2-е послание Иоанна 1:9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
Я не люблю синодальный текст, скажу честно и открыто по-еврейски — не воспринимаю. Хотя я уважаю любые переводы, но всякий перевод является интерпретацией. Но если я читаю с иврита, то я бы прочитал это так:
Коль овер аль Торат ха Машиах Здесь Вы видите удивительное словосочетание, которое появляется здесь в переводе, как «учение Христа», а иврит говорит нам здесь «Торат ха Машиах» — Тора Машиаха. И те, кто не знает еврейскую традицию, историю, кто никогда не читал мидраши, они не понимают, что у Машиаха есть Тора.
Есть такое понимание, как Торат Моше – Тора Моисея, есть такое понимание, как Тора Машиаха. Если бы я переводил это с оригинального иврита, я бы перевел это так:
-всякий кто (овер) приступает Тору Машиаха Энену омэд бар эло Элохим и тот, кто не стоит в Торе Машиаха, у того нет Б-га.
Друзья, не зря еврейские мудрецы говорили из поколения в поколение: «Мало знать Машиаха, нужно ещё и стоять в Нём и нужно правильно ожидать Его». И тот человек, который правильно ожидает Машиаха, как жених, который ожидает свою невесту, имеет начало в следующем, будущем мире — олам аба.
Тора Мессии, Тора Машиаха – это интересная история, очень интересное древнее воспринимание древних еврейских мидрашей, которые говорили так:
— у каждого мудреца Торы есть своя иешива, своя школа. Когда придёт Машиах – у Него будет своя иешива и своя школа.
Приходит Иешуа и говорит: «Я создам свою кехилу». Иными словами «у Меня будет своя Иешива». Это называется иешива ха Машиаха, то есть Его школа. И Он говорит: «Вы теперь ученики в этой школе. Идите теперь по всему миру и делайте учениками, чтобы они становились и записывались в нашу еврейскую иешиву».
Друзья мои, это то, что происходит на самом то деле. Только сегодня мы начинаем осознавать, что Всевышний не творил костёлы и не творил красивые, золотые храмы с куполами и бесконечной литургией, и иконами. А Всевышний творил хедер – иешиват ха Машиах.
Почему иешиват? Потому что «иешим», то есть «сидят», то есть школа в которой восседают ученики.
Иешива (ивр. יְשִׁיבָה, буквально «сидение, заседание»). Поэтому они восседали на Песах, они восседали везде, поэтому Иешуа восседает по правую сторону Отца. Все что мы делаем и всё вокруг нас – это иешива. И даже то, что происходит сейчас мы «иешвим» -сидим.
Тора Мессии – это Тора огня и духа и глубокого понимания Его труда. Так описывали мудрецы Торы на протяжении всех времён.
Иоан 6:63 ст. Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
Это не богословие, не теология, не классическое стандартное, теологическое и пр. Я не пришёл давать вам это. Слова, которые говорю Я вам, они суть руах и суть хаим. Они дух и жизнь.
Как мы можем понять дух и жизнь?
Вот здесь мы понимаем, что такое Торат Машиах. Тора Машиаха – это огонь и дух, и жизнь, вдохнутая в слова Торы. Мы должны понять, что Тора Машиаха, находится на другом уровне, чем то, которую мы читаем. Тора, которую мы читаем. Тора Машиаха – она вдыхает жизнь в Тору написанную. И таким образом Тора становится живой, и она уже пишется на наших сердцах.
Друзья, мои, если мы обратим наше внимание на все послания в Новом Завете Павел, Иаков, Пётр и так далее – мы не найдем цитат и изречений Иешуа. Ни один апостол не ссылается на слова Иешуа. Ни Павел, Ни Пётр, ни Иаков – никто не говорит: «Иешуа так говорит», «Иешуа так сказал», «Иешуа так обратился». Это неудивительная вещь.
Вы нигде в посланиях не найдете, чтобы ученики Иешуа не ссылались на слова своего учителя. Такого не может быть. Но почему они не ссылаются? Сегодня, если какой-то пастырь не будет говорить и не будет цитировать слов Иешуа, это будет как-то необычно.
Представьте, что проповедник христианский вышел проповедовать и он не процитировал ничего из Нового Завета и из Евангелия. Что это такое за проповедник? Не понятно. Но мы видим апостолов, которые никак не цитируют слова Иешуа. И это становится странным – почему же они не цитируют слова Иешуа?
Книга мессианского учителя, в которой нет слов учителя – это подозрительно. Почему апостолы не цитируют слова Иешуа? Почему они цитируют Тору, законы, Танах. Почему никто не скажет: «как говорил Иешуа…»? Павел не говорит это, Пётр не говорит это, Иаков не говорит и у нас появляется вопрос — почему?
Для меня ответ очень очевиден. Они никак не видели разницу. Иешуа дал им более глубокое понимание Торы. Но Тору, которую они стали понимать глубже – это глубокое понимание Торы Моисея. Вот почему они не цитировали слов Иешуа. Почему? Потому что Иешуа не говорил ничего существующего в разрез Торы. Он только укреплял, подтверждал и раскрывал её. Поэтому не было смысла ссылаться на слова Иешуа, вместо этого все апостолы ссылаются на Танах.
Для Израиля Мессия не пришёл что-то сказать. Для Израиля Мессия пришёл что-то сделать. Это большая разница. Сегодня мы построили теологию вокруг слов Мессии. Мы построили огромное богословие. Мы спорим, убиваем, разделяемся, ненавидим. Всё из-за слов Иешуа. Мы не можем понять, что Тора Машиаха – это не слова.
Тора Машиаха – это дела. Это Его смерть и Его воскресение. Мы получаем спасение Его кровью, искупление -геула. И через кровь Мессии мы можем войти в более глубокий смысл Торы. Поэтому для апостолов не было принципиальным цитировать слова своего учителя. Почему -потому что учитель говорил то, что написано в Торе. Поэтому, когда Павел пишет свои послания, он цитирует слова из Танаха. Почему? Потому что Иешуа цитировал тоже самое.
Он говорил тоже самое, но делал Он не тоже самое, что делали фарисеи, книжники, раввины в то время. Почему? Потому что именно дела Машиаха говорили и провозглашали — кто Он есть.
1 Кор 1:22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого…
Смотрите, что говорит еврейский Новый Завет:
1 Кор 1:22 Именно потому, что евреи просят знамений, а греки ищут мудрости, мы продолжаем провозглашать Мессию, казнённого на кресте, подобно преступнику!
Что говорит апостол Павел? Я провозглашаю казнь. Я не провозглашаю богословие, теологию, какое-то новое учение. Учение – это Танах, а дело – это то, что Машиах совершил. И мы провозглашаем казнь Машиаха на кресте. И это -огромная разница. Сегодня мы копья сломали вокруг всевозможных учений. А ведь дело не в учении, дело в действии. Поэтому я всё время говорю, что Новый Завет – это не просто пособие по богословию. Новый Завет – это дело, которое совершил Машиах за нас на Голгофском кресте.
Смотрите, что говорит Пс 91:6 Как велики дела Твои, Господи!
Смотрите, идёт упор на что? На дела. дивно глубоки помышления Твои!
Поэтому, когда мы смотрим на Машиаха -вопрос не в том, что Он говорил. Мы пытаемся разобраться в нагорной проповеди – все эти детали, нюансы если бы мы знали еврейскую традицию, мы бы прочитали нагорную проповедь во всех еврейских мидрашах.
Блаженны нищие духом: ашрей оней руах, об этом учили еврейские мудрецы на протяжении всех веков: человек блаженный тот, кто жаждет Господа. Поэтому Машиах ничего нового не сказал, но Он что-то новое совершил и Пс 91 говорит: Как велики дела Твои, Господи!
Пс 76:13 буду вникать во все дела Твои,
-Во что я буду вникать? «Я буду вникать во всевозможные буквы. Я буду разбираться, как Иешуа отвечал фарисеям, а фарисеи отвечали Ему, снова этот отвечал…» Друзья, еврейская полемика, она не столь важна. Давид говорит: я буду вникать во все дела Твои. Мы должны вникать в нечто другое – в дело Машиаха… В том что Он конкретно совершил.
И размышлять о великих Твоих деяниях.
Смотрите ст. 14, дальше: Боже! свят путь Твой.
Смотрите, не просто Твои слова, потому что у нас есть Тора для того, чтобы святить Его слова. А что? Путь Твой. Поэтому, когда мы смотрит на путь Машиаха, мы видим это святой путь Машиаха. Это невероятно.
Кто Бог так великий, как Бог наш! 15 ст. Ты – Бог, творящий чудеса
Что бросается у нас в глаза, когда мы говорим о Машиахе? Чудеса. Понимаете? Он говорил, Он учил. Он говорит интересные вещи. Он говорит так: «если не верите словам Моим, верьте делам Моим.»
Ты явил могущество Свое среди народов;
Нас всегда в Иешуа поражают не просто Его слова. Слова -да. Но нас поражает Его могущество. Нас потрясают Его дела, которые происходят в нашем сердце. Нас покоряют Его любовь, Его присутствие, Его подвиг, Его крест. Он пленяет наши сердца. Его кровь спасает нас. Друзья мои, всё это дела. Это дела Машиаха.
Деян ап. 26гл. Смотрите что говорит ап. Павел в своей речи в Иерусалим. Из этой речи мы можем взять очень большой урок
Деян ап. 26:22 ст. Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет
Интересно, почему же ап. Павел не цитирует слова учителя из какого-нибудь Евангелия? Потому что для него это было не важно. Потому что, то что говорил Машиах, не столь важно, потому что об этом говорили Моше и пророки. Но то, что сделал Машиах – это важно. И дальше он говорит:
Деян ап. 26: 23 ст. то есть что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам.
Друзья, посмотрите, что говорит ап. Павел. Он не входит в полемику с ними и начинает их переубеждать: «Вот я сейчас расскажу вам…А ну-ка откройте Исайя 53 гл. Я докажу Вам сейчас. Вы слышали, что Иешуа говорил возле реки, возле моря…»
Друзья, это не столь было важно. Важны не слова, важны дела. Поэтому Тора Машиаха – это не Торат мелим, это Торат маасим. То есть это не Тора слов, это Тора дел. Поэтому Павел говорит: «Я возвещаю вам не просто человеческую мудрость, потому что сила не в словах. Помните? Сила – она в делах. Она в действии. Сила Божья.
Смотрите дальше Откровения 15:3ст.: и поют песнь Моисея, раба Божия,
«…как они смеют петь песнь Моисея раба Божьего, когда Моисей больше не актуален? Как это они на небе поют песнь Моисея? Надо петь песнь Златоуста, Мартина Лютера и ещё служителей… Моисей – это прошедший элемент. Это севшая батарейка, это отброшенная ступень космического шаттла, это пройденный вариант, это Ветхий Завет!»
Но здесь мы видим, что на небесах они поют песнь Моисея. Вы знаете, что говорит Тора? Что песнь Моисея – это сама Тора, а не просто её какая -то песнь, потому что Моисей пропел всю Тору от книги Бытия до книги Второзаконие. Это и называется «Песнь Моисея».
и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои,
Они не говорят: «Велики и чудны слова Твои», они говорят:
Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!
Представьте, они находятся на небе и поют Тору Моисея. Люди спрашивают меня: «Зачем нужен Ветхий Завет?» Я им говорю:
-Это всё равно, что спросить: «Зачем тебе позвоночник в твоём теле?». Или спросить: «Зачем у дома нужен фундамент?» Попробуй построить дом без фундамента или попробуй ходить без позвоночника. На сколько много и долго ты пройдешь? Тора нужна, потому что она фундамент нашей жизни, она позвоночник нашего тела, на который наращивается и на котором находится весь остальной организм. Это фундамент, без которого, какой бы красивый дом ты не построил – малейший толчок может разрушить его. Друзья мои, еврейское основание – это не китайская постройка. Еврейское основание стоит вечно, потому что фундамент нашей веры – это Торат ха Машиах.
Поэтому есть Песня Моисея -это Тора, и есть Песнь Агнца – это Иешуа и поэтому они поют прекрасные слова: велики и чудны дела Твои.
Потому в нашей жизни, друзья мои, читая Новый Завет и Евангелие, мы в Евангелиях не найдем никаких расхождений. У Иешуа была полемика с фарисеями, книжниками. Это внутренняя еврейская полемика, спор. Ничего страшного. Если были бы записаны все мои споры, как я спорю со всеми верующими, можно было от Бога пятьсот раз отойти и засомневаться в Его существовании. Записаны все споры Машиаха, но не споры всевозможные нас интересуют, а то что Он сделал.
Нас волнуют Его дела, Его пути. Нас волнуют Его чудеса, Его крест. Нас волнует его кровь, Его подвиг, Его мужество. Нас волнуют Его действия. Мы изучаем Его дела. И написано: «Люди увидят ваши дела».
Время слов прошло. Хватит слов. Сколько можно слов? Слова ничего не стоят. Люди увидят ваши дела, и они прославят Отца Вашего Небесного. Они увидят какую любовь. А любовь – это дело Машиаха, это Его дух. Это Его внутренняя составляющая. Они увидят вашу любовь, и они прославят Отца Вашего Небесного.
Иаков учил об этом очень просто: как тело мертво без духа, так и вера ничего не стоит без дел. И вопрос в делах Машиаха. Действительно ли в нашей жизни отображаются Его дела? И действительно ли мы хотим делать то, что делал наш Учитель?