Непрекращающийся свет Меноры

Май 8, 2024

Друзья, в хорошее время мы живём. Хотя нам кажется, что все краски вокруг Израиля и вообще в мире сгущаются. Ты читаешь новости и диву даёшься: «Действительно ли это происходит сегодня в наше время?»

Мы летаем на луну, мы делаем операции на сердце, мы пересаживаем костный мозг, мы научились вживлять искусственные импланты в наши тела, мы бороздим океаны, мы залезли в генетику человеческого ДНК, но мы по-прежнему остались первобытными в нашем отношении к друг другу. И по-прежнему властвуют, и доминируют над нами животные инстинкты.

Когда читаешь сегодня новости, ты даёшься диву – действительно ли это происходит сегодня?» Во времена, где человек придумал уже огромные технологии, где жизнь человека должна преодолеть старомодные предрассудки, и мы должны вырасти в нашем интеллекте.

На самом деле мы возвращаемся каждый раз к одной и той же теме: ненависть к народу Израиля, антисемитизм. Я читал сегодня статью, что журналист одной из ведущих телевизионных компаний публично призвал к уничтожению Израиля. Он был уволен с телеканала, но тем не менее он сделал это, тем самым озвучив позицию очень многих людей.

Я прочитал, что каждый третий или четвёртый житель в Европе питает ненависть к народу Израиля. И я понимаю, что несмотря на то, что мы бороздим океаны, прилетели на луну и высадились, сделали селфи уже с Марса. Я был в шоке. Я вообще думал, что Марса не существует. Оказывается, мы сделали селфи уже с Марса и может быть завтра повстречаемся с инопланетянами, но:

-мы не можем преодолеть ненависть к народу Израиля.

И происходит такое впечатление, что мы возвращаемся к одной и той же древней проблеме: проблема животного инстинкта, которую мы никак не можем преодолеть.

Я думаю, что в преддверии Хануки, в преддверии такого интересного события и такой интересной истории, которая связывает нас с освобождением народа Израиля. И вы знаете, что это событие происходило за 170… с чем-то лет до нашей эры и в принципе идея была такая, что эллинистический мир захватывал территории Ближнего Востока, да и всего мира в принципе. Греки распространяли своё философское влияние на все континенты этого мира. Но когда они дошли до Израиля, они встретились с противостоянием. Антиох Епифан, о котором идёт речь и рассказывает история….

Он почему назван Епифан -потому что Епифан на греческом языке — это бог. Потому что он себя провозгласил богом. Он понимал, для того, чтобы подавить евреев, их подчинить, уничтожить их стержень – ему надо уничтожить центр их сердца – это Иерусалимский Храм.

 Он понимал, что для того, чтобы привить какую-то культуру каким -то людям, нужно прежде всего отменить ту культуру, которая у них уже была. И тогда Епифан насильно ввёл запреты, которые запрещают народу Израиля делать любые религиозные вещи, которые были на тот момент очень важны для нас.

Было запрещено обрезание. Рассказ идёт об одной женщине, которая обрезала двух своих сыновей. Её схватили и сбросили с городской стены в Иерусалиме.

В Иерусалимском храме приносили свиней, свиной кровью обливали свитки Торы, на месте в скинии была поставлена статуя Зевса. Епифан и греческая культура насаждала силой своё влияние.

Нет более глубокой ошибки, чем утверждать, что Евангелия написаны на греческом.

Мне странно, когда некоторые люди заявляют, что Новый Завет был написан на греческом языке. Неужели вы думаете, что апостолы так любили греческий язык, что написали святые тексты Библии на чуждом и противном им языке?

И вот именно это утверждение забрало весь еврейский контекст с Нового Завета и превратило Новый Завет в совершенно чуждую для Израиля книгу.

Наша задача – снять греческие очки. Ханкука помогает нам это сделать. Ханука объясняет нам, что эллинистическая культура не является родной для евреев, что эллинисты никогда не были друзьями для евреев, и что греческий язык никогда не был «как английский» — лояльным и доступным.

Да, он распространялся во всём мире. Но для евреев он был чужд. Ни один уважающий себя еврей, не один богобоязненный еврей, которыми были ученики Иешуа, не могли написать имя Б-га, на другом языке, как только на иврите или арамейском. И я абсолютно уверен, что не только Евангелие от Матфея написано на иврите. Все Евангелия написаны на иврите, что проливает нам необыкновенный свет.

Для того чтобы сбросить с себя эти греческие очки, мы встречаемся с Ханукой. Ханука даёт нам невероятный непрекращающийся свет нашей Меноры.

Очень многие путают менору с ханукиёй. Они очень похожи на самом деле.

Но у меноры — семь стеблей светильников, а у ханукии восемь стеблей.

Менора стояла в Иерусалимском храме и на ней постоянно горел огонь. Ханукия зажигается в каждом еврейском доме. Она горит только в дни Хануки.  Менора была отчеканена Бецалелем из цельного куска чистого золота и весила более пятидесяти килограмм золота. Когда Господь сказал Моисею отчеканить менору, Моисей не знал, что с ней делать.  Мидраш говорит, что он просто кинул этот кусок пятидесятикилограммовый золота в плавильню и вышла менора. Отчеканить ту красоту, которую Господь сказал, было невозможно. Нужно было чеканить из цельного куска, а не из составляющих, как сегодня можно по «лего» собрать менору. Менора должна быть цельной. Вот почему менора – это один цельный кусок лампы.

Согласно древним книгам, менору из второго храма похитил Антиох Епифан. Он похитил эту менору. Тот самый сирийский правитель, о котором идёт речь, указы которого были направлены против нашей Торы и тогда вспыхнуло восстание Маккавеев.

Новая менора была отлита по указанию Иуды Маккавея. Она простояла в храме до того, пока римляне в 70м году уже забрали её в Рим.  И помните – эта известная картина, где римляне тащат эту менору. В принципе – это единственная картинка, картинка еврейской меноры. Именно по вот этой меноре, которые тащат римляне был сделан наш герб Израиля. Синий герб Израиля – наша менора.

Лук 12:35,36 ст. 35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.36 И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему.

Я читаю с еврейского Нового Завета:

Лук 12:35,36 ст  35. Переоденьтесь и зажгите свои светильники,

И когда речь идёт о светильниках, то речь идёт о менорах. Это призыв каждому еврею – переодеться и зажечь свои меноры.

36. подобно людям, ожидающим возвращения своего хозяина со свадебного пира, дабы, когда тот придёт и постучит, они тотчас могли отворить ему.

Если мы откроем 2е Петра 1:19ст. мы встречаем более потрясающий стих:

И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших,

Как… Иврит говорит к меноре, которая сияет в темном месте. Любой еврей, который читает этот отрывок, понимает, что речь идёт о храмовой меноре, которая стоит в тёмном месте храма.

И вы знаете, менора должна всегда была гореть. Огонь никогда не должен был погасать на ней. Она должна была всегда освящать храм.

Когда Маккавеи отвоевали храм у Епифана, они зашли туда, а всё масло было испорчено. Они нашли только один кувшин на один день. Они налили этот кувшин на один день и так получилось, что масло горело все семь дней – и это было чудо. Потому что кошерное масло было на один день.

Итак, мы правильно делаем, что обращаемся к слову. Потому что слово подобно меноре, которое сияет в тёмном месте доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших…

Что происходило, когда всходила утренняя звезда, что делал каждый еврей? У него начиналась первая утренняя молитва, которая называется шахарит. Утренняя звезда – она восходит, начинается новый день, еврей приходит в храм, и он молится. А что до этого было? А до этого стояла менора, которая освящала темноту. Пётр говорит: «Подобно этому рисунку, вы должны обращаться к слову Адоная. Подобно всему этому образу, который вы видите».

Матфея 5:14 ст. Вы свет для мира. Нельзя спрятать город, построенный на вершине холма.

Когда речь идёт о вот этом высказывании «Вы свет мира», то речь идёт о меноре. Потому что другого света, сравнимого со светом меноры, духовного просто не существовало. Тогда не было прожекторов или фонариков или как сегодня принято – фонари специальные, которые освящают наши улицы.

Единственное тогда, что светило – это менора. Вы -как менора для этого мира. Поэтому нельзя спрятать город, построенный на вершине холма.

15. Подобным образом, когда зажигают менору, то её не накрывают чашей, а ставят на подставку, чтобы она светила всем в доме.  16. Точно так же пусть светит вашей меноры людям, чтобы они видели ваши добрые дела и славили вашего Отца на небесах.

Это интересная вещь. менора в храме напоминала о духовном свете, который исходил из храма и освящал весь мир. Поэтому семь ветвей меноры соответствует семи сторонам мира: вверху, снизу с северу, югу, востоку и западу по -середине и центральная чаша – это была Эрец Исраэль. Эрец Исраэль – центральная, которая даёт свет во все народы мира.

Я очень люблю эту картинку и каждую Хануку я возвращаюсь к ней. Я смотрю на эту картинку, как на вечный символ нашей жизни. На снимке – ханукальный подсвечник на подоконнике квартиры, располагавшийся напротив штаба нацистов, национал – социалистов в здании мэрии немецкого г. Киля. Это был штаб СС. Вы видите, что через стекло стоит менора. Надпись на ней: «Ханука 5692г». На обратной стороне меноры написано: «Флаг говорит: иудея умри, а свечи говорят: иудея живи вечно».

«Флаг говорит: иудея умри» — были первые слова из песни нацистов. Но потом измененная цитата из пророка Иоиля. У нацистов была песня, о том, что Иудея должна умереть. Сегодня мы знаем, что снимок сделала жена раввина Аккивы Позднера – Рахель, в декабре 1931г. Спустя месяц, получив распечатанные фотографии она надписала по-немецки и она разослала во все еврейские газеты Германии и просто забыла эту историю.

Много лет спустя, фото зажжённой Хануки на фоне нацистского флага, была выставлена в музее холокоста в Берлине. Она стала символом противостояния света и тьмы. Никаких подробностей известно не было: кто сделал снимок, где, когда, при каких обстоятельствах….

 Тем временем автора фотографии стали искать сотрудники Яд Вашем – Израильского мемориального центра катастрофы и холокоста. Однажды нашлась маленькая зацепка: на одной из обнаруженных ими копий можно было различить фамилию: Мансбах. И вскоре нашлась Шломит Мансбах. Это была внучка раввина Аккивы Позднера. И сама ханукия нашлась. И оказалось, что ханукия находилась все эти годы в Израиле. И Шломит рассказала, что её дедушка — последний раввин Киля, в начале 30х годов, выступивший с критикой нацистского режима, был вынужден бежать в Брюссель. А затем получил долгожданные бумаги и переехал в страну Израиль.

Перед отъездом Аккива Позднер наказал евреям Киля покинуть Германию, но, к счастью, большинство из них прислушалось к совету своего духовного наставника. Позднеры поселились в бухарском квартале Иерусалима и все годы пользовались в Хануку привезённой из Германии Ханукиёй, именно той, что вы сейчас видите. И конец этой истории: семья Мацбах передала на хранение ханукию в Яд Вашем, но поставила одно очень важное условие: в каждую Хануку, они забирают ханукию из Яд Вашем домой и возвращают её музею по истечение праздника.

Вот такая маленькая история, где Ханукия противостоит нацистам. И в конечном итоге мы видим, что ханукия победила: Иудея жива, а нацистов больше нет. И наше присутствие в земле Израиля доказывает, что Ханука жива. И древний антисемитизм, который развивается сегодня в мире – уничтожить народ Израиля. Они были всегда – еще фараон хотел истребить и стереть нас с лица земли. И было впечатление, что вот-вот- мы висим на волосок от нашего истребления, но всякий раз, когда, что -то подобное происходило, всегда рука Божия простиралась над нами.

Сегодня в преддверии Хануки, хочется просто сказать, что враги -они были, есть и будут. Но не враги питают нас, а нас питает желание жить и распространять свет Хануки.

Ханукия – она горит, и она горит чудесным образом и масла в ней хватило всего на один день. И кажется, что этот день пройдет и наш свет погаснет. Но чудесным образом Ханукия продолжала гореть. Свет Израиля будет продолжать гореть на этой земле.

Никакие эллинистические, коммунистические, католические культуры и даже христианские культуры не могут подавить того света, который Всевышний зажег в народе Израиля. Сегодня очень важно возвращать подлинные понятия -натуральные, оригинальные основания, которыми мы должны существовать. Сегодня очень важно заявлять, что Иешуа -Машиах, Он не язычник, Он не грек, Он не католик, Он не протестант. Иешуа -Мессия – Он еврей.

Очень важно настаивать на этом и объяснять это всему миру и народу Израиля. Каждая из семи лампад, семи светильников в меноре повествует нам о семи днях творения. Сегодня мы находимся в преддверии шестого тысячелетия и до седьмого у нас ещё есть время. И я верю, друзья мои, что сегодня — это время Израиля.

Я верю, что после нашего 2000-летнего забвения, возвратившись сегодня назад в свою землю, мы возвратились не чтобы кушать, есть и спать. Мы возвратились, чтобы откопать этот древний свет Израиля. Поднять его и распространить его свет в народах.

Откровение 1:12 (евр. пер.) Я обернулся, чтобы взглянуть на говорящего со мной; и когда обернулся, увидел семь золотых менор;

Друзья мои, именно столько менор стоял в Иерусалимском храме. Она была не одна. Их было несколько менор, и они освящали весь внутренний двор храма.

Иоанн говорит: увидел семь золотых менор; 13ст. и посреди менор был некто, подобный Сыну Человеческому, одетый в мантию первосвященников до ступней и с золотым поясом вокруг груди.

Если мы откроем еврейский новый завет, то мы увидим удивительную вещь: на этом золотом поясе было 12 камней по числу 12 колен народа Израиля. Кого видит Иоанн посреди этих золотых светильников, золотых менор? Он видит еврейского первосвященника Иешуа, в одежде первосвященника, который стоит внутри храма, как первосвященник нашей жизни.

14. Его голова и волосы были белы, словно белоснежная шерсть, глаза его подобны пылающему огню,

Иоанн видит эту невероятную картину внутренней комнаты святого храма, он видит семь золотых менор храма. Заметьте, что, когда Иоанн находится на остове Патмос, Иерусалимский храм ещё стоит. В своём видении Всевышний показывает ему эти меноры и посреди этих менор, Он видит кого-то. Мы понимаем кто это – это Иешуа. Он видит Машиаха, который одет в первосвященнические одежды с золотым поясом, с камнями народа Израиля.

Для чего? Для того, чтобы искупить, спасти и простить.

14. Его голова и волосы были белы, словно белоснежная шерсть, глаза его подобны пылающему огню,

Какое это интересное видение. Но мы понимаем, что Иешуа – Он именно такой, Он необыкновенный и Он прекрасный. Он -настоящий Машиах.

16. B правой руке он держал семь звезд, из уст его исходил острый меч с лезвиями по обеим сторонам, и лицо его было подобно солнцу, сияющему полной силой.

Семь звезд — семь кохавим. И что такое этот меч? Это Тора, которая является обоюдоострым мечом.

17. Увидев его, я пал к его ногам, как мёртвый. Он коснулся меня правой рукой и сказал: «Не бойся! Я Первый и Последний,

Я есть Алеф и Я есть Тав — Первый и Последний. Я уже вам говорил, что слово «Эмет», это Алеф и Тав. אמת: «истина.

В преддверии этого праздника Хануки мы не просто говорим о менорах и победе Маккавеев. Мы говорим вообще о свободе. Мы говорим, что Израиль по сути своей эта нация бунтарей. Ни один царь не мог властвовать над нами, ни одна монархия не могла господствовать. Мы всегда сопротивлялись любому навязанному нам строю.  Сегодня ни одно правительство не доживает свой срок. Только Нетаньяху избрался, через год опять перевыборы. В какой-нибудь стране президент сидит по двадцать лет и ничего не сдвигается. Только не здесь. Здесь есть патологическая тяга к свободе. Ни человек, ни какие-то законы мира, ни правители самые великие, никто не может навязать нам свои правила жизни. Еврей -человек свободный и он таким должен оставаться, чтобы нести свободу.

 Мне нравятся наклейки на израильских машинах, в которых написано: «нет никого на кого я надеюсь. Только на Всевышнего». Нет кому я вверяю себя, только Святому Благословенному Б-гу.  

Все страны зависят от правительств, все смотрят в рот своим президентам, все заглядывают в руку своих кормящих. Израиль – никогда. Мы никогда не заигрываем со своими президентами, мы сажаем своих правителей, наши президенты сидят в тюрьмах, наши министры разоблачаются от своих порочных преступлений. Почему?

Потому что любая закваска порока противоречит нашему естеству. И поэтому даже Всевышнему тяжело с нами. Мы называемся Израилем почему? Потому что «Ты боролся с Богом». Наша вечная борьба она не только с людьми, правительствами, нацистами и другими цистами, и всевозможными эллинистами, материалистами …. Наша борьба даже со Всевышним. Мы даже с Ним до конца не соглашаемся, чтобы полностью подчиниться Ему. Поэтому всю нашу историю Он ломает нас и перекручивает нас в мясорубках своего времени для того, чтобы подчинить нас Себе. И вы знаете, Господь остаётся правым. У Него получается это сделать.

И наше присутствие здесь, на этом месте доказывает, что всё, что творит Всевышний – это «Да» и это «Аминь!»