иисуса, но верят ли они правильно?

Поэтому агнца недостаточно только иметь, найти, понести. Его нужно правильно приготовить. И от этого зависит будет ли жертва принята Г-сподом или нет.

Рисование икон, создание целой индустрии Иисусовой – не правильное приготовление агнца. Он хочет, чтобы мы не только сосредоточились на Иисусе, но сосредоточились правильно.

«Лишь бы» — здесь не годится. Есть правильный подход. Поэтому Г-сподь использует это слово וְשַׁחֲטוּ הַפָּסַח вэшахату хапесах. Здесь нет слова агнца, заметьте. Иврит не говорит про пасхального агнца, вэшахату хапесах – сразу, правильно приготовьте Песах.

На русском языке мы не можем написать «зарезать Песах» мы не можем написать так буквально. В нашем сознании это не укладывается так. Но иврит — не русский. И заколите забьете кошерно правильно Песах.  И здесь мудрецы говорят: посмотрите, речь идёт не только об агнце, а обо всём Песахе.

Поэтому сегодня Песах это что – это Easter истер, от слова Астарта, в Америке празднуют хэппи истер Happy Easter – радость астарты. Какое это имеет отношение к Песаху? Г-сподь говорит здесь: правильно заколите и приготовьте Песах. «У нас свой Песах, у вас свой» мы как угодно …» Это всё греческая философия. У стоиков было мышление -что все детали, всё это «копание» они не важны. Важна только духовная составляющая, дух, с которым ты приходишь, а это всё неважно. Они опускали значение деталей и сосредотачивали внимание сразу на духе.

 Но человек не может так жить. Человек прежде всего живёт в теле, а потом уже в духе. Г-сподь здесь точно определяет нам: «сделайте шхиту» – правильный забой Песаха.

Первое, когда мы говорим о Кидуш Хашем – это самопожертвование.

Если от еврея потребуют под страхом смерти совершить одно из трех тягчайших прегрешений (кровопролитие, идолопоклонство и запрещенная интимная связь), он должен отдать свою жизнь, но не совершить такого греха, будь-то прилюдно или нет.

Я читаю комментарии к пониманию Кидуш ХаШем.

Если мы воздерживаемся от греха (или выполняем мицву) не из-за давления окружающих обстоятельств: не из-за людского мнения и не ради награды, но только лишь из-за того, что нам так повелел Всемогущий, то такой наш поступок освящает Имя Ашема.

Теперь м понимаем, что такое Кидуш Хашем, что такое освящение имени Всевышнего – когда мы воздерживаемся от греха не потому, что на нас давят обстоятельства, не потому что давит людское мнение ни из- за награды, которая последует за этим. А потому что мы любим Г-спода – это освящает имя Всевышнего.

Каждый раз, когда действиями еврея руководит это побуждение (даже если этого поступка никто не видит), он выполняет заповедь святить Имя Всевышнего.

Для каждого жителя Израиля – понимание Кидуш Хашем – ключевое понимание в вопросе понимания, как святить имя Всевышнего. Потому что ни один еврей не хочет бесчестить имя Г-спода. Помните, есть такие стихи: «а вы бесчестите святое имя Моё» и для современного читателя нет понимания – что такое бесчестить или что такое святить. Поэтому в Песах мы обращаемся к еврейским источникам и начинаем понимать:

Первое, что освящает имя Всевышнего — Самопожертвование – сражение с грехом, противостояние своему эгоизму, своим порокам, низменным вещам.

Второе, что освящает имя Всевышнего – повседневная жизнь.

Вторая возможность выполнять эту заповедь — это вести себя так, чтобы каждый встречный был поражен величием и достоинством еврея, воспитанного в духе Торы. Таким образом, каждый день праведника становится свидетельством величия Всемогущего и Его Торы.

Когда человек живёт свято – он этим самым освящает имя Всевышнего.  Когда человек живёт постыдно – он этим самым оскверняет имя Всевышнего. Когда верующий человек живёт без достоинства, без любви и уважения, он этим самым оскверняет и того, кто сделал его верующим.

Как Моисей говорит Г-споду: «Что скажут народы, когда увидят, что ты вывел их Египта, но не довел их до конца. Они обесчестят имя Твоё». Когда мы встречаем пасторов, служителей, которые совершают отвратительные поступки, то на кого падает тень? Падает тень на их Б-га, на Г-спода. И тогда люди смотрят на Б-га через призму жизни этих людей и говорят: «Вы хотите, чтобы я стал таким же как этот телевизионный блудник?»  На нас лежит глубочайшая ответственность – будет ли освящаться имя Всевышнего или будет поноситься Его имя.

«Да не важно, как я живу, всё равно Г-сподь велик». Нет!  Г-сподь может быть унижен, порицаем, опозорен, не принимаем из-за неверия. Иисус не мог совершить чудес среди них из -за неверия их. Наше неверие блокирует действие Б-жие и хулит имя Всевышнего. Это дорого стоит.

Но наша вера, наша жизнь: честь, доброта, любовь освящают имя Всевышнего. И тогда Г-сподь даёт благодать, чтобы ты дальше жил свято. Это называется освящение имени. Святость это не в том, что я делаю что-то святое: чашку помыл, талид святой на себя надел. Освящение – это наша жизнь, которая освящает имя Г-пода.

«Если еврей, сведущий в Торе, обращается с другими мягко и дружелюбно, принимает их у себя с радостью, не обижает их даже в ответ на оскорбления, почитает даже тех, кто им пренебрегает, честен в своих делах, сторонится невежд; если его все время видят погруженным в изучение Торы, облаченным в талит и тфилин, и если, кроме всего этого, он всегда поступает с ближним лучше, чем обязывает его закон, то такой еврей подлинно освящает Б-жественное Имя. Это о нем сказано: «Ты — Мой раб, Израиль, через коего Я прославлюсь» (Йешаяу 49:3).

Поймите, что Г-сподь не прославляется сам по себе. Он прославляется через нас.

1 Петра 3:14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. 15. Господа Бога святите в сердцах ваших; {будьте} всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

Пётр глубоко понимал это всё. Вот это Кидуш ХаШем, когда мы святим имя Г-спода в нашем сердце.  Лятэт хишбон. Это инструкция – как освящать имя Всевышнего.

1 Петра 3:16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.

Это классический Кидуш ХаШем.

1 Петра 3:17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;

Страдать всё равно, придётся, но лучше страдать за добрые, чем за злые.

1 Петра 3:18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,

И когда мы читаем: однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных – мы с вами говорили о понятии самопожертвования, т.е. еврей, который погибает, умирает за веру, который приносит себя в жертву за исполнение слова Б-жьего, он тем самым исполняет заповедь Кидуш ХаШем. Здесь Пётр говорит, что машиах исполнил заповедь Кидуш ХаШем, тем, что он пострадал за грехи наши.

Вот это состояние – точное состояние заповеди освящения имени Всевышнего. Он приводит в пример машиаха. Смотрите, Он точно сделал это.

Евреи и первые христиане прекрасно это понимали, и они свою жизнь и отдавали именно поэтому. Отдавать свою жизнь на мучения и смерть была высокая награда, заповедь в освящении имени Всевышнего, заповеди Кидуш ХаШем.

В 135 году, великое еврейское восстание 24 000 учеников рабби Аккивы были казнены в Кесарийском амфитеатре. С самого рабби Аккивы снимали кожу живьём, а он читал Шма Исраэль. Когда его спросили почему ты радуешься? Он сказал: «потому что это величайшая заповедь для меня, заповедь Кидуш ХаШем. Через мою смерть имя Всевышнего освятиться на все века.  Никто из них не отрёкся от Г-спода, не перешёл и не оставил свою веру. То же самое делали верующие в Риме, когда их одевали в шкуры диких зверей и кидали в амфитеатре и другие дикие звери на них нападали, они горели на кострах и умирали с песнями на устах – не потому что они не боялись смерти, им было не больно. Потому что они знали, что это великая заповедь для верующего человека

Псалом 115:6 Дорога в очах Господних смерть святых Его!

Это Кидуш ХаШем. Это то что машиах сделал, показав пример каждому, кто хочет идти за ним.

Сегодня другая мода, поп -культура христианская другая – никому не нужно страдать, умирать. Позвонил в полицию – тебя спасут. Никто не хочет проблем, все хотят славы.  Быть богатым, влиятельным, толстым и ни в чём не нуждаться. Это мечта сегодняшнего верующего человека и пожертвования собирать.

Но, поверьте, освящение имени Б-жьего – это другое.  Мы до этого ещё не дошли. Ни я, никто из нас. Если кому- то на земле предоставляется возможность страдать за имя Б-жие, за веру — это величайшая заповедь. Это величественно. Это другой уровень. Это Кидуш ХаШем, освящение имени Г-спода через умирание. Это совершенно разные вещи. Наше мышление даже не движется в этом направлении. Мы хотим быть как Соломон, но это совершенно другие вещи.

Машиах дал нам классический пример своей жизни. Бедный. «Ему волхвы столько денег принесли, что ему хватило на всю жизнь» — так некоторые говорят. Но Иисус был бедный, нищий проповедник. Он прожил всего 33 года, хотя мог бы прожить 130. Всю свою жизнь он страдал и в конечном итоге остался один. У него не было золотых одежд, мерседесов. Когда он голым висел на кресте, это говорит о том, что у Него ничего не было. Даже кошелька. Он полностью потерял. Он пережил предательство не только людей, но и Б-га.

Евангелие от Марка 15:20 «В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»

Вы думаете он сказал это аллегорически? Нет, Он сказал это буквально.  Он пережил полное разочарование и полное крушение, пережил настоящую смерть и разлуку со всем, включая Б-га.

Люди пытаются это замазать. Он был предан, оставлен, был полностью унижен, раздавлен, обезображен, разочарован, отдан в руки язычников. Это называется Кидуш ХаШем – освящение имени Всевышнего. Для Него святость имени Б-га была важнее, чем собственная жизнь. Кто из христиан похож на Него?  Да нет таких. Каждый ищет своего. То, что мы есть – это Его милость, Его терпение.

Я никто, а Он -величие. Через отношение с Его учениками, Он доверил им царство, а они предали его. Я понимаю, что милость Его больше, чем жертва Его вечный пример всегда покоряет меня и даёт образ как нужно жить и что такое служение, что такое Царство. Царство – не пробуждение стадионов. Царство – твоя смерть, разрушение ради небес. Вот это называется Кидуш ХаШем. У Него не было своей синагоги, зданий, прихода, миссий, автомобилей, банков, самолётов. Почему, если у Него не было ничего, то у нас должно быть это в изобилии? У нас придумалась теология: Он таким бедным и нищим умирает, чтобы у нас было всё. Но мы упускаем одну деталь: что мы так и не достигаем того уровня освящения имени Всевышнего. Мы умаляемся, чтобы Г-сподь был прославлен. Аминь.