От спасения к зрелости.
Продолжение темы: Еврейский взгляд на спасение. Олег Хазин
Эта тема меня будоражит уже долгое время, потому что понятие спасения очень сильно затерто в сообществе от верующих людей, мы рассмотрим сегодня эту тему в еврейском ключе. У меня была уже была тема «Еврейский взгляд на спасение», а сегодня мы будем проделывать путь от спасения к зрелости. В разговоре с одним пастором прозвучало от него, что самое главное – это спасение. Но я понимаю спасение, как рождение ребенка, это называется рождением свыше. Для зачатия ребенка много чего не надо в этой жизни, и часто задаваемый вопрос: а это влияет на спасение, а это? Я отвечу так: чтобы сделать ребенка, ничего не влияет, не нужна школа, не нужен университет, сам организм естественно работает на это. Для того, чтобы родить ребенка, тоже не надо особого ума, все совершается естественно и автоматически. Как только человек встает на путь зачатия, то это приводит неизбежно к пути рождения ребенка, никуда не можешь убежать от этого. Если ты нормальный человек, то ты, все равно, родишь своего ребенка, а для того, чтобы его родить, требуется от нас только желание.
Спасение же иногда неосознанное событие, иногда это и сознательное решение, как и зачатие ребенка, т.е. довольно таки ожидаемое. В любом случае, мы прекрасно понимаем, что зачатие и рождение, это только начало человеческой жизни, а не ее сама собственная цель. Я думаю, что мало таких людей, которые хотят родить, лишь бы родить, а мы хотим родить для того, чтобы что-то совершить.
Поэтому спасение – это начальный путь Божественного спасения внутри нас. И этот путь, как и путь ребенка, если его сделать неправильным и если его так неправильно и продолжать, то спасение превращается еще в более худшее падение, как от ребенка родители находятся в ожидании радости, но по прошествии времени иногда будущее превращается в страдания и горе родителей и всех окружающих людей.
В нашей жизни есть много злых людей, наши тюрьмы переполнены, мы читаем сводки преступлений, мы видим огромное полчище убийц, насильников, наркоманов, пьяниц, блуждающих по этой земле. А ведь эти люди сегодня, вчерашние чьи-то дети, которые были рождены своими матерями. Почему они стали такими? Потому что от их рождения до их падения что-то пошло не так, не правильно. И задача наша не только проповедовать спасение, а наша задача приводить определенных людей к зрелости. Если мы родили ребенка, и у нас нет желания ему что-то дать, или совершить для него, если ребенок, который сейчас хочет играться только с машинкой, а папа видит в нем выдающегося инженера, физика, музыканта, или успешного бизнесмена, или просто нормального человека, то я могу сказать, что этот человек проживет свою жизнь совершенно попусту. Это будет просто биологическая жизнь, где воспитанием будут заниматься улица, или чужие люди, но только не родители. Поэтому самое важное, что мы должны осознать в этой теме, это не только произведение на свет людей, увеличивая их популяцию, а этот процесс называется взращиванием людей.
Сам В-ий занят не только воспроизведением человеческого рода, а Он занят воспитанием человека. Поэтому все, что мы читаем о персонажах в Библии, мы читаем не только о том, кто они были по призванию, а читаем о том пути, который они прошли, чтобы войти в это призвание и выполнить его. Поэтому мы читаем о жизни наших патриархов от их рождения до их смерти. Мы возьмем, например, Иосифа, его рождение – И зачала Рахель, и родила сына, и назвала его ЙосЭф, потому что сказала: вот, прибавил мне Господь.
Бытие 30:25
После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место, и в свою землю;
הוֹסִיף [לְהוֹסִיף, מוֹ-, יוֹ-]
hосиф [леhосиф, мо-, йо-]
- прибавлять 2. продолжать
Мы читаем в этой недельной главе, что сыны Исраэль вынесли кости Иосифа из Египта. Мы видим всю жизнь человека от рождения до костей. И мы видели какой тяжелый путь прошел Иосиф от такого лучезарного ребенка, носящий разноцветные папины рубашки, до того пути, чтобы оказаться в том месте, где он должен был быть. Об этом можно сказать так: путь от спасения к зрелости. Есть сегодня очень много спасенных людей, но очень мало зрелых людей, из очень мало вообще-то на земле, а есть много скороспелых – созревших рано, или не созревших вообще. Есть затянувшиеся младенцы с запоздалым развитием. Нет ничего пред рассудительного в том, чтобы ребенок сидел на шее у папы, когда ему три года, но совершенно неприемлемо, что он продолжает сидеть на шее у папы, когда ему уже тридцать лет. Если мы видим такое запоздалое детство, то это изъян в воспитании.
То, что упускает сообщество верующих людей, это воспитание верующих людей для того, чтобы не только проводить служение для спасения, — служение по зачатию новых верующих, а для того, чтобы проводить глубокую работу по воспитанию людей и приводить их к истинной зрелости.
Еврейское понятие этих вещей начинается с книги
Бытие 14:18
- и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего,
18 וּמַלְכִּי־צֶדֶק מֶלֶךְ שָׁלֵם,
הוֹצִיא לֶחֶם וָיָיִן;
וְהוּא כֹהֵן לְאֵל עֶלְיוֹן׃
У-малхИ-Цэдэк шалЕм,
hоцИ лЭхем ва-йаин
Перевод:
И Царь Правды – Царь Полноты – (ШалЕм),
Выводящий (вытаскивающий, вынимающий) Хлеб и Вино.
שָלֵם
шалем
- целый, полный 2. совершенный, завершённый 3. невредимый מֶלֶךְ שָׁלֵם Царь Шалема – Царь Салимский, так переведено, но שָׁלֵם Шалем – это полнота.
«он был священник Бога Всевышнего» — мы видим очень важные 2 вещи. Полнота – эта та вещь, к которой мы должны прийти.
Второе:
וּמַלְכִּי־צֶדֶק И МальхицЭдэк вынес хлеб и вино. Что это за символы? Всегда это отражало два мира.
Хлеб отображал мир Земли, поэтому мы молимся над хлебом:
בָּרוּךְ אַתָּה ה», אֱ-לֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, הַמּוֹצִיא לֶחֶם מִן הָאָרֶץ.
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, НАШ Б-Г, ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙ, ВЫРАЩИВАЮЩИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ!
БАРУХ АТА, АШЕМ ЭЛО-КЕЙНУ, МЕЛЕХ АОЛАМ,
hА-МОЦИ ЛЕХЕМ МИН ha-АРЕЦ!
*
Глагол – hИФЪИЛЬ
Корень: י — צ — א
Первая буква корня – слабая. Она исчезает или переходит в гласную в формах этого слова.
Последняя буква корня – гортанная. Это влияет на соседние гласные.
לְהוֹצִיא
леhоци
вытащить, вынуть, вывести
מוֹצִיא
моци
наст.в., ед.ч.
вытаскивающий, вынимающий, выводящий
הוֹצִיא [לְהוֹצִיא, מוֹ-, יוֹ-]
hоци [леhоци, мо-, йо-]
- вытащить, вынуть, вывести 2. израсходовать 3. изгонять הַמּוֹצִיא לֶחֶם מִן הָאָרֶץ Выводящий, (вынимающий, вытаскивающий) из земли.
*
Мы видим, что в молитве благословения хлеба употребляется слово hоцИ – выводить, вытаскивать, вынимать.
Бытие 14:18, сравните:
הוֹצִיא לֶחֶם וָיָיִן;
и
הַמּוֹצִיא לֶחֶם מִן הָאָרֶץ
Хлеб от земли, это то, что вытаскивается, вынимается, выводится из земли.
*
Царь Салима вынес также и вино, которое всегда символизировала Дух Святой.
Часто говорили, что вино – это искусство Бога, произведение Всевышнего. Тот, Кто дает наполниться виноградному соку, превращая его в чудное вино, проявляет сверх естественное действие, и те, кто был ближе к Богу, делал всегда самое качественное вино. Раньше те люди, которые производили такое качественное вино, считались людьми высокого духа.
Теперь становится понятным, почему Йешуа превратил воду в вино, а не апельсиновый сок, потому что вино отображает высшие небесные качества, и всегда вино олицетворяется с Духом Святым, сходящим свыше. Поэтому и написано, что вино веселит человеческое сердце, как и Господь дает человеку радость.
И он вынес ему хлеб, который символизировал землю, и вино, которое символизирует духовный мир.
Соединение этих двух понятий, соединение высшего и низшего, это спасение, которое приходит сверху, и зрелость, которая
приходит снизу.
Для того, чтобы получить спасение тебе ничего не надо, кроме твоего желания открыть свое сердце, потому что спасение приходит сверху, а зрелость приходит снизу.
Спасение, как вино, оно наполняет нас с небес, а хлеб – это то, что происходит из земли, оно напитывает нас снизу.
Поэтому МельхицЭдэк, который Царь Полноты – Царь Шалема, приносит (но здесь слово – вытаскивает, вынимает, выводит) хлеб, который символизирует человеческую зрелость, и вино, которое символизирует духовную жизнь.
Бытие 14:19
19 וַיְבָרְכֵהוּ וַיֹּאמַר;
בָּרוּךְ אַבְרָם לְאֵל עֶלְיוֹן,
קֹנֵה שָׁמַיִם וָאָרֶץ׃ - и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;
Ва-йвархЭhу ва-йомАр; — И благословил его и сказал
барУх АврАм ле-Эль ЭльйОн, — Благословен Аврам Богом В-им
КонЭ шамаим ва-Арэц
*
Сейчас посмотрим, как написано слово Владыка, потому что на иврите этого слова нет, а есть слов קֹנֵה КанЭ – Покупающий
Глагол – ПААЛЬ
Корень: ק — נ — ה
Последняя буква корня – слабая. Она исчезает или переходит в гласную в формах этого слова.
קוֹנֶה
коне
наст.в.,ед.ч., м.р.
покупающий, приобретающий
קָנָה [לִקנוֹת, קוֹנֶה, יִקנֶה]
кана [ликнот, конэ, йикнэ]
- покупать 2. приобретать (вещь, право, друга) 3. соглашаться с чем-то
*
קֹנֵה שָׁמַיִם וָאָרֶץ КонЭ шамаим ва-АрЭц
Покупающий (приобретающий) небо и землю. Это Тот, Кто купил небо и землю. На русском языке нельзя так написать, тебе поставят двойку, но иврит говорит удивительную вещь. Это Тот Бог, который покупает небо и землю. Понятие неба и земли, это тоже понятие Хлеба и Вина, они говорят, что небо – это верхнее, то, что приходит с неба, а земля, это низшее, которое приходит снизу.
Итак, Бог – это Бог Неба — Спасение, которое приходит сверху,
и Бог Земли – это зрелость, которая поднимается из земли.
Теперь мы прочтем Ис 53:2
2 וַיַּעַל כַּיּוֹנֵק לְפָנָיו,
וְכַשֹּׁרֶשׁ מֵאֶרֶץ צִיָּה, לֹא־תֹאַר לוֹ וְלֹא הָדָר; וְנִרְאֵהוּ וְלֹא־מַרְאֶה וְנֶחְמְדֵהוּ׃
וַיַּעַל כַּיּוֹנֵק לְפָנָיו Ва-йааль кайонЭк ле-фанАв - Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
*
יוֹנֵק ז’
йонэк м.р.
- грудной младенец, сосунок 2. млекопитающее
צִייָה נ’
ция ж.р.
пустыня (лит.)
*
יוֹנֵק ЙОНэК – это грудной ребенок, это грудной младенец, который пьет мамино молоко. Он взошел, как вот этот Младенец, мы только что говорили о рождении, и дальше написано:
וְכַשֹּׁרֶשׁ מֵאֶרֶץ צִיָּה Ва-хашОрэш ме-Эрэц цийА –
на русский переведено, как Росток, а здесь слово Пустыня – Пустынная Земля
а это слово שוֹרֶש ШОрэш — Корень
שוֹרֶש ז’ [ר’ שוֹרָשִים, שוֹרשֵי-]
шорэш м.р.[мн.ч. шорашим, шоршэй-]
корень
שוֹרֶש ШОрэш — Корень מֵאֶרֶץ צִיָּה ме-Эрэц цийА — из земли пустынной.
*
Если мы говорим, что нужно возвращаться к корням, то мы говорим о простых вещах, написанных в слове Божьем, что вот – Он Корень из пустынной земли, сухая земля, земля бедняка, земля бедных. Он поднимается из земли, и мы уже с вами разобрали, что все, что поднимается из земли, говорит нам о зрелости.
Мы читаем о Йешуа, что Он Хлеб, сошедший с небес. Но здесь мы видим, что Он – это Тот יוֹנֵק ЙонЭк – Ребенок, происходящий из земли. Соединение земного и небесного, это соединение очень важных двух понятий: понятие спасения, которое приходит с неба, и понятие жизни и зрелости, которое приходит снизу. Поэтому нет толку жить, если ты не спасен, и нет никакого толку быть спасенным, если тебя не научили жить. Это глубоко взаимосвязанные понятия, мы не должны себя тешить только тем, что мы спасены, и больше нам ничего не надо, это равноценно, как, если бы ребенок станет говорить нам: что вы от меня хотите, мне только 3 годика? И это правильно, но, когда тебе уже 30 лет, и он улыбается, и что-то болтает, то нам, как родителям, это совсем не нравится. Все, что хорошо для ребенка, многое не подходит для взрослого. Поэтому Ап. Павел говорил нам интересные вещи:
Кор 13:11
Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по — младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
И здесь мы понимаем, вот, эту взаимосвязь, младенец, это человек, который спасен. Но если это все, что мы от Него хотим, тогда мы держим всех людей в состоянии младенчества, и это то, что происходит сегодня в сообществе верующих, держат в бесконечном, постоянном младенчестве. Но для того, чтобы быть зрелым человеком, тебе нужно страдать и брать ответственность, что-то терять, и что-то находить, чем-то жертвовать и к чему-то стремиться, нужно проходить через боль, для того, чтобы приобрести правильные качества, но никто не хочет этим заниматься, потому что Господь уже все дал. Понимание, что Господь все дал, это понимание маленького ребенка, который думает, что он родился в этот мир, и у него все есть и это правильно, потому что все, что у него есть, это дали ему его родители. Но это все временно, если ему уже 30 лет и он рассуждает, что у него все есть, потому что я все получил от своих родителей, и когда ему уже 40 лет, и он находится все также на уже тоненькой шее папы, то, конечно же, есть какой-то серьезный изъян в самом воспитании этого человека.
Я дам вам несколько простых принципов зрелости.
Незрелая личность часто знает все, но ничего не умеет.
Зрелая – не только знает, но и умеет.
Я часто встречаю верующих людей, которые все понимают, все знают, все откровения уже слышали, видения все посмотрели, только ничего не умеют: жить не умеют.
Поэтому незрелая личность критикует.
А зрелая – делает.
Зрелая личность, в первую очередь, устраивает свои дела, и приобретает независимость, личная жизнь зрелой личности устраивается уже сама по себе.
А не зрелая личность утраивает жизнь всех вокруг: всех нужно научить, как жить, кроме себя, всем нужно дать распоряжение, что делать, всех надо спасти, кроме себя.
Вот, зрелая личность, она занята собою, а незрелая занята всеми, кроме себя.
Потребности зрелой личности вытекают не из ее успехов, а из ее дела.
Незрелая личность не делает никаких дел, она просто копирует жизнь зрелых людей, увеличиваясь в размерах, чтобы казаться зрелым. Человек работал, и заработал на дорогую машину, а другой посмотрел на него, и захотел быть в таком же статусе. Идет в банк, берет кредит, и покупает очень дорогую машину, и все видят вокруг, что у нас одинаковый статус, но у нас разная зрелость. Этот человек дошел до этого своими руками, а этот скопировал его успех. И разница между нами огромная, у нас есть целые общества, которые просто скопировали жизни зрелых людей. Они просто копируют, ничего не произведя, чтобы казаться в статусе зрелого человека.
Копирование жизни – это очень распространенное явление: человек может жить в какой-то Хрущевке с облезшим подъездом, но у него должен быть обязательно какой-то крутой автомобиль, а другой должна быть обязательно норковая шуба, чтобы быть скопированным в статусе великих. И это болезнь, которая говорит, что общество незрелое, потому что вместо того, чтобы доходить до этого естественным путем, он идет легким путем. Незрелая личность выбирает легкий путь, а зрелая – настоящий.
Незрелая личность думает о результате, а зрелая о деле.
Я хочу учиться, чтобы разбогатеть, а нужно учиться, чтобы понять ту профессию. Ты хочешь быть этим человеком, а деньги придут к тебе, как вознаграждение. А если ты пошел это делать, чтобы быть богатым, то ты не станешь ни специалистом, и ни богатым, потому что это не твой путь.
Незрелая личность хочет больше, чем имеет и заслуживает, в результате нередко теряет и то, что имеет, и то, что заслуживает. Зрелая личность довольна тем, что имеет, и тогда к ней прибывает, т.е., когда ты доволен, то к тебе притягивается и то, что ты не имеешь. Когда ты не доволен, ты отталкиваешь, а когда доволен, ты притягиваешь.
Незрелая личность хочет, чтобы ее дела ей устроил кто-то, зрелая устраивает их сама.
Незрелая личность надеется, бесконечно молится, тревожит Бога, а зрелая действует.
Наша недельная глава очень хорошо это иллюстрирует. Одна группа говорит, что мы будем только молится, а Моше говорит всем: ты неправ, и ты тоже неправ. Моше стоит и плачет возле горы, а Господь говорит: хватит тебе плакать, возьми в руку жезл твой, и действуй. Незрелые люди постоянно заставляют молиться вместо того, чтобы взять ответственность на себя и что-то делать. Я не говорю, что не надо совсем молиться, нужно молиться, и того не забывать.
Незрелая личность пытается управлять другими людьми, зрелая управляет собой.
Незрелая личность — декорация, которая хочет стать фигурой. Зрелая личность — фигура, которая не задумывается, как она выглядит.
Зрелым людям не важно, как их оценивают другие, незрелая личность заботится о том, чтобы другие оценили хорошо ее.
Незрелая личность вначале принимает решение, а потом подгоняет факты под выбранное решение (отсюда подозрительность незрелой личности). Зрелая личность вначале собирает факты, а потом на их основании принимает решение. Отсюда открытость зрелой личности.
Зрелые люди, это не фанатики, а основывают свои действия на фактах, которые они обдумывали. Есть множество религиозных Фанатиков, для которых не важны факты, у которых один главный принцип только верить. С такой фанатичной верой люди даже убивали других людей, именно из-за веры. Почему человек спешит верить? Потому что, когда он верит, он успокаивается, а когда он не верит, то он в борьбе. Как только они уверовали, то все внутренние борения остановились. Незрелая личность постоянно спешит верить, а зрела личность верит только тогда, когда это придет осознанно. Такое впечатление, что людей хотят запрограммировать, чтобы они слепо верили, скажи это, скажи то, провозгласи! Да! Да! Такое впечатление, что внедряют веру без осознанности. Такая вера может принести зло, потому что человек, который пришел к такой вере, будет всегда атаковать других людей.
Человек, который пришел к вере осознанно, будет приводить всегда людей через осознание веры, наш путь, это путь осознанности, а не путь фанатических убеждений. Сегодня на земле много фанатичных религий, и каждая из них уверена, что она самая правильная, и все фанатично убеждают до смерти, до убийства других людей, что у них есть самая истинная вера. И заметьте, что проповедники всех этих культов делают одно и тоже, они стараются вытеснить путь, который идет от разума к сердцу, они хотят проложить путь от сердца к разуму. Но мы знаем из Библии, что сердце человека, оно лукаво. И оно крайне испорчено. Если путь человека проложен только через сердце, то вполне возможно, что его вера ошибочна. Поэтому мы должны отталкиваться не от того, что вокруг нам говорят во что мы должны верить. А мы должны отталкиваться от того, что мы понимаем, и вера самый последний путь, самая последняя точка.
Потому что, как только ты поверил, тебе никакие факты, никакие вещи, никакие слова, никакие убеждения, ничего, тебе уже все абсолютно безразлично, вера вводит тебя в информационный покой, и это то, что ищет весь мир. Но человек разумный, это тот, кто мучается в сердце своем прежде, чем он совершит осознанное решение.
Это очень важный путь, я проходил через все периоды трансформаций, сначала я вышел и у меня был хвост, потом хвост отпал, но остались жабры, — смотрите на все это духовно, потом и жабры отпали, и появился плавник, и все, через что я проходил, я убежденно в это верил. Я и сейчас верю, но в отличии от многих моих верований, уверенность, которая во мне сейчас, она осознанная.
Незрелая личность хочет занять высокое положение, не занимаясь личностным ростом и приобретением навыков. Зрелая личность заботится о личностном росте и о приобретении навыков. Высокое положение приходит само по себе.
Просто классика: незрелый человек хочет занимать высокое положение, все хотят быть пасторами, все хотят быть проповедниками, штампуют направо и налево, целая индустрия, все спешат быть великими.
Нужно заниматься не поиском великого положения, а главное заниматься личностным ростом и приобретением навыка. Тогда положение придет к тебе само, а если положение притянуто силой за уши, любой ценой, то такой человек становится диктатором, потому что все, посягающее на его положение, будут атакованы его статусом.
Но человек, к которому пришел этот статус, и Иаков говорит, чтобы человек не садился на первый ряд, потому что придут и скажут тебе, что здесь сидят только помазанники, иди сядь на последний ряд. А что будет, если ты изначально сидел на последнем месте, и скажут потом тебе: О! Иди скорее вперед! И вот, когда тебя переместили вперед, это значит, что позиция пришла к тебе, а не ты пришел к ней, но есть еще: когда она пришла к тебе, ты не держишься за нее, и ты никого не будешь терзать, никого не будешь кусать, никого не будешь отталкивать, не будешь ни с кем соревноваться, никого не будешь изгонять, предавать анафеме, давать клеймо бунтовщика, не будешь называть пятой колонной духовных диссидентов, раскольников, потому что власть сама к тебе пришла, а не ты ее взял. И это совершенно разные вещи, зрелая личность, она никогда не ищет власти, а незрелая ищет власть, потому что она обеспечивает деньгами, как и сказано, что корень всех зол – сребролюбие.
Зрелая личность заботится о личном росте, приобретение навыков, высокое положение и деньги приходят сами по себе, как побочный продукт личного роста. Сегодня нет ни одной общины, которая бы не заботилась о том, где взять деньги, и скажу вам из своего опыта, чем больше об этом переживаю, тем меньше их становится, не всегда получается не переживать, а когда не переживаю то, вдруг все появляется. И поэтому сделать нужно правильный выбор: или переживать, и ничего не иметь, что естественно, или не переживать, и все будет.
Зрелый человек отвечает за себя, а незрелый человек отвечает за всех, кроме себя. Наша задача – от Спасения и от Младенчества перейти к зрелости, а зрелость и есть состояние личностного роста, где мы становимся людьми, ответственными за свою жизнь. Зрелый человек, это человек, путь которого состоялся не фанатическим образом, а состоялся образом осознанным, и наша задача не только спастись, а перейти от спасения в состояние зрелости.
Молитва: Отец, мы благодарим Тебя за этот Шаббат, и благодарим Тебя за то,
что Ты — קֹנֵה שָׁמַיִם וָאָרֶץ КонЭ шамаим ва-АрЭц –
Покупающий небо и землю.
Амен.