Толкование книги Эсфирь

Сен 28, 2024

Многие люди, когда читают книгу Эсфирь, не знают хронологической картины – что происходит, зачем, почему и для чего. Часто люди читают книги Библии, как отдельные произведения, не связанные между собой. Но народ Израиля читает по-другому, ведя одну логическую нить, которая и духовная, и историческая.

Небольшая справка:

605 г. до Рождества Христова: Навуходоносор 2 (Навехуданецар) становится царем Вавилонской империи. Через 2г., 603 г. -Навуходоносор побеждает царя Иудеи, — Иоакима (Иегоакима). Навуходоносор уводит в плен царя Иехонию (Йегояхина) вместе со знатью Иудеи — 597 г.

Мы видим, что как только приходит Навуходоносор, Вавилон целенаправленно направляет свои силы против Израиля. Потому что Израиль находится на торговом пути. Вавилону нужно захватить три моря для того, чтобы контролировать все торговые пути. Израиль находится на пути к этому. Ему мешает и Иерусалим, потому что «только Вавилон является центром мира, а не Иерусалим». Иерусалим нужно убрать и сосредоточить всё вокруг Вавилона. Поэтому, как только Навуходоносор приходит к власти в 605г. – он сразу начинает священный поход против Израиля.

Теперь мы начинаем понимать, что значит в книге Откровения призыв выйти из Вавилона. Вавилон олицетворяет современный антисемитизм, движение церкви против Израиля. Есть призыв выйти из Вавилона, потому что Вавилон отождествляет враждебное уничтожение народа Израиля.

Навуходоносор разрушает Иерусалимский храм и изгоняет евреев из Израиля – 585г.

Валтасар (Бальшецар), сын Амель-Мардука становится царём Вавилона и Вавилонской империи — 550 г.

Валтасар, ведший отсчёт «70 лет господства Вавилона» от восхождения на трон царя Навуходоносора, устраивает празднество и погибает. Вавилонская империя была разрушена персами и мидийцами в год 70-я !! -539 г.

Кир II Великий становится царём Вавилонской империи. Декларация Кира о восстановлении Иерусалимского храма. Первый караван переселенцев, возглавляемый Зоровавелем, достиг Земли Израиля. Начато строительство Второго Храма «Соломонова». Однако вскоре работы были приостановлены- .539 г. до Р.Х.

Начало правления Дария I- 522 г. до Р.Х. Продолжение восстановления Второго Храма «Соломонова»

Закончено восстановление Второго Храма «Соломонова» -516 г.

Артаксеркс (Ахашверош) Ксеркс становится царём. Восстановление Иерусалимского храма приостановлено- 486 г.

Царь собирает чрезвычайное совещание персидских вельмож, чтобы выслушать их мнение и объявить всем свою волю — 484 г.

Ахашверош  на 3 м году своего правления решает, что назначенные уже 70 лет прошли, со времён изгнания царя Иехонии. Хотя согласно календарю, прошло только 67 лет. Ахашверош ошибся, что и погубило его.  Они считали, что пророчество Иеремии о 70 лет изгнания евреев пришло к концу, а евреи не вышли.  И он сделал пир по этому поводу.  Он делает пир для всех князей своих и для служащих при нём, для главных начальников войска Персидского и Мидийского и для правителей областей своих -483-й год.

Это неудавшийся пир по несостоявшемуся празднику, а на самом то деле он ошибся на 3 года.

Аман издаёт указ 13 нисана об избиении всех иудеев 13 адара -474 год.

Мордехай издаёт указ 23 сивана о разрешении встать на защиту жизни 13 адара 473-й г.

Мордехай устанавливает 14 и 15 адара днями пиршества и веселья — Пурим -.473 г.

Переселение большого числа евреев   Вавилона в Иерусалим во главе со священником Ездрой -.458 г. Мы знаем, что победа Пурима двинула вторую алию во главе с Ездрой. Когда Иерусалим перешёл под правление Израиля, то в коммунистическом постсоветском пространстве что-то произошло. И 80, 90е годы разрушения коммунизма и начало второй волны. Здесь мы видим победу Пурима и вторая волна.

Переселение евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Неемией. Закончено строительство крепостной   стены вокруг Иерусалима- 445 г.

Ахашверош умирает и ему наследует Дарий II,который в еврейской традиции считается сыном Эсфири -423 г.

Дарий приказывает возобновить восстановление Храма. Прошло 70 лет со дня разрушения Иерусалима. Исполнилось   пророчество Даниила-420 г.

Закончено восстановление Второго Храма 418 г. Переселение большого числа евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Ездрой (Эзрой)-.418 г.

Мы видим три волны репатриации.

Переселение евреев Вавилона   в Иерусалим во главе с Неемией (Нехемией) -337 г.

Закончено строительство крепостной   стены вокруг Иерусалима- 332 г.

Кто такой Ахашверош? Комментаторы говорят, что в имени Ахашверош есть слово шахор, ах рош – голова брата. Как говорит история – он является незаконным наследником престола, потому что он был конюхом, который купил престол за большие деньги.  Он не получил его по наследству, но женился на Вашти — на русском Астинь. Это внучка Навуходоносора – наследница предыдущей Вавилонской династии, которую он потом и убил намерено.

Астинь – жена царя Ахашвероша, правившего в последние года 70 летнего изгнания евреев. Вашти происходит из Вавилонско -халдейского царского рода. Она была внучкой Навуходоносора, дочерью Валтасара. Она участвовала в том пире, в котором Вальтасар пил из храмовых сосудов.

Чтобы понять полностью эту историю, нужно перечитать книгу Даниила и всю историю Вавилона.

Кто же такой Мордехай? Это имя из арамейского перевода созвучного со словом: мирадахъя – текущая мирра. Некоторые говорят, что это вавилонское имя от имени вавилонского бога – мардук. Но мы имеем своё понимание.

В свитке он назван иудеем, хотя он происходил не от колена Иуды, но был близко связан с Ионией – царём Иудеи. Мордехай происходил из дома царя Саула. Он был весьма образован, знал 70 языков играл важную роль – был членом синедриона верховного суда общины Израиля в Вавилоне.

Хадасса – наша дорогая Эстер, которая есть Эстер. Хадасса обозначает мирт – растение, ассоциируется с праведностью. Мирт имеет сладкий запах для Мордехая, но горький вкус для Амана. Второе имя её Эстер означает – спрятанная, сокрытая, потому что Всевышний сокрыл своё лицо открыто от Израиля и действовал сокрыто.  Она была сокрыта и для царя, он не знал, что она иудеянка, всё хотел это узнать и потом она ему сказала.  Эстер происходит от колена Вениамина, из того же рода, от которого происходит Мордехай, от царя Саула. Почему именно колено Вениамина было удостоено быть спасителями для евреев?

Мидраш говорит, что Беньямин сын правой руки, сын Рахели -он не участвовал в продаже Иосифа в Египет. На судьбах потомков других колен Иакова тяготело преступление. Но потомки Беньямина были чисты. В этом колене сконцентрировался источник духовного света для евреев, в частности в пределах его владений находился храм.

У Б-га нет случайностей. Вениамин не участвовал, поэтому Вениамин в пуримском восстановлении. Ап. Павел тоже был из колена Вениамина.

Почему из дома Саула? Им была представлена возможность исправить поступок Шауля, который оставил в живых Агага, царя Амаликитян.  И здесь мы видим, что именно, потому что Саул оставил царя Амаликитян — у нас есть Аман. И по этой причине у нас есть Мордехай, который из колена Саула должен исправить поступок царя Саула и убить Амана.

Есфирь 1:1. И было [после сего] во дни Артаксеркса, — этот Артаксеркс царствовал над ста двадцатью семью областями от Индии и до Ефиопии, —2. в то время, как царь Артаксеркс сел на царский престол свой, что в Сузах, городе престольном, 3. в третий год своего царствования он сделал пир для всех князей своих и для служащих при нем, для главных начальников войска Персидского и Мидийского и для правителей областей своих,

По подсчётам Ахашвероша, эти 70 лет прошли как раз к третьему году его царствования. Убедив себя в этом, он с лёгким сердцем по-настоящему «воссел на престол». Пока же оставалась, по его мнению, возможность восстановления самостоятельности евреев, Ахашверош не мог ощущать себя полноправным царем. 

Поэтому он устроил пир, потому что решил, что Б-г ошибся. «Б-г ошибся, мы празднуем победу над Б-гом».

Устроил он пир — таким образом, на третий год своего царствования Ахашверош устроил пир, посвященный тому, что, как ему казалось, не сбылось предсказание Иеремии и что евреи не вышли из плена. Евреи, как говорит нам Мидраш, добровольно пришли на этот праздник, посвященный событию, уничтожавшему весь смысл существования еврейства, и участвовали в пиршестве, осквернявшем Храм.

Есфирь 1:4-7 показывая великое богатство царства своего и отличный блеск величия своего {в течение} многих дней, ста восьмидесяти дней.5. По окончании сих дней, сделал царь для народа своего, находившегося в престольном городе Сузах, от большого до малого, пир семидневный на садовом дворе дома царского.6. Белые, бумажные и яхонтового цвета шерстяные ткани, прикрепленные виссонными и пурпуровыми шнурами, {висели} на серебряных кольцах и мраморных столбах.7. Золотые и серебряные ложа {были} на помосте, устланном камнями зеленого цвета и мрамором, и перламутром, и камнями черного цвета.

Он сделал пир из сосудов разных. Мидраш указывает на совпадение многих деталей этого описания с описанием храмовой утвари.

Разные сосуды из Иерусалимского храма, которые были в особенном почёте на пирах царя. Осквернять сосуды – была их работа, проблема была в том, что приглашены были все и евреи тоже пришли на этот пир и пили из этих сосудов. И здесь начался гнев, началось осквернение народа Израиля, потому что они пили из этих сосудов, не понимая, что творят.

Есфирь 1:4-8 Напитки подаваемы {были} в золотых сосудах и сосудах разнообразных, ценою в тридцать тысяч талантов; и вина царского было множество, по богатству царя. Питье {шло} чинно, никто не принуждал, потому что царь дал такое приказание всем управляющим в доме его, чтобы делали по воле каждого. 9. И царица Астинь сделала также пир для женщин в царском доме царя Артаксеркса.10. В седьмой день, когда развеселилось сердце царя от вина, он сказал Мегуману, Бизфе, Харбоне, Бигфе и Авагфе, Зефару и Каркасу — семи евнухам, служившим пред лицем царя Артаксеркса, 11. чтобы они привели царицу Астинь пред лице царя в венце царском для того, чтобы показать народам и князьям красоту ее; потому что она была очень красива.

Мидраш рассказывает нам подробности из жизни Вашти: Внучка Навуходоносора, разрушившего Первый Храм, была настроена резко антиеврейски. У нее были рабыни-еврейки, которых она, специально издеваясь, заставляла без одежды работать в Субботу. (Субботняя одежда  — знак уважения к Субботе, заставлять работать без одежды — проявление не просто насилия, но презрения.) И за это она была наказана Царем Мира (именно Он, а не царь Ахашверош, является действующим лицом в данной ситуации) по принципу «мера за меру». В стихе 10 говорится: «в день седьмой» — то есть в Субботу — ее позвали на посмешище «в венце царском»: не сказано «в одеянии царском», что естественно включало бы в себя и венец, но именно «в венце», то есть ей было повелено явиться в короне, но без одежды.

Всевышний ей сделал тоже самое, что она делала для своих рабынь, используя их в обнажённом виде в шабат. И поэтому в шабат, она была приглашена Ахашферошем только в одном венце, без одежды.  Она отказывается прийти.

Есфирь 1:4-12, но царица Астинь не захотела прийти по приказанию царя, {объявленному} чрез евнухов.

Мидраш говорит, что она отказалась показаться обнаженной перед толпой чужих людей не по стыдливости, а потому, что в этот день на нее была послана проказа, и она боялась предстать перед Ахашверошем, в таком виде, так как он мог бы возненавидеть ее.

Есфирь 1:4-13 И разгневался царь сильно, и ярость его загорелась в нем. И сказал царь мудрецам, знающим {прежние} времена — ибо дела царя {делались} пред всеми знающими закон и права, — 14. приближенными же к нему {тогда были:} Каршена, Шефар, Адмафа, Фарсис, Мерес, Марсена, Мемухан — семь князей Персидских и Мидийских, которые могли видеть лице царя {и} сидели первыми в царстве:

Здесь мы видим семь Б-жественных духов, которые перечислены в книге пророка Исайи: дух премудрости, откровения -всё это духи, пребывающие на царе. Мудрецы говорят, что именно благодаря этим советникам, Ахашверош, как бы ни было язычески странно, он осуществляет Б-жий замысел. Перечисление этих слуг – сопоставляет их имена с именами Б-жественных духов.

Есфирь 1:15. как поступить по закону с царицею Астинь за то, что она не сделала по слову царя Артаксеркса, {объявленному} чрез евнухов? 16. И сказал Мемухан пред лицем царя и князей: не пред царем одним виновна царица Астинь, а пред всеми князьями и пред всеми народами, которые по всем областям царя Артаксеркса;

Мемухан -мумхэ с иврита переводится как специалист. что Мемухан — это Аман, здесь иносказательно названный «специалистом» — то есть «специалистом по несчастьям». Аман сам пытался соблазнить Вашти, но она отвергла его, и поэтому он говорит: «не пред царем одним виновата Вашти». Вашти не пригласила на пир жену Амана, и та стала пренебрегать им, поэтому он говорит: «Дойдет у всех жен до пренебрежения своими мужьями». Аман хотел выдать за Ахашвероша свою дочь, и поэтому он говорит: «Царское достоинство ее царь передаст другой, которая лучше нее».

Сам Аман хотел выдать свою дочь, поэтому он ненавидел Вашти. У него была идея – стать вместо Ахашвероша. Аман должен был стать предводителем Вавилона и направить свою священную войну против Израиля. Потому что в жилах Амана течёт амаликитянская кровь, а у нас вечная борьба между Г-сподом и Амаликом.

17. потому что поступок царицы дойдет до всех жен, и они будут пренебрегать мужьями своими и говорить: царь Артаксеркс велел привести царицу Астинь пред лице свое, а она не пошла.

Глава 2

Есфирь 2:1 После сего, когда утих гнев царя Артаксеркса, он вспомнил об Астинь и о том, что она сделала, и что было определено о ней.

Когда мы читаем книгу Бытие 22:1 слово «после этих событий» упоминается на Акидут, то есть жертвоприношение Ицхака. Поэтому 2 глава начинается уже с того, что Всевышний вмешивается в эту ситуацию.

Есфирь 2:2 И сказали отроки царя, служившие при нем: пусть бы поискали царю молодых красивых девиц, 3. и пусть бы назначил царь наблюдателей во все области своего царства, которые собрали бы всех молодых девиц, красивых видом, в престольный город Сузы, в дом жен под надзор Гегая, царского евнуха, стража жен, и пусть бы выдавали им притиранья [и прочее, что нужно];4. и девица, которая понравится глазам царя, пусть будет царицею вместо Астинь. И угодно было слово это в глазах царя, и он так и сделал. 5. Был в Сузах, городе престольном, один Иудеянин, имя его Мардохей, сын Иаира, сын Семея, сын Киса, из колена Вениаминова.

Хотя иудеев было очень много, но описывается он один.  Мы когда читаем это мудрецы усматривают в этом «Шма Исраэль Адонай элохейну адонай эхад»  — один. Несмотря на то, что евреев было много, Мордехай представлял единство всего народа. И когда хотели понять кто такой Израиль – хотели понять Мордехая.  Речь идёт об одном иудее.

Народ Израиля предстаёт как один народ, а не как множество. Поэтому понятие Израиля — это один иудей. Идея в том, что Израиль един.

Есфирь 2:6 Он был переселен из Иерусалима вместе с пленниками, выведенными с Иехониею, царем Иудейским, которых переселил Навуходоносор, царь Вавилонский. 7. И был он воспитателем Гадассы, — она же Есфирь, — дочери дяди его, так как не было у нее ни отца, ни матери. Девица эта была красива станом и пригожа лицем. И по смерти отца ее и матери ее, Мардохей взял ее к себе вместо дочери.

Здесь, когда идёт речь, что он был воспитателем Гадассы – это очень важный момент, так как Мордехай был очень уважаемый человек, член синедриона, который не пренебрегал своими семейными обязанностями и сам воспитывал свою двоюродную сестру.

Есфирь 2:8 Когда объявлено было повеление царя и указ его, и когда собраны были многие девицы в престольный город Сузы под надзор Гегая, тогда взята была и Есфирь в царский дом под надзор Гегая, стража жен. 9. И понравилась эта девица глазам его и приобрела у него благоволение, и он поспешил выдать ей притиранья и {все, назначенное на} часть ее, и приставить к ней семь девиц, достойных быть при ней, из дома царского, и переместил ее и девиц ее в лучшее отделение женского дома. Не сказывала Есфирь ни о народе своем, ни о родстве своем, потому что Мардохей дал ей приказание, чтобы она не сказывала.

Почему она не говорила, что она из народа Израиля,  из царского рода Саула? Потому что она хотела, чтобы царь не взял её.  Если бы она так сказала – это бы придало Эстер политический вес. Она не хотела говорить об этом в надежде, что она будет признана недостойной. Но она оказалась достойной.

11. И всякий день Мардохей приходил ко двору женского дома, чтобы наведываться о здоровье Есфири и о том, что делается с нею.12. Когда наступало время каждой девице входить к царю Артаксерксу, после того, как в течение двенадцати месяцев выполнено было над нею все, определенное женщинам, — ибо столько времени продолжались дни притиранья их: шесть месяцев мирровым маслом и шесть месяцев ароматами и другими притираньями женскими, 13.— тогда девица входила к царю. Чего бы она ни потребовала, ей давали всё для выхода из женского дома в дом царя.14. Вечером она входила и утром возвращалась в другой дом женский под надзор Шаазгаза, царского евнуха, стража наложниц; и уже не входила к царю, разве только царь пожелал бы ее, и она призывалась бы по имени.15. Когда настало время Есфири, дочери Аминадава, дяди Мардохея, который взял ее к себе вместо дочери, — идти к царю, тогда она не просила ничего, кроме того, о чем сказал ей Гегай, евнух царский, страж жен. И приобрела Есфирь расположение {к себе} в глазах всех, видевших ее.

Есфирь 2:19 И когда во второй раз собраны были девицы, и Мардохей сидел у ворот царских, 20. Есфирь все еще не сказывала о родстве своем и о народе своем, как приказал ей Мардохей; а слово Мардохея Есфирь выполняла {и теперь} так же, как тогда, когда была у него на воспитании.

Мы видим, что Мордехай сидит у царских ворот, а Ахашверош хочет найти себе доверенного еврейского советника, подобно пророку Даниилу для Навуходоносора. Пророк Даниил для Навуходоносора был очень серьёзной пророческой фигурой. Ахашверош – они все хотят быть похожими на Навуходоносора, хочет найти себе такого же еврейского советника 

Ахашверош хотел найти себе доверенного еврейского советника, подобного тому, каким был пророк Даниэль для Навуходоносора, и Эстер посоветовала взять Мордехая. «У царских ворот» — почетное местонахождение советника царя, а вовсе не обозначение роли привратника. Мордехай даже отошел от непосредственного участия в работе Сангедрина, т.к. он чувствовал надвигающуюся опасность и хотел быть ближе к ее возможному источнику. Вообще, поведение Мордехая учит нас тонкому балансу, который должен сохранять еврейский лидер в критической ситуации. В некоторых вопросах, как мы видим, далее (см. стих 3:2, 44:2), он не идет ни на какие компромиссы. Но, тем не менее, он не отстраняется от активного вмешательства в общественно- политическую жизнь и «сидит в царских воротах».

Paul Alexander Leroy — Haman and Mordecai, 1884

Далее не буду вас утомлять, потому что читать надо 10 глав, идею и суть надеюсь вы захватили. Мы видим, как события разворачиваются подобным образом и дальше.  Мы видим, на первый план выходит Аман со своим злобным планом уничтожения евреев, потому что Мордехай не поклоняется ему. Он сдерживается, не убив сразу Мордехая, но затаил жёсткий план, не понимая, что Эсфирь -приближённая к царю.  События разворачиваются интересным образом так, что Аман случайно падает во время пира на Эсфирь. Мидраш говорит, что ангел его подтолкнул и он рухнул на Эсфирь и когда увидели это слуги, то закрыли глаза свои. Это значило, что он был приговорён к смерти. Разгорелся гнев Ахашвероша.

Ахашверош потерял сон. Он спал и мучился от снов своих, потому что Г-сподь начал тревожить его. Идея всего этого, в том, что израильтяне, живя в Вавилоне, не чувствовали никакой опасности.  Когда евреи не чувствуют опасности, то они расслабляются и забывают о Всевышнем. Это, к сожалению, историческая данность.  Для того, чтобы мы не забыли про Всевышнего, и чтобы мобилизовать нас, Г-сподь допускает осквернение, и мы начинаем пить из святых сосудов на пиру у Ахашвероша. Осквернив себя на святых сосудах, Г-сподь допускает истребление народа Израиля.

Для того чтобы исправить это, угроза должна спровоцировать Мордехая и весь народ взять пост и возвратиться к покаянию. Всё это происходит на Песах – 14 ниссана. Для того, чтобы совершить это, а в Песах нельзя поститься. Там есть интересный стих, что Мордехай вопреки закону перешёл реку и обратился ко всему народу Израиля. Мидраш здесь утверждает интересную мысль, что Мордехай нарушает Песах, тем самым беря пост в пасхальный день. Мордехай сказал на это: какой Песах, если завтра нас уничтожат тогда уже и Песах будет не нужен.  И они согласились с ним и вопреки Песаху взяли пост и постились, и молились и раскаивались в своих грехах. И в этот момент Всевышний прощает народ Израиля о том, что они осквернили храмовые сосуды.

Мы думаем, что Эсфирь является ключевым моментом в этой истории, всё внимание переключается на неё. Но нет, ключевым моментом является покаяние евреев. Их покаяние, раскаяние отменяет Б-жье наказание, которое было взвешено и выбрано для народа Израиля, потому что третья волна репатриации из Вавилона уже приходит. Но она не может прийти на ровном месте -должно быть покаяние. Люди, которые возвратятся в третью волну в народ Израиля – должны быть обновлённые иудеи, которые примирились с Б-гом. Потому что третья волна репатриации – самая важная. И мы сейчас находимся в период третьей волны, когда евреи возвращаются в Израиль. Третья волна очень важная волна. Поэтому Г-сподь готовит почву, чтобы эта волна была другая – отличающаяся от двух предыдущих волн.

До этого они занимались подготовкой: они строили храм, они строили стену, Иерусалим. А там народ ещё постился и молился за своё истребление.

 Мы видим в самом конце как Ахашверош даёт права и выдаёт оружие для того, чтобы евреи пошли и уничтожили своих врагов.

Православные священники говорят: «вот посмотрите., евреи устроили геноцид в Вавилоне. Они вырезали более 70 000 человек.» Всё заблуждение этих мыслей в том, что люди не понимают кто были эти 70 000 человек – они были потомки Амалека, которые засели в Вавилоне, а Аман был их самым важным предводителем. Поэтому повесить Амана на дереве было начало священной войны Израиля против Амалека. И потом мы видим, что род Амалека был стёрт с лица земли именно благодаря их поступку в Вавилоне. Священная война Г-спода с Амалеком нашло своё завершение в книге Эсфирь. Евреи исполнили своё призвание уничтожить потомков Амалека.

Амалек – потомок Агага. Агаг и Сихон -два царя, которые были в земле Хананейской. Амаликитяне – народ, из Бытия 6 глава, где сыновья Б-жии входили к дочерям человеческим. Поэтому Всевышний и поручил народу Израиля очистить землю от этих племён. Они были огромного роста, с шестью пальцами на ногах и несли угрозу миру. Амалек является их потомком. У Г-спода вечная война с Амалеком.  Амалек нёс в себе генетический сдвиг создания, которого Б-г сотворил на этой земле. Именно по этой причине евреи должны были закончить работу Иисуса Навина. Мы видим завершающиеся пути.  И когда они очистили землю от Амаликитян. – они подготовили себя для третьей волны репатриации.  О чём это говорит всем нам?

Амалек – наш внутренний ветхий человек, который модифицирован в эдемском саду и генетически испорчен. Амалек – это наше ветхое я, наше дурное начало, которое мы должны предать смерти. Поэтому Новый Завет говорит нам о том, что мы умерли для греха и грех умирает в нас. Амалек – так природная сила, которая должна прийти к забвению. Она должна прийти к смерти и без этой смерти мы не можем осуществить свой труд. Для того, чтобы убить Амалека нам нужно искупление, кровь Йешуа, сила Святого Духа, Тора, заповеди Б-жии.  Давайте не будем забывать, что миссию по уничтожению Амалека Г-сподь возложил на народ Израиля.

Церковь не может осуществить эту миссию сама по себе. Израиль не может сам по себе осуществить эту миссию. Поэтому нам нужно объединение природных и духовных сыновей, чтобы предать Амалека смерти и подготовить третью волну репатриации. Именно в третьей волне вышли все пророки и они вошли в самое нужное время -время восстановления Израиля. Мы находимся в Вавилоне, весь мир находится в Вавилоне. Сегодня мы находимся в книге Пурим – у нас есть выход из Вавилона. Для того, чтобы выйти из Вавилона нам нужно осуществить важный труд. Мы выходим в Иерусалим. Идёт еврейское пробуждение – люди выходят из Вавилона и это третья волна – пробуждение народов в Иерусалим.     

Есфирь 8:17 И многие из народов страны сделались Иудеями, потому что напал на них страх пред Иудеями.

Как они сделались Иудеями? Они признали Б-га Израиля своим Б-гом. Они выбрали народ Израиля своим народом.  И Вавилотяне сделались Иудеями.   Ап. Павел говорит нам так, что есть природные ветви, а есть привитые ветви. Есть одна лоза. Ты не можешь обойти этот очень важный момент. Поэтому еврейское пробуждение сегодня по всей земле и каждый может сделаться иудеем, как в книге Есфирь. И вместе, объединившись они уничтожили Амалека.  Израиль и церковь, объединившись в один народ устремившись в Иерусалим имеет духовную силу.