Размышляя о девятом ава

Ноя 19, 2024

Друзья, я расскажу краткую историческую справку и потом скажу своё мнение. Хочу сказать, что в истории еврейского народа, эта дата говорит не только о Храмах, но и о истории еврейского народа.

Христианский мир, по большому счёту ничего не знает о девятом ава, потому что это не их история, это наша история. Свою историю мы должны знать очень хорошо.

Был такой Иосиф Флавий. Точнее его звали Иосиф бен Матитьягу, который командовал и был назначен ответственным по защите Галилеи. Мы говорим про 67г. н.э. Это 30 лет после смерти Йешуа. 33 года и мы говорим 67г. Мы говорим ещё через 33 г.

В Израиле очень тяжёлая ситуация – голод, обесценено всё, есть ощущение приближающегося конца. Историки говорят, что двадцать лет в небе появлялась комета, которая висела над Иерусалимом и выглядела как меч. Многие усматривали в этом предвещание страха и ужаса.

Был случай, когда в Иерусалимском Храме двери распахнулись, которые было очень тяжело закрыть. Были случаи посещения разных сверхъестественных вещей, которые находились в Храме.

Почти двадцать лет не окрашивалась верёвка, символизирующая жертвоприношение в Йом Кипур. Было понятно, что Г-сподь покинул Иерусалим. Складывалось ощущение, что грядёт неизбежная погибель. История говорит, что мессианские верующие с Иерусалима переехали в Антиохию. Часть переехали в Антиохию, а часть пряталась в Петре.

По историческим данным в Антиохию привезли и Марию, мать Иисуса, которая уже завершала свою жизнь там. В послании к Ефесянам было описано большое движение верующих.

На то время недвижимость ничего не стоила, поля ничего не стоили, люди понимали предчувствовали крах. В Деянии апостолов верующие продавали свои имения – они продавали свои имения не от духовности, а чтобы выжить.  Некоторые думают, что они продавали имения, потому что они так отрекались от материальных ценностей. На самом деле они продавали свои имения и приносили деньги к ногам апостолов, потому что никакие земли, дома, имущество никому не было нужно. Был голод. Он предсказывался в Деяниях апостолов, когда встал пророк Агей и предвозвестил голод по всей земле.

Эти тридцать лет были на земле очень тяжёлыми. Когда умер царь Ирод на место него были посажены три его сына, которые делили между собой власть. Иудеей управляли наместники, а наместники просто грабили Иудею. Были страшные налоги, которые формировали это недовольство и восстания. Были некоторые, которые возглавляли это восстание.

Иосиф бен Матитьягу, который защищал Галилею, когда его крепость Иотфата рухнула, то Иосиф бен Матитьягу перешёл в римский стан и сдался римлянам и взял себе имя Иосиф Флавий. Это была династия Флавиев, которая правила в то время в Риме. Но он был очень интересной личностью. Он был священником, историком. Он записывал все эти события подробно и досконально.

В 67 г. 60 тыс. экспедиционный римский корпус вторгся в Галилею. Они двигались по Галилее, снося перед собой всё. Было ясно, что они доходят до Иерусалима.

Следующей тактической целью был Яфский порт. Они потопили все суда повстанцев и была открыта дорога в Иерусалим. Потерпев поражение, многие тысячи галилейцев прибыли в Иерусалим для того, чтобы принять участие в обороне города.  Самым значительным контингентов в Иерусалиме были отряды Йоханана Гисхальского.  Потерпев поражение, многие тысячи галилейских повстанцев прибыли в Иерусалим и приняли участие в обороне города. Самым значительным галилейским контингентом в Иерусалиме были отряды Йоханана Гисхальского, одного из самых выдающихся вождей восстания.

Весной, в мае 70г. — Мы говорим про 9 ава, который выпадает на август, там было пекло 40 градусов.

На осаду Иерусалима были двинуты — под командованием Тита — войска, во главе которых Веспасиан недавно покорил Галилею и другие страны. В подкрепление им были посланы свежие воинские части.

Когда они уставали – они сменяли друг друга. Такой способности еврейские защитники не имели. Мало того, что они были ранены, голодны и без сил, они все пришли в Иерусалим, чтобы защищать Иерусалим. История говорит, что и мессианская община не ушли в Антиохию, а оставались в Иерусалиме, чтобы защищать город, сражаться за Храм и Иерусалим. Община в Иерусалиме была многотысячной.

Римские войска расположились у Иерусалима весной 70 года и начали осаду, продолжавшуюся около пяти месяцев. Тит старался использовать все имевшиеся у него преимущества, чтобы сломить дух защитников. Осада длилась 5 месяцев и завершилась потерей миллионов людей.

Конечно, мы не можем сравнить то Йом шуа в это время и тогда. Но скажу, что тогда это было не меньше. По ужасу и агрессии эти события схожи. Раздраженный Тит велел распинать на кресте всех захватываемых в плен. Мучимые голодом, люди толпами выходили из города за стены рвать траву для пищи себе; римляне хватали и распинали их. Защитники Иерусалима смотрели на это ужасное зрелище, повторявшееся каждый день, и оставались непоколебимы.

Что интересно, разрушение второго Храма произошло из-за беспричинной ненависти. Потому что даже те, кто возглавлял восстание – дрались между собой. Зилоты и другие группы проливали свою же собственную кровь.

Если бы всё это было историей, не актуальной для наших дней, а мы жили где -нибудь в Пенсильвании в Америке, а я всё бы это вам рассказывал и все бы это было далеко.  Но сегодня ты открываешь новости и снова читаешь: «Беспорядки на Храмовой горе».  

Такое впечатление, что время ушло, а события не поменялись. Время меняется, история меняется, а эти войны как были, так и остались. Если бы всё это было неактуальным и ненужным для нас, мы бы никогда про это и не вспомнили.

Сегодня у нас до 9 ава осталось три дня и уже в новостях читаем, что террорист пырнул кого-то ножом, на Храмовой горе беспорядки и они говорят: «мы хотим войну, мы хотим сражаться, защищать мечеть, мы хотим и никуда не уйдём, не сдвинемся».  Когда мы видим за 1 секунду поднимается весь арабский мир, мы понимаем, что 9 ава никуда не делось. Оно здесь. И если оно настигнет нас, то будет ещё одной точкой в истории, когда Г-сподь опять хочет что-то нам показать.

В каждой этой точке гибнет очень много людей. Это ни где-то мимо нас проходит, а рядом наши сыновья. Мой сын в армии. Я переживаю за это. Поэтому вся эта история находится внутри меня.

Голод был страшный, осада Иерусалима была целый месяц. Они ели траву. История рассказывает про одну женщину, которая съела своего сына.  В книге плач Иеремии так и написано. Потому что был страшный голод. Не было ничего. И когда выходили возле римского стана, чтобы собрать сухие фрукты и принести их, то сами же евреи отбирали это. Была война за каждый апельсин, яблоко, за любую еду. Голод был страшный.  Люди исхудали и ходили как тени. Иерусалим был в осаде. Вдруг из какого-то места начал идти дым запах жаренного мяса.  Римляне прибежали туда, думали, что там кто-то устроил мангал, кто-то жарит барашка на вертеле, посреди страшного голода. И они увидели женщину, евшую своего ребёнка. Они были в панике, в ужасе.

Умерших голода до июля было 115 тыс.  Это мы говорим про Иерусалим. Римляне, взяли цитадель Антония. Император Адриан, хотел наблюдать за службами, которые проходили в Храме. Ему мешала Храмовая стена, он приказал римским солдатам сделать крепость, башню, где он будет сидеть, попивая кофеёк за службой священников. Это целая история.  В итоге эта башня стала цитаделью защиты.

Римляне, взяли цитадель Антония и с каждым днем теснее окружали гору Храма; но зелоты продолжали обороняться с непреклонным мужеством

Зилоты были проще говоря еврейские террористы, которые резали направо и налево всех, включая своих, если подозревали измену.

Тиберий Юлий Александр, губернатор Египта, герой последней Парфянской войны и Армянского похода. Он был этнический еврей -мать и отец были евреями. Именно он разрушил Иерусалим и дал приказ на сожжение Храма. Потом всю награду приписали Титу. Тит на самом деле не отдавал таких приказов. Сиде в тени, а потом взял себе всю славу на свои плечи.  На самом деле этот еврей, он занимался разрушением своего же собственного народа. Вот как парадоксально, когда еврей теряет свою самоидентификацию, они теряют своё место в истории, связь с Б-гом и превращаются в злейших врагов своего собственного народа.

Это было 10 августа 70 года нашей эры. Головня, брошенная одним из римских воинов, зажгла иерусалимский Храм. В порыве алчности и злобы римские воины неудержимо ринулись на укрепления террасы Храма и залили ее кровью, грабили, разрушали все. Были убиты тысячи людей, едва державшихся на ногах от голода.

Некоторые глотали монеты, чтобы вынести золото из Храма. Когда римляне это узнали, то всех, кто выбегал из Храма, они распарывали животы и выбирали монеты.

Почему Храмовая гора пылала огнём? Потому что там было много масла. Много чего совершалось с маслом. Было много построек из ливанского кедра, много из камня, много масла. Когда масло выливалось на кедр, то Храмовая гора вспыхнула моментально.

Говорят, что Тит не хотел сжигать Храм, он успел на коне въехать в святая святых, когда он проткнул своим мечом завесу, то он сказал: «Я убил Б-га». Когда мы изучаем это событие, мы должны осознать, что жена императора Тита обратилась в иудаизм, до того, как Тит решил покончить с иудейской проблемой. Она свободно и рьяно проповедовала Тору. Его жена!

 Тогда в Риме людей не хоронили, только сжигали, но она перед смертью – она умирала от неправильных родов, в то время это было нормально. Она сказала, чтобы её похоронили по еврейской традиции, не сжигали её в огне, похоронили её в земле.

Почему Тит был так ненавистно настроен на Иудею? Из-за своей жены и детей, которые отказались верить в римских богов и приняли на себя еврейские ценности.

История повествует о многих интересных вещах. Тит хотел сохранить Храм, потому что его советники говорили: «Давай сохраним и сделаем там храм Зевса, например». Зачем ломать? Храм был чудом света, это было величественное сооружение. Все гадали – что там находится? Одни говорили, что там откармливают грека, чтобы принести его в жертву. Распространялась идея о ненависти евреев и греков. Другие говорили, что там голова свиньи все эти рассказы про кошерную пищу не имеют никакой связи с настоящим.

Когда вся Храмовая гора пылала огнём, а Храм ещё не горел, внутри Храма собралось более 20 тыс. человек. Они ложились своими телами, прямо заграждая дорогу римским легионерам, которые обезумели от ненависти. Император Тит не мог их остановить.  Крик и вопль был такой, что 10 дней горела огнём Храмовая гора.  Говорят, что кровь лилась по ступеням Храма и доходила до колен лошадей.

Евреи защищали Храм. Это была единственное, что было ценно и важно в их глазах.

Ещё есть рассказ про раввина бен Елезера, который притворился мёртвым и в гробу своём вывез Тору из Иерусалима, потому что людей не выпускали. Он предсказал Веспасиану, что тот будет императором Рима. Веспасиан спросил: что тебе нужно? Он сказал: «Дай мне академию в Явне, чтобы в Яне я мог открыть свою школу».

Мидраш рассказывает очень много историй.

Масло, кровь, человеческие жизни наполняли Храм. Римский солдат просто бросил горящий факел через окно, который угодил в само здание он вспыхнул огнём.

Службы в нём уже прекратились и неделю уже не приносились жертвы, ничего не происходило. Когда начал гореть Храм, люди обезумели. Римские войны, евреи обезумели – всё было смешано. Тит не мог остановить людей, прекратить это. Резня голыми руками…

И когда Тит въехал на коне в Святая Святых и проткнул завесу разрезал и сказал: «Я убил Б-га», они похитили минору и стол золотой, скрижали. Иерусалим вырезался, это было за три месяца до праздника Суккот.

 Уже на Суккот никто не пришёл в Иерусалим. Иерусалим вымер и был распахан. Храм был сожжён. Помните Иисус сказал: не останется здесь камня на камне? Когда плавилось золото – оно протекало между камнями. Для того, чтобы забрать это золото – разбивали эти камни. Даже камни были разбиты.

Я не поддерживаю идею, которую ранее распространяли: «Якобы Храм был разрушен, потому что он никому был не нужен или потому что распяли Иисуса, поэтому Храм был разрушен». У меня есть много вопросов по этому поводу: почему только через 30 лет он был разрушен, а не сразу? Почему римлянами, а не землетрясением? Единственное, с чем я согласен – Иисус предсказывал падение Иерусалима и разрушение Храма. И в то время это вещи, которые уже носились в ушах Израиля. Сам Иисус с почтением относился к Храму. Он сказал родителям своим:

Евангелие от Луки 2:49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
Что за дом Отца? Это Храм.

Мы видим, что Иисус брал плети и разгонял продающих в Храме. Что он сказал:

Матфея 21:13 и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.
Иисус подтверждает, что это дом Отца.

Я нигде не вижу пренебрежение к Храму или попытки аннулировать его. Я вижу, что Он говорит о разрушении и говорит:

Евангелие от Марка 14:58 мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный».

Я вижу, что настоящий Храм переносится в человеческое сердце, там, где совершается всё служение Г-споду. Я вижу, что человек становится храмом Святого Духа. Когда ап. Павел писал об этом, Храм ещё стоял.  Павел писал:

1 Коринфянам 6:19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
Об этом учили и раввины тоже, говорили, что настоящий храм живёт в человеческом сердце. И если человек живёт без Б-га, без любви, без заповеди, то никакой храм и никакие жертвы не могут помочь ему.

Деяния 3:1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.

Это молитва шахарид – это утренняя жертва.  Пётр, которому Иисус обещал, что на нём построит церковь, основоположник католической идеи – он идёт в храм молиться. Это недвусмысленное соображение.

Мы читаем всё наоборот – из соображения совершенно другой культуры. Мы видим апостолов, которые ценили Б-жий Храм. На самом деле этот Храм освятил и благословил, и избрал Г-сподь.

2-я Паралипоменон 5:14  и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий.
И если мы рассуждаем с пренебрежением о Храме, мы не понимаем вот этой связи. Нам нельзя рассуждать с пренебрежением, даже если священнические храмовые службы они не актуальны сегодня. Вряд ли когда-то жертвоприношение животных будет актуально. Всё это давно кануло в прошлое и сегодня мы развиваемся по совсем другому сценарию – сценарий Б-го-искания, где мы являемся храмом Б-га живого.

Это называют бен Амецарим. Три недели между 17 Тамуза и 9 Ава называются днями «бейн аМецарим», что примерно означает «между теснинами» — период тяжелейших трагедий, когда мы как бы придавлены бедами. В эти дни произошли ужасные события: были разрушены оба Храма — еврейские святыни.

Это взято из плача Иеремии:

Плач Иеремии 1:3 Иуда переселился по причине бедствия и тяжкого рабства, поселился среди язычников и не нашел покоя: все преследовавшие его настигли его в тесных местах.

Храм – не единственна трагедия на 9 ава.

  • 9 ава 2449 года от Сотворения мира (1312 г. до н. э.) вернулись разведчики, посланные Моисеем, и произвели панику среди евреев, рассказав о сложностях завоевания Ханаана. Люди испугались, заплакали и отказались войти в Землю Израиля. За это Бог разгневался на народ и установил, что в Землю Обетованную удостоится зайти только следующее поколение 40 лет спустя.
  • 9 ава 3338 г. (422 г. до н. э. по традиционной еврейской хронологии) вавилонским царём Навуходоносором был разрушен построенный царём Соломоном первый Храм. После чего последовал 70-летний Вавилонский плен.
  • 9 ава 3828 (68) г. римским военачальником (впоследствии императором) Титом Веспасианом после осады Иерусалима был разрушен Второй Храм.
  • 9 ава 3892 (132) г. по приказу римского наместника Храмовая гора в Иерусалиме была распахана в знак поругания. Это событие послужило одной из причин восстания Бар-Кохбы, которое продолжалось три года.
  • 9 ава 3895 (135) г. римляне захватили Бейтар, последний оплот восставших, а вождь восстания Шимон Бар- Кохба (Бар-Кузива) был убит, после чего началось массовое изгнание евреев из Земли Израиля.
  • Девятого ава в 1095 году папа Урбан второй объявил о начале первого крестового похода, в результате которого «воины Иисуса» убили десятки тысяч евреев и уничтожили множество еврейских общин.
  • Девятого ава в 1290 году началось изгнание евреев из Англии.
  • На следующий день после девятого ава в 1306 году был издан указ об изгнании евреев из Франции, причём всё своё имущество они должны были оставить.
  • Девятого ава в 1348 году европейских евреев обвинили в организации одной из крупнейших в истории эпидемий чумы Черной Смерти. Это обвинение привело к жестокой волне погромов и убийств.
  • Девятого ава в 1492 году король Испании и королева издали указ об изгнании евреев из Испании.
  • Девятого ава в 1555 году евреи Рима переселены в первое в истории гетто.
  • Девятого ава в 1567 году были переселены в гетто остальные евреи Италии.
  • Девятого ава в 1648 году резня десятков, а то и сотен тысяч евреев в Польше, Украине и Бессарабии, устроенная Хмельницким и его сподвижниками.
  • Девятого ава в 1882 году в России начались погромы еврейских общин в пределах черты осёдлости
  • Девятого ава в 1942 году началась депортация евреев из Варшавского гетто.
  • Девятого ава в 1942 году начал действовать лагерь смерти в Треблинке.

Несмотря на это, Г-сподь говорит:

Захария 8:19 так говорит Господь Саваоф: пост четвёртого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и весёлым торжеством; только любите истину и мир.

Неемия был один из тех людей, которые в противовес скорби 9ава и всеобщему настроению, начал восстанавливать стены Иерусалима. Все эти даты в истории 9ава, говорят нам о каком-то Б-жьем плане. Это страшный Б-жий план и хотим мы этого или нет, мы в нём находимся. Если мы живём в Израиле, у нас нет никакой безопасности.

Есть страны, которые существуют 300 лет без войн и конфликтов. Есть страны, у которых вообще нет армии. Но это не про нас.

Все эти даты говорят не только о Храме, они говорят о точках, которые оставляются в нашей истории, чтобы обратить внимание на наши пути.

Обратить внимание нашего народа, на то, кем мы являемся и кем мы должны стать. Потеря любви, беспричинная ненависть, непримиримость, злобное отношение друг ко другу, привело в разрушение Иерусалим. Всё это, все суды падают на нас, потому что Г-сподь любит свой народ, и Он его не оставляет. Эти суды говорят о Его любви, не о ненависти. Потому что кого любит, того и наказывает. Бьёт всякого сына, которого принимает.

Когда я смотрю на эту историю, эти события, я ощущаю, что мы не спрятаны и не защищены и единственное, что мы можем делать – это взывать к нашему Отцу, чтобы Он помиловал народ свой. Самим пребывать в молитве, в раскаянии, в покаянии. Потому что и сейчас волнения на Храмовой горе и от раздумий спокойно не становится, но я понимаю одну вещь: Г-сподь этими событиями хочет указать нам на то, кто мы есть на самом деле. Когда мы отходим от своего призвания, когда съезжаем вправо – влево, нас настигает 9 ава. 9 ава идёт по пятам.

Как только мы теряем нашу связь и нашу веру, как только мы теряем нашу зависимость от Б-га, мы вступаем в это 9 ава.

Всё что мы можем делать в эти дни – это ещё раз переосмыслить свою жизнь и подумать, где мы оступились и пошли неправильным путём. Возвратиться к Г-споду, покаяться, осознать, измениться, исправить, обновиться прийти и перед Ним попросить прощения.

Попросить прощения у людей, которых знаем: у семьи, близких, знакомых. Примириться с врагами и с друзьями.

Беспричинная ненависть всегда сопровождала нас. Посмотрите сегодня на наш политический курс. Посмотрите, как грызётся и разрывается наша система правления, на эту ненависть. Именно за это постигало, именно об этом говорил пророк Исайя, говоря к руководителям народа: «Послушайте меня, князья народа сего, перестаньте делать беззаконие.

Сегодня мы вступили в наш сезон благословения, собирания евреев со всех земель, мы не должны забыть, что вместе с благословением всегда за еврейским народом следует и наказание. С милостью идёт правосудие. Мы не имеем права расслабляться. Просто сесть и сказать: Г-сподь нас так любит, Он наш папочка, Он нас привёл сюда и всё у нас будет хорошо». У Израиля никогда не будет хорошо, пока он не исполнит свой долг и своё предназначение. История говорит о том, что никогда мы не можем войти в покой без Б-га.

Послание к Евреям 4:3 А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моём, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены ещё в начале мира.

Поэтому наш покой и успокоение может прийти на эту землю, когда люди начнут доверять Б-гу. Но мы не можем отвечать за всех людей. Мы можем говорить только о себе.

Зачем нам говорить об ортодоксах или раввинах? Давайте говорить о нас, о себе. Посмотрим в своё сердце, заглянем в свою душу, починим свою любовь, исправим свои мысли, изменим свои ценности. Давайте сделаем так, чтобы хотя бы с этого маленького места, поднимался свет Б-жий и на это место сходил Б-жий огонь, а не 9 ава, а сходило 15е, потому что это будет день Любви. Аминь.