Это необычное, особенное время освящения -между Шавуотом и праздником Йом Кипур. Время, когда исторически происходят сложные события в Израиле. Время, когда Г-сподь всю историю испытывает нас.
Мы поговорим о очень важной теме: о судьбе Каина. Люди часто обращаются к этим стихам, часто изучают эту тему, но не всегда понимают, что в истории Каина и Авеля прописан код истории народов мира. Судьба этих двух братьев даёт нам индикацию на судьбу Израиля и взаимоотношение Израиля и народов мира.
Изучая этот сюжет, мы видим глубокий образ. Не было момента, когда человек не знал, что такое смерть. Каждый человеческий шаг производил новый код в человечестве.
Человек не знал, что такое смерть, пока Каин не убил. Человек не знал, что такое зло, преступление, пока преступление не было впущено в этот мир.
Идея заключается в том, что нет чего-то, пока ты не начал это. Иными словами -если мы не будем хранить шабат, шабата не будет. Понимаете? Он будет где-то там, но его не будет физически. Для того чтобы был шабат, его нужно создать, воссоздать. Таким образом вся жизнь заключается в этом.
У тебя не будет ребёнка, если ты не сделаешь ребёнка. У тебя не будет любви, если ты не полюбишь. У тебя не будет брака, если ты не совершишь брак, семья – если ты не совершишь семью. У тебя не будет прощения, если ты не простишь. Мы творим вещи. Мы созидаем вещи. Вещи не являются не висят сами по себе в атмосфере. Мы созидаем эти вещи. Если ты будешь любить – любовь появится. Если ты будешь ненавидеть появится ненависть. Если ты будешь прощать – появится прощения. Если ты не будешь – не проявится прощение. Если ты не будешь хранить шабат – его не будет. Очень просто. Если ты будешь хранить шабат – шабат будет. Если ты будешь жить по Слову Б-жьему – слово Божье будет, поэтому ответственность за будет и не будет возложена на нашу жизнь. Б-г даровал нам все инструменты. То, что мы не можем построить дом не говорит о том, что у нас нет инструментов и чертежей. Это говорит о том, что мы не используем наш план и не используем наш инструмент для того, чтобы строить проект.
Три слова, которые были сказаны Каину, к которым я вернусь в процессе.
Бытие 4:2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
וַתֹּסֶף לָלֶדֶת, אֶת־אָחִיו אֶת־הָבֶל; וַיְהִי־הֶבֶל רֹעֵה צֹאן, וְקַיִן הָיָה עֹבֵד אֲדָמָה
Вы видите интересное слово на иврите: רֹעֵה צֹאן «роэ цон». Одно из имён Всевышнего – пастырь овец Израиля –роэ цон Исраэль. Это одно из имён Б-жиих.
Авель ־הֶבֶל занимается тем, чем должен заниматься народ Израиля – он должен пасти народы мира. Он должен пасти мир. Быть светом для народов. Это наша функция заниматься, тем чтобы пасти. Авель был пастухом. Здесь так и написано רֹעֵה צֹאן
А , וְקַיִן Каин עֹבֵד אֲדָמָה — «овед адама». Мудрецы Торы выводят здесь интересное слово, потому что слово овед – то же самое как слово эвед – раб. Адама – земля, из которой произошёл Адам – человек. Иными словами, Каин работал над землёй, он был земным, рабом земли.
Слово Каин берётся из слова киньян – имущество, достояние собственность, приобретение. То же самое, что сказал Хава: вот приобрела я мужа от Г-спода – Каина. Замысел Евы – это родился новый человек, не было никакого человека раннее и этот человек приходит от Г-спода.
Но интересная вещь, что этот человек выбрал свой путь. Выбрал его сознательно, самостоятельно. Но намёки в этом пути заложены во всём, включая его имя. Потому что его имя состоит также из слова «кина» – зависть.
Слово Авель или Эвель – пар, туман, суета, тщетность бытия. Поэтому само имя Авель или Эвель – это нечто, как сказал Соломон «Эвель эвелим» — суета сует. Эвель изначально понимает, что сама собой жизнь – суета сует. Всё тщетно, всё -пар, всё временно. Поэтому мы должны возвышать свою душу и поднимать свои глаза к Всевышнему.
В этих двух обозначениях мы видим коды цивилизации. Мы видим, как Авель представляет народ Израиля, который понимает всю тщетность бытия, всю временность мира, который видит этот мир сквозь туман. Пар, являющийся на малое время. Вот почему наша задача – приводить Всевышнего в этот мир. Поэтому Г-сподь дарует нам Тору, дарует нам себя. Он открывает нам себя чтобы открыли Всевышнего народам мира.
Машиах приходит через народ Израиля, для того чтобы говорить о тщетности, суетности, временности этого мира. Говорить о том, чтобы люди подняли свой взор на небо и увидели вечность. Это Авель.
Каин – земледелец, эвет Адама – раб земли. Человек сосредоточенный на земных ценностях. Человек, для которого земное является первостепенным. Человек, который трудится над адамой – над землёй. Земля была проклята… Мы не можем, конечно, охватить всё – печать была поставлена на Каине… Много вопросов здесь. Мы просто затронем базовую схему.
Мы видим Авеля, который воспринимает мир, как нечто временное, туманное, суетное и тщетное, что мы не должны сосредотачиваться на нём и не должны укореняться в нём. Каин наоборот – видит себя рабом земли. Он видит себя воплощённым. Он видит себя приобретающим эту землю. Всё земное, всё человеческое, всё самого низкого уровня является его сущностью. К сожалению – это жизни народов мира. Народы мира видят себя, как народы, которые поглощают эту землю, которые распространяются по этой земле. Их цель -жизнь на земле.
И мы видим народ Израиля, для которого земля всё земное и низменное является только точкой отсчёта для того, чтобы приводить славу Б-жью на эту землю. Это очень важно понять в самом начале нашего изучения.
Всегда были столкновения земледельцев и скотоводов. Израильтяне всегда были скотоводами, египтяне всегда были земледельцами. Между скотоводами и земледельцами всегда было столкновение, что говорит о духовной сути этого мира.
Бытие 46:34 то вы скажите: {мы,} рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, и мы и отцы наши, чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец.
Оказывается, египтяне считали мерзостью всякого, кто пасёт овец. Почему? Потому что египтяне занимались земледелием, они выращивали всё земное. Всё чем занимался Иосиф в последствии – это амбары для пшеницы. Египет были житницей мира. Пшеница кормила всех. Это хлеб.
Евреи занимались выводом овец, и они пасли овец. Столкновение между земледельцами и скотоводами очень интересное. Есть заповедь шаатнес — не смешивание шерсти и льна. Есть такая заповедь, чтобы шерсть и лён не смешивали вместе.
Второзаконие 22:11 Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе.
Посмотрите, как интересно сказано: из разных веществ. Потому что лён – это растительное, а шерсть – животное. Растительное и животное происходит из разных миров. Здесь употребляется интересное слово – «вещество». Шерсть животного – это Израиль, а лён, растительное – это Египет. Не соединяй эти два вещества вместе.
Единственный, кто соединял эти два вещества, был священник, который носил пояс из смешанных нитей. Почему он носил такой пояс? Потому что священник мог соединить животное и растительное как образ духовного и плотского, потому что священник ходатайствует за народы мира, которые как лён и за народ Израиля, которые как овцы. Только священник мог надеть пояс из смешанных нитей, и никто больше не мог носить его.
Каин и Авель являются моделью развития человечества по отношению друг ко другу именно в такой схеме развивается наш мир.
Если мы перейдем дальше, то видим следующее:
Бытие 4:3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
וַיְהִי מִקֵּץ יָמִים; וַיָּבֵא קַיִן מִפְּרִי הָאֲדָמָה מִנְחָה לַיהוָה׃
וַיְהִי מִקֵּץ יָמִים
Вэая микец ямим – так обозначается конец света.
Рабби Арье Каплан, выдающийся американский раввин в начале века, который написал 47 книг и благодаря которому сложные понятия концепции еврейского учения стали доступны англоязычной публике. Он также переводчик и Торы, он написал комментарий на Тору. Он описывает книгу бытие 4:3 так:
И когда завершилась эпоха…
Мы видим здесь нечто совершенно невероятное! Мы видим здесь посыл на конец мира: и когда завершилась эпоха… О какой эпохе идёт речь? О каком конце света идёт речь? О каком кец ямим идёт повествование? Речь идёт о тех временах, в которых мы живём.
Когда завершилась эпоха, Каин принёс от плодов земли жертву Б-гу.
Иными словами, всё развитие Каина и Авеля в настоящей форме, произойдет в конце эпохи этого мира, когда Каин решит принести Б-гу проекцию своей земли. Всё земное, над которым он трудился и работал, всё земное, над которым трудилось человечество. Это уникальный стих! Только подумайте, как это переведено: «и когда завершилась эпоха, Каин принёс от плодов земли дар Г-споду. Предложение построено так, что Каин принёс плоды земли Г-споду, но не первые плоды, как было потом заповедано приносить первородным, а он принёс то, что осталось у него. Плоды, которые остались у него от всего, что он уже использовал за весь период человечества и к концу времён, к завершению эпохи Каин вдруг решает принести что-то Г-споду.
И мы видим, как сегодня развивается мир. Каин сегодня снова активизировался. Каин сегодня снова приносит плоды земного, и Каин устремляет свой взгляд на Эвеля, для того чтобы его уничтожить.
Это удивительная картина отправляет нас в стих 7. Здесь мы разберём три слова, которые Всевышний сказал Каину. Если мы думаем, что у Каина не было выбора, что Каин стал заложником Б-га и сделал из него жертву, злодея, то это совершенно не так. Б-г даёт Каину выход. Этот выход Г-сподь говорит всем народам мира. Этот выход заключён в трёх основных словах.
Бытие 4:7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
הֲלוֹא אִם־תֵּיטִיב שְׂאֵת, וְאִם לֹא תֵיטִיב, לַפֶּתַח חַטָּאת רֹבֵץ; וְאֵלֶיךָ תְּשׁוּקָתוֹ, וְאַתָּה תִּמְשָׁל־בּוֹ
если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?
הֲלוֹא אִם־תֵּיטִיב שְׂאֵת
Первое, что видим – слово, которое переведено, как «доброе» имеет форму еврейского глагола «леатив», от этого происходит слово «тов» – хорошее.
Это слово означает, не просто делать будешь что -то доброе, а это слово обозначает – улучшать, делать добро, делать хорошо, что – либо, поправлять или исправлять, улучшать.
Это уникальное слово. Первое, чего начинает Всевышний свой разговор к Каину и обращение, которое идёт к народам Каина – обратитесь и начните улучшать, исправлять, обогащать, а не разрушать. Начните нести доброе, начните поправлять, что разрушено. Это то, что Всевышний хочет говорить к каждому человеку сегодня и он хочет говорить к каждому народу сегодня. На самом деле мы сегодня погрязли в религиозном экстремизме, в страшной ненависти друг ко другу. Человечество исчерпало весь резерв, весь ресурс доброты. Страны лгут друг на друга. Средство массовой информации путают друг друга, пытаясь ввести людей в заблуждение. Люди ненавидят друг друга по расовым, религиозным, цвете кожи, по языку, отношению ко всему. Ненависть, ещё немного и достигнет своего апогея.
Пока что мы ещё не взялись за оружие массового уничтожения, но мы уже на пороге, потому что уровень нашей злости достиг своего пика и Г-сподь призывает нас обратиться и вместо тог, чтобы заниматься истреблением – начать заниматься улучшением, исправлением, изменением, поправить, улучшить и сделать добро. Это посыл Г-спода не только к отдельным личностям, это посыл Г-спода к народам, это очень важный посыл.
И следующее слово, которое здесь -«ласет» . В еврейском подлиннике нет фразы «не поднимаешь ли лица» — это уже дополнение переводчика, такого в оригинале нет. Иврит говорит так:
Если будешь делать доброе – будешь поднят.
Ласет – Я определю для тебя высокий чин. Так это слово переводит иврит и словарь Стронга также говорит нам об этом. Я определю для тебя высокий чин, высокое положение, высокий достойный характер, высокие моральные принципы, достоинство, превосходство. Буквально это звучит так: «Я подниму тебя».
Если будешь делать доброе, начнёшь улучшать, исправлять, начнёшь что-то строить – ты будешь поднят.
Это замечательная картина! Здесь нет никакого «поднимаешь лицо».
Иврит говорит так: если будешь заниматься собой, улучшать этот мир – нести добро, свет, благословение, то Я подниму тебя. Я дам тебе высокий чин и высокое положение. Это он говорит Каину. Я дам тебе достоинство, высокий достойный характер, моральные принципы, подниму твой сан и увеличу твоё превосходство. Какие удивительные слова сказаны Каину. И эти же слова сказаны народам мира. Начните делать доброе и вы увидите, как измениться всё вокруг, как Г-сподь изменит всё это.
Второе слово, которое он говорит: если не будешь нести добро, то у входа – там стоит слово «петах» לַפֶּתַח
לַפֶּתַח חַטָּאת רֹבֵץ
Лепетах хатат рабатс.
Это не просто двери. Дверь изображается не только словом петах, а слово петах – проход или ворота. От этого у нас есть такой город как Петах Тиква – Врата надежды.
Если не будешь нести добро, то у входа грех лежит. Патах – вход или ворота.
Человек имеет пять ворот – глаза, уши, уста, эмоции, обоняние – ворота, в которые мы принимаем…
И он говорит, что если ты не будешь делать доброе, то у твоих проходов будет лежать грех. Иными словами, и твои глаза, уши, твой нос, твоя информация -всё будет наполнено грехом.
Рабатс – удивительное слово. Этим словом обозначается зверь, который поджидает свою добычу у дома своего хозяина. Рабатс – зверь, который лежит и поджидает свою добычу, чтобы съесть его.
1-еПетра 5:8Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.
Не просто ищет, а он поджидает свою жертву, и вы знаете, что животное может часами караулить свою жертву в не движении, сливаясь с фауной и окружающей средой и ты не знаешь откуда оно выпрыгнет на тебя.
Грех здесь как, зверь, который лежит и караулит человека. Здесь интересно сказано и мы должны понять, что мы имеем пять уровней души: нефеш, руах, нешама, Хайя и Йехида.
Нефеш – биологическая душа. Как есть пять ворот чувств, так мы имеем пять уровней нашей души. Психо – биологическая душа наша -нефеш.
Руах— дыхание, с помощью которого мы живём, дух жизни.
Нешама – Б-жественная душа, которая была вдунута в ноздри адама, чтобы Адам стал нешама Хайя, то есть душою живою.
Хайя – все части тела умрут, а душа будет живой. Поэтому она всегда Хайя и почему она Йехида? Потому что многих частей в теле по две, а душа одна, в единственном числе.
Храни душу свою, храни сердце своё, потому что грех лежит и ожидает в засаде. Почему грех лежит и ожидает в засаде? Потому что ты перестал делать доброе.
И как я сказал Рабатс – зверь, который лежит и караулит свою добычу возле дома. И написана удивительная вещь: у тебя к нему влечение. Иными словами, не просто он накидывается на тебя, а ты убегаешь от него, а у тебя появляется влечение. Как кролик, который идёт на убой в пасть удава, но ничего сделать с собой не может, потому что удав производит в нём так называемое «тшука» -влечение, страсть, желание. И мы знаем это на себе: мы знаем, что это грех, что так вести себя нельзя, но мы не можем удержать себя. Это производит в нас влечение, нас влечёт туда. Мы находим себя в таком же состоянии.
Мы знаем, что это плохо, что-то грех, мы знаем, что это удав. Мы чувствуем себя как кролики. Но как только мы попали под этот рентген удава, мы ничего не можем с собой сделать. Грех влечёт к себе. Мы ничего не можем сделать со своими устами, со своими желаниями, влечениями – они влекут нас. Для того, чтобы разбить это влечение недостаточно только верить в Б-га.
Для того, чтобы разбить это влечение по указанию Всевышнего нужно начать и идти творить добро. Я очень хорошо это заучил. Всякий раз как только ты улучшаешь свою или чью-то жизнь, ты исправляешь себя. Люди сегодня устают от религии, потому что кроме религии у них больше нет никакой жизни. Когда верующий человек начинает исправлять этот мир, улучшать, заниматься чем-то, творить то что улучшает жизнь себя и других людей, у него появляется сила для исправления своих пороков.
Все скажут Вам, что лень – основной грех для пороков, это основной порок, который влечёт человека ко греху. И часто люди говорят: займись делом и у тебя не будет никакого желания делать что-то не то. Мы видим огромное количество людей, которые бесконечно молятся, славят, читают, красиво говорят и красиво цитируют. Но на этом вся их верующая жизнь заканчивается, поэтому они не могут возобладать над грехом.
Всевышний говорит Каину: если ты начнёшь не только приносить жертву, но и творить доброе, исправлять заниматься, улучшать, изменять – то ты сразу поднимешь себя, будешь поднят. Ты сразу получишь силу, чтобы возобладать. Это удивительная вещь.
Недавно у нас в подъезде кто-то забыл сумку, и она ездила весь день в лифте. И я увидел её утром и потом вечером и подумал «странно, что никто ничего не сделал с этой сумкой. Она просто ездит в лифте.
Я написал в чате нашего дома, что кто-то забыл сумку, сфотографировал и послал фото и человек нашёлся. Оказывается, в сумке лежали ценные документы и человек их искал, а он уже подумал, что их потерял. Я сделал очень простую вещь, не сделал ничего особенного из ряда вон выходящего. Но как только я помог другому человеку, я почувствовал, что сделал что-то важное для него – я помог ему. Я почувствовал себя совершенно по-другому. Как будто бы моя жизнь приобрела смысл, мне захотелось ещё чью-то сумку найти, но уже ничего не было.
Мы так устроены: когда мы творим добро – Б-г поднимает нас это не только касается нашей семьи. Понятно, что в семье мы всё время творим добро, его там не ценят часто. Но добро мы должны творить всем людям. Мы должны творить его окружающим нас, людям которых мы не знаем. Когда мы начнём делать это – мы поднимаемся. Это то, чем Каин должен был заниматься.
Это то слово, которое Г-сподь говорит к народам мира по отношению к Израилю. Мы видим всевозможные заседания. А ведь Г-сподь говорить Каину: начни делать добро, и ты будешь поднят. Тебе будет восстановлены твой престиж, твоя власть, сан и положение. Я сделаю тебя. Если же нет, то ты станешь добычей хищного зверя, который рабатс – лежит у дверей ООН и ждёт, потому что к тебе есть влечение его.
Третье слово, которое он говорит в седьмом стихе: ты господствуй над ним. Тимшаль — господствуй. От этого слова происходит слово мимшаль или мимшала – правительство. Над грехом не просто нужно молиться или цитировать стих из Библии. Над грехом, который не просто грех – курение – это не просто то, что бесконечно влечёт тебя. Над ним нужно установить власть и господство. И вот это слово – господствовать, управлять, начальствовать. Иными словами, я не просто перестал материться, перестал пить, перестал завидовать. Я установил новое правительство в своей жизни. У меня появилось новая мимшала – новое управление. Это то, что здесь Всевышний говорит Каину. Не просто перестань что то делать, а установи новое владычество. Установи новое управление, новое начальство. Начни строить новый духовный парламент. И если мы посмотрим на 10 стих:
Бытие 4:10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
Слово кровь здесь употребляется во множественном числе. Убив Авеля, Каин убил всех, неродившихся детей, которые должны быть у Авеля. Каин потом сам погиб через десять поколений его унёс потоп. Но Г-сподь запретил убивать Каина, причинять ему вред. Помните:
Бытие 4:15 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
Плевелы будут расти.
«Давай выдернем эти плевелы.» Г-сподь говорит: оставьте их, они должны расти до конца времён, потому что Г-сподь сам устанавливает суд и время. Никто не мог повлиять на Каина.
Я смотрю, что никто не может повлиять на народы мира. Г-сподь сам влияет на них. И если они не изменятся, как Б-г дал выбор в этих простых трёх словах Каину в седьмом стихе, то потоп унёс Каина и его больше не существовало.
А что написано: кровь Авеля жива и она вопиёт о мщении. Эта кровь – не только кровь народа Израиля и также кровь Мессии. Если кровь Израиля вопиёт о мщении, кровь Машиаха вопиёт о милосердии. Кровь говорит с кровью.
Кровь Мессии, поскольку она вопиёт о милосердии она поглощает гнев крови Авеля. Как сказано: тот, кто прерывает одну человеческую жизнь, разрушает целый мир. Это то, что совершил Каин.
Кровь во множественном числе говорит об этой проекции, которую мы имеем сегодня в народах мира. Эти три простых слова:
- делай добро,
- измени жизнь других людей,
- установи правление, новую власть, новый закон. Примени к себе другое управление.
Псалом 36:3 Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.
Галатам 6:9 Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем.
Матфея 5:16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Человечество живёт на земле много тысяч лет, но крик о добре всё равно, как никогда остаётся актуальным.
Матфея 6:2,3 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая.
Иногда мы делаем добро так, чтобы нас снимали фотокамеры, писали об этом в журналах. Но в первую очередь мы делаем добро для себя, а не для кого-то.
Ты должен это делать в тайне и тихо. Потому что все великие вещи происходят в тишине. А все наносные вещи происходят при обилии шума.
У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы никто не мог похвалить тебя, сказать тебе: о! как вы добры! Никто не должен хвалить тебя. Г-сподь похвалит тебя. А если тебя кто-то хвалит, то ты получил награду здесь на земле и значит не видать тебе награды у Г-спода.