Я хочу, чтобы мы поговорили о одной интересной теме. Этот вопрос мне задают больше всех вопросов. Когда придёт антихрист? Не: «Когда придёт Йешуа», а именно когда придёт антихрист?
В христианской традиции верующие ждут антихриста. Ничего здесь не поделаешь. Ждут антихриста больше, чем самого Машиаха. Более того они ждут, когда евреи примут антихриста. И мне задают вопрос: «Когда вы уже примете антихриста, для того чтобы вся картина развернулась и наконец то всё решилось». Все чаяния и ожидания христианского мира уже воплотились бы наконец-то с этими евреями.
Сколько живёт мир, столько они видят антихриста во всех своих образах и понятиях, антихрист существо не новое. Образ, существовавший ещё в 1м веке Таргум Йонатана и в Исайи 11:4 развивается интересное упоминание.
Исайя 4:4 Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.
В Таргуме Йонатана это некий Армилий. Он существует только в иудейской традиции. Это идёт из древних мидрашей – упоминание Армилия Ромулюса, от которого происходит Рим. Поэтому на мой взгляд антихрист – не просто личность какая либо, это собирательный образ.
В талмудической литературе того периода можно найти описание анти мессии. В В Пиркей-ГаМашиах он назван «Сатан Армилий, которого язычники зовут антихристом». Рост его — шесть метров; у него кривые, красные глаза, зеленые ступни, и две головы. Этот явно не очень добродушный зеленоногий великан заявляет о себе, что он Мессия и Бог, правит всем миром, собирает войска всего мира на войну против Израиля, сражается вместе с десятью царями за Иерусалим.
В книге Откровения мы видим, что есть дракон, который выходит из земли. Книга Откровения была навеяна рассказами про Армилия, который является ужасным существом, выходящем из воды.
и духом уст Своих убьет нечестивого. На иврите нечестивый — это раша. Раша – это злой человек. Это преступник, воплощение зла. На мой взгляд — это собирательный образ.
Я буду читать перевод Давида Стерна:
2 Фессалоникийцам 2:1 В связи с приходом нашего Господа Мессии Йешуа и нашей с вами встречей с ним, мы просим вас, братья,
2. чтобы вы не проявляли нетвёрдости в своих мыслях и не тревожились из-за какого-либо духа или чьих-либо слов или письма, якобы нами посланного, утверждающего, что День Господа уже настал.
День Господа – это Йом Адонай, это понятие взято из Танаха. Очень распространённое еврейское выражение – день Господа. Это последний день, в котором должно всё совершится.
3. Не позволяйте никому ввести вас в заблуждение. Ибо День этот не настанет, до тех пор, пока не придёт Отступничество и пока не откроется человек, отступающий от Торы, обречённый на погибель.
Это очень простой текст, который разъясняет природу так называемого «раша», т.е преступника.
Иврит говорит нам, что слово отступничество на иврите мэрэд מֶרֶד – ситуация, которую произвёл Корах (Корей) в пустыне против Моисея. Он произвёл бунт. Но иврит записывает его интересным словом мэрэд. И здесь сказано, что День этот не настанет, до тех пор, пока не придёт мэрэд – восстание, бунт, неподчинение. Теперь мы понимаем, что это не просто восстание революционеров, это духовные вещи. Это бунт против Всевышнего, бунт против Торы.
Человек, отступающий от Торы. Греческое выражение о антропос тес аномиас дословно означает «человек беззакония» или «человек нечестия». Слово аномиас состоит из двух частей: а («отдельно от чего-л.») и номос. Слово номос в еврейском контексте обычно относится не к закону вообще, а конкретно к Торе.
Когда мы читаем слово:
2 Фессалоникийцам 2:3 Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не придет,] доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
человек греха, сын погибели – мы должны прочитать это человек, отступающий от Торы. Человек, который отступает от Торы обречён на погибель.
Бунт, о котором здесь идёт речь, это бунт народов против Торы. А Тора связана с народом Израиля. И поскольку Тора связана с народом Израиля, нечестивый раша будет вести войну с Израилем. И это то, что развивается на страницах Библии.
и не откроется человек греха, сын погибели — вот это слово откроется – лехалот , нифла, гила – раскрывать и обнаруживаться. Из этого же корня происходит галут – изгнание и рассеяние народа Израиля.
Мы приходим к простому пониманию, что открытие человека раша, это образа поступающего против Торы, несёт с собою изгнание -галут, изгнание народа из его земли.
Всё это мы отслеживаем с вами и в 70-м году, в 135г мы отслеживаем две очень важные кардинальные точки:
Когда на 9 авва был разрушен Иерусалимский храм и в 135г, когда было великое восстание римская империя изгоняет всех евреев из земли Израиля и происходит галут и открывается раша – преступник. Кем является тот преступник? Это образ, который восстаёт против Торы.
Проходит ещё 100 лет и на сцену поднимается император Константин. Он заявляет, что вся Тора и все праздники Израиля– всё это отменяем и устанавливаем новые вещи. Вместо Песаха устанавливаем Пасху, вместо субботы – воскресенье. Вместо всего того, что было восстанавливаем новые вещи, аннулируем Тору. Мы говорим, что Тора больше не актуальна. Она отслужила, и мы назовём её Ветхой, ненужной и лишней. Это то, что описывает апостол Павел черным по белому: доколе не придет прежде отступление
То христианство, которое было оно отступило от истины. Отступничество и галут – изгнание. И происходит изгнание народа Израиля и открывается человек, который отступает от Торы.И как только он отступает от Торы, он призывает всё следующее христианство забыть Тору. И таким образом Тора была забыта и переобута. На её место встали совершенно другие правила, законы и традиции. И таким образом народ Израиля из народа избранного превращается в народ проклятый. Это то, что описывает апостол Павел чётко: отступающий от Торы и обречённый на погибель.
2 Фессалоникийцам 2:4. Он противопоставит себя всему, что люди называют богом,
Иными словами – то, что раньше люди называли святым, противопоставит себя всему этому.
или чему они поклоняются; он превознесётся над ними и сядет в Храме Бога, провозгласив себя Богом.
Император Константин провозгласил себя помазанником Б-га, храм Б-га Израиля был разрушен, а вместо храма, был построен храм Юпитера и в этом храме были статуи его «величества». То, что описано здесь произошло в истории.
2 Фессалоникийцам 2: 5. Разве вы не помните, что я не раз говорил вам об этом, когда находился у вас? 6. Теперь же вы знаете, что препятствует ему сейчас, чтобы он мог открыться в должное время.
7. Ибо отступление от Торы уже действует втайне,
Уже идёт тенденция выбросить Тору и народ Израиля из духовной истории.
но оно будет оставаться сокрытым только до тех пор, пока не будет удалён препятствующий.
Препятствующий – это сатан, который препятствует.
8. Тогда откроется воплотивший в себе отступление от Торы,
Кто воплотил в себе отступление от Торы? Физически это был Константин, но не только он, потому что это собирательный образ. Это образ всего движения того времени, которое побудило глобальное отступление от Б-жественных законов и от Б-жественной Торы.
тот, кого Господь Йешуа умертвит дыханием уст своих и уничтожит славой своего пришествия.
Отступление от Торы будет до пришествия Машиаха. Конечно, мы пытаемся залатать, возвратить Тору на её место. Она у нас здесь есть. Мы говорим, что она актуальна и Б-жественна. Тем не менее всё это будет продолжаться до пришествия Машиаха.
2 Фессалоникийцам 2:9. Когда же придёт тот, кто уклоняется от Торы, Противник даст ему силу творить всякого рода ложные чудеса и знамения. 10. Он наделит его силой обманывать различными нечестивыми способами тех, кто стоит на пути погибели, потому что они не хотят принять любовь к истине, которая могла бы спасти их.
Они не хотят Тору, поэтому они отвергают её.
2 Фессалоникийцам 2:11. Вот почему Бог позволит им сбиться с истинного пути и поверить Лжи.
Они отвернулись от Б-жиих законов и Б-г позволит им сбиться.
2 Фессалоникийцам 2:12.В результате все те, кто не верили истине, но находившие удовольствие в нечестии, будут осуждены.
Потому что, когда ты отвергаешь заповеди Всевышнего, ты погружаешься в гнев и нечестие и ничего не помогает здесь.
2 Фессалоникийцам 2:13. Мы же непрестанно должны благодарить Бога за вас, братья, любимых Господом, потому что Бог избрал вас в качестве первых плодов избавления, даровав вам святость,
святость – кдуша. Нет более еврейского понимания, чем кдуша. Кдуша приходящую от Духа, и верность, приходящую от истины.
Ап. Павел развивает эту мысль, таким образом, что она становится для нас понятной.
2 Фессалоникийцам 2:14. Он призвал вас к этому через Добрую Весть, принесённую нами, чтобы вы имели славу нашего Господа Мессии Йешуа. 15. Потому, братья, будьте тверды и держитесь традиций, которым мы учили вас устно или в своих письмах.
Текст рисует нам удивительный образ: держитесь традиций, которым мы учили вас устно или в своих письмах. Вот почему традиция важна и вот почему ап. Павел учил их не греческой, а еврейской традиции: как шабат справлять, как Песах справлять, как говорить, молиться, петь псалмы. Он учил их и говорит: держитесь этого, того, чему учил вас и устно учил, и письменно.
2 Фессалоникийцам 2:16. И пусть сам Господь наш, Мессия Йешуа, и Бог, Отец наш, полюбивший нас и по Своей благодати даровавший нам вечное утешение и добрую надежду, 17. утешит ваши сердца и укрепит вас во всяком добром слове или деле.
Шикарная глава 2 Фессалоникийцам, раскрывающая нам суть некоего образа, раскрывающего под названием раша- антихрист.
Мы понимаем, что отступление от Торы началось не с Константина. Попытки к этому начались с самого Египта – желание уничтожить народ Израиля. Потом греческое сражение, потом восстание Маккавеев. Всё это – были попытки уничтожить закон Всевышнего.
Римляне, греки и вся последующая цивилизация целенаправленно уничтожала это. Это всё несёт в себе один собирательный образ.
Дальше Иоанн (Йоханан) объясняет нам это:
1 Иоанна 4:2 Вот как вы узнаете Духа Божьего: всякий дух, который признаёт, что Мессия Йешуа пришёл как человек, от Бога, 3. а тот дух, что не признаёт Йешуа, не от Бога, но это дух Анти-Мессии. Вы слышали о том, что он идёт. Что же, он здесь, он уже есть в мире!
Поэтому есть понятие духа, есть понятие образа. На мой взгляд антихрист – образ отступления.
Антихрист на иврите цорэах צוֹרֵר ז‘ – притеснитель и враг. На иврите есть такое царот цурот צרות – непрекращающиеся беды. Когда иврит описывает нам антихриста цорэа ха Машиах — то есть притеснитель и враг Машиаха.
1 Иоанна 4:2. Вот как вы узнаете Духа Божьего: всякий дух, который признаёт, что Мессия Йешуа пришёл как человек, от Бога,
Почему это так важно, что Мессия пришёл как человек, от Бога?
Мессия Йешуа пришёл как человек. Одной из ранних ересей стал доцетизм. Приверженцы этого учения утверждали, что телесная природа Мессии была кажущейся, иллюзорной. Они считали человеческую плоть слишком недостойным вместилищем для такой прославленной личности, как Сын Божий. Ересь эта всё ещё ярко выражена в теософии и в учении некоторых сект, берущих за основу восточные религии и говорящих о «Христе» как о неком духовном существе, которое принимало облик человека, но на самом деле было «существом более высокого порядка».
1-е письмо Йоханана 4 глава — Библия — Комментарии Давида Стерна:
Поскольку язычники приходят из греческих религий, из язычества, они принимают Христа Машиаха, и они «помещают» Его в свои языческие формы. Поскольку языческие греческие боги были не люди – это были «люди-боги» и жили они в божественных мирах и спускались они, чтобы творит царот- цурот – проблемы и расправляться с врагами, то многие греки распространяли в то время теологию, что якобы Машиах не является человеком и это не суть человек, а некоторое духовное существо, которое было в человеческом теле – проходящий момент. Вы можете видеть иконы и картины, как будто Иисус летит над землёй. Он даже не касается земли. Ноги Его «парят» над землёй. Вот эти всевозможные картины навеивали на людей такой образ, что Йешуа является неким «духом», который физически где-то проявился, а на самом то деле является некоей верхней Б-жественой сутью.
Ап. Иоанн выступает против таких страшных утверждений. Он говорит, что дух антихриста не может принять, что Машиах есть человек, что Он находился среди нас в человеческой жизни. Потому что, если это так, тогда мы должны принять концепцию Торы, которая говорит о том, что Машиах является Царём царской линии Давида. И Он должен родиться на земле и жить земной человеческой жизнью. Чтобы принять эту простую формулировку, нам нужно согласиться с тем, о чём учит Тора. Но вместо этого происходила.
Ересь эта в действительности распространена гораздо шире. Она присутствует (косвенным образом) в теологии многих христианских церквей, которые, подчёркивая божественность Йешуа, практически сводят на нет его человеческую природу — и изображают его так, словно он парил над Святой Землей, а не ходил по ней, как все нормальные люди. 1-е письмо Йоханана 4 глава, Библия Комментарии Давида Стерна
Из- за этого мы видим картинки: сидит Йешуа и вокруг куча ангелов – деточек таких с перевязочками, и они вокруг Него летают, вокруг полу-нимфы и все эти картины создают искажённый образ: что Йешуа на самом деле – не человек, он не был человеком. Он так как бы «прошёл мимо» чуть-чуть, затронув эту «поганую, проклятую землю», немного побывав на ней, пропарив и поднявшись.
А для еврея такое отношение к Мессии как к личности, наделённой сверхъестественной природой, несколько трудно для понимания. Но то, что Он человек, не вызывает сомнений. В рамках иудейской мысли, сама идея о Мессии как нечеловеке лишена всякого смысла.
1-е письмо Йоханана 4 глава Библия — Комментарии Давида Стерна:
В еврейском понимании Машиах – Б-жественный, но Он – человек! Он прежде всего человек. Иоанн даёт нам категоричное и радикальное утверждение: а тот дух, что не признаёт Йешуа, не от Бога, но это дух Анти-Мессии. Это дух раша – преступника, выступающего против Торы.
1 Иоанна 4:3. Вы слышали о том, что он идёт. Что же, он здесь, он уже есть в мире!
В другом месте Иоанн говорит:
1 Иоанна 2:19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши.
Иными словами Иоанн говорит, что эти гностики, они на самом деле были частью нашего движения, но они вышли и мы поняли, что они не относятся к нам. Этот дух антихриста, этот образ, который описывает Иоанн…
И если Иисус парит над землей, то мы тоже с Ним парим и наши человеческие проблемы и наши ситуации ничего из себя не представляют, потому что мы просто «пролетаем» … Такое ощущение, что мы не живём на этой земле, пролетаем мимо – оно лишает человека ощущения реальности.
Я понимаю, что это было необходимо для языческих верований, потому что реальность была очень тяжелой. Но и сегодня признать реальность очень тяжело. И нам легче уверовать в некий гностические, мистические формы, что мы тоже боги… И мне задают этот вопрос: написано – вы боги, я что – бог? Я говорю – нет, ты совсем не бог.
А человеку хочется быть богом. Почему? Потому что ему хочется возвыситься над этой мёртвостью. Ему хочется вознестись над этой проклятой реальностью для того, чтобы подняться немного от этой земли и почувствовать себя богом.
Это то же самое, что змей предложил Еве. Помните?
Бытие 3:5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
Искушение быть другим, чем ты есть на самом деле – всегда существует в человеке. Желание видеть Иисуса некоторым полу-ангелом всегда присутствовало в христианстве. Но если я буду признавать Йешуа человеком, если я буду говорить, что Йешуа – прежде всего человек, который жил на этой земле человеческой жизнью, то значит мне тоже надо жить моей человеческой жизнью. Это значит, что мне надо принять реальность моей жизни, а не убегать от неё. А я же хочу скрыться и убежать, пронестись на легком облачке над этой землёю и восхититься побыстрее на небеса.
Поэтому мы так ждём антихриста, чтобы он наконец-то пришёл.
И ещё очень часто мне задают вопрос:
-Когда отстроится третий храм?
-А зачем вам третий храм?
— Чтобы антихрист там сел, и чтобы евреи его приняли, и чтобы побыстрее наш Христос пришёл.
— Так вам хочется принести в жертву всех евреев? Не дождётесь.
Третьего храма не будет, его невозможно построить. В 67-году могли разрушить мечеть и не разрушили её, потому что собрались мудрецы Израиля и сказали: только Машиах может прийти с неба и построить храм.
Если построится храм, то некому в нём служить, потому что левитов по роду Аарона больше не существует в этом мире и приносить животных тоже невозможно.
Мечта о том, что придёт злой и воссядет в храме и будет с красными глазами чипировать печать на лоб 666 – великая харизматическая мечта, которая сопровождает нашу доктрину в течении всех наших веков и мы ожидаем, когда это придёт.
Первое, куда меня просят свозить христиане, когда они приезжают: «поехали на Армагеддон».
— Что вы хотите на Армагеддоне увидеть?
— Мы хотим посмотреть, где все народы, армии соберутся вместе
— Так сегодня не нужно уже… Лошадей уже нет. Никто не воюет так. Вся война в кибер -пространстве у нас сегодня, космические войны уже, не Армагеддон.
Один приехал и побежал на это поле. Там такое большое поле — Мегиддо… И упали лицом на эту землю: мы чувствуем, пророчествуем, что здесь произойдёт.А там трактора ездят – помидоры растут, виноградники. Там уже не до Гога и Магога. Но людям важно, что это всё придёт.
Когда Израиль отстроился, то многие христиане так и видели в поднятии Израиля трамплин – для того, чтобы антихрист уже пришёл.
Антихрист – это не просто анти-Христос — это образ, учение, которое выступает против Торы и заповедей. Это настолько распространённое сегодня явление, что на самом деле христианская доктрина вообще не берёт во внимание Тору и отрицает любые заповеди и любые законы, и необходимость этих законов в своей жизни, то, извините меня – где этот дух антихриста сегодня поселился, где сегодня он обрёл своё настоящее пристанище – в умах людей, которые игнорируют Б-жии законы и Б-жии заповеди, думая, что Машиах – некое облако, пронёсшееся над землёй Палестины, а сегодня – Он Царь Европы, России, Украины и других стран.
Мне нравится – куда бы я не приезжал – все церкви называются «Центры пробуждения». Они все говорят, что мир будет спасён через их страну. Я понимаю, что мы все хотим быть в центре – это внутри нашей природы. Мы все хотим, чтобы обувь покупали только в нашем магазине, чтобы пили только наши соки, признали только нашу одежду, чтобы наша жена была самая красивая, чтобы наша страна была самая прекрасная… Но из песни слов не выкинешь. Как бы мы не строили свои центры – центром является Иерусалим. Оттуда будет вершиться судьба этого мира. Она вершилась и будет продолжать вершиться.