Друзья, греческая культура преобладала во 2м веке до н.э. Греческие боги – Аполлоны, Олимпы, спорт и философия. Развивалась философия на четырёх драгоценных столпах: Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.
Александр Македонский был учеником Аристотеля. Я хочу сказать, что именно эти личности зародили столпы философии и понимания этого мира. Что такое философия? «Филео» – любовь к мудрости.
Греки. Почему они были настолько великими? Почему греческая цивилизация, эллинистическая империя распространялась на весь мир? Почему они так хотели всеми своими фибрами души они мечтали, чтобы религиозные обрядовые иудеи наконец-то увидели весь прогресс философской мысли великих греческих мудрецов.
Почему? Потому что греческая философия даёт всем по возможности и каждому по потребности. Человек, который хочет заниматься мудростью становится философом. Человек, который хочет заниматься спортом – становится олимпийским чемпионом. В Израиле не было спорта. А в Греции – какие замечательные спортсмены, лошади, прекрасные фигуры.
Человек, который хочет заниматься эстетикой, становится моделью. Человек, который хочет заниматься модой — становится модельером. Мыслители, модельеры… Вот греческая мода: многие до сих пор в церкви так и ходят. Греческая мода, культура пронизывала всю цивилизацию.
Большая цель Александра Македонского была – завоевать коварный, варварский мир, который «поедал» людей и создать огромную эллинистическую культуру, в которой всем богам будет своё место, и все боги могут найти себя.
Если у тебя есть какой-то бог – ты можешь приобщить его к другим богам: Аид, Деметра, Зевс, Посейдон и другие имена. Каждому по своему чувственному соображению.
Греки всматривались в этот мир и понимали, что мир кем-то сотворён и они изучали детали до мельчайших атомов. Они внедрялись в суть мироздания, суть творения.
Они смотрели на солнце и понимали, что солнце – невероятное создание. Наверняка за солнцем стоит бог солнца. Потом молнии – Зевс. Именно его хотели поставить в Иерусалимском храме. Молнии настолько могущественны! Они сверкают, иногда бьют по голове. За молниями, наверное, стоит отдельный бог. Потом любовь – ну что может быть прекраснее? Обязательно должен быть бог любви. Были боги любви, были боги войны, морей и океанов. Греческая философия эстетична и прекрасна. Она завоевывала этот мир. Греческие мыслители открывали много чего интересного. Они видели огромную пользу в создании, в творце. Но суть, заключается в том, что они пытались поклоняться творению вместо того, чтобы найти Творца.
Понимания Творца у них не было, потому что понимание Творца находилось только в еврейском народе.
Когда эллинисты вошли в нашу область – они пытались переубедить и перевоспитать евреев. Много десятков лет они пытались эллинизировать Израиль. Но Израиль сопротивлялся внутренне. Поклонение творению никак не вписывалось в ДНК еврейского народа, который до этого времени уже очень много чего прошёл и много чего утвердил. Хотя были первосвященники, которые принимали греческую культуру и эллинистические верования.
Один из таких священников находился в это время прямо в храме. Он даже убеждал евреев в том, что: «Хватит заниматься заскорузлостью. Надо модернизироваться, изменяться. Мир больше не такой религиозно замкнутый, он великолепный, прекрасный, и этом мире царствует прекрасная неутомимая чувствительная величественность, под названием греческая «Эллинистическая жизнь».
Поэтому Ханука – не политическая война. Это не война противостояния. Это война верований. Когда греки увидели, что они не вписываются, не принимаются, не поддерживаются большинством – тогда Эллинистический царь из династии Селевкидов, правивший Сирией между 96 и 94 г. до н. э. Он решает силой воздействовать на иудеев.
Практически греки никогда не вели насильственное обращение в религию. Они, наоборот, принимали религии народов, в которых они побеждали и адаптировали их у себя. Но иудеи их так раздражали и выводили из себя, что они решили насильственно уничтожить, остановить заповеди Торы.
Были отменены субботы – законодательно. Было отменено обучение Торы, обрезания. Даже проводили другие операции по обрезанию, чтобы как-то наслоить обрезанное в обрезании. Как-то его воссоздать.
Люди меняли свои имена с еврейских на греческие: были Ицхаками, а становились Олегами. Понимаете? Другой оборот. Вот в чём была проблема: такое насильственное обращение вызвало волну сопротивления. Матитьягу Хасмоней из города Модиина воспротивился, и еврея, который хотел заколоть свинью и принести в жертву – Матитьягу убивает. И так началось еврейское восстание. Суть этого восстания заключается в столкновении двух миров.
В книге Бытие 9:26,27 заложена суть этого конфликта. Ной сказал:
Бытие 9:26,27 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.
Вот этот стих говорит нам о том, какие народы населяли и населяют этот мир. Г-сподь сказал: благословен Господь Бог Симов – семиты, это линия Шема, Израиля. Потом Хам – линия Хама — это африканские и азиатские народы. И безусловно линия Иафета – Йофета – от слова красивый, красота – это Европа, римская, империя, сегодняшняя продвинутая христианская цивилизация. Иафет по этому пророчеству должен распространиться.
Ни иврите слово «распространиться, вселиться» — вэишахэн וְיִשְׁכֹּן. От этого же слово – шехина שְׁכִינָה – присутствие и слово мишхан מִשכָּן — скиния. И слово шахэн שָׁכֵן – сосед.
Вот это слово «распространиться» у Иафета – то, что показала нам культура эллинистическая, греко-римская культура, которая распространялась в мире том и сегодняшнем мире распространяется. И по пророчеству Иафет – народы Иафета они должны «вселиться» в шатёр хаШэма.
А Шэм – это Израиль, у него есть шатёр. Шатёр – это сукка. А сукка – изучение и понимание Торы, изучение и понимание воли Творца – это шатёр. Шатёр – это то, во что мы входим вовнутрь. Это закрытое место. Чтобы войти туда нужно наклонить свою голову. Великий Иафет – король эмоций, чувственности, король эстетики, но ничего не понимающий в этике. Что может эстетика без этики? Что может красота без морали, на иврите звучит как мусар. Что может красивая эллинистическая культура без морали Творца?
Ничего.
Получается так, что люди имя эстетику, но не имея этику начинают использовать эстетику, как цель своей жизни. Цель эстетики, всего, что сотворил Г-сподь прекрасного – чтобы напомнить нам и сказать нам, что существует Творец, у которого есть этика. Это внутренняя духовная состояние человеческого сердца и жизни.
Но греки, они упускали этику, они опускали этику.
— Хотите 10 жён? Будет вам 10 жён.
— Хотите женщин? Берите женщин? Хотите мужчин? Берите мужчин. Хотите скот любить? Любите скот.
Сегодня у нас та же самая либеральная модернизированная философия. Мы любим всех, всех принимаем, всем рады, всех хотим и всем желаем счастья. Типичная Йэфетская натура. Но такой подход к жизни без понимания заповедей Творца, без понимания этики, превращается в поклонение творению.
Римлянам 1:25 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
О ком это сказано? Это сказано Йефетах, о язычниках, которые распространяли своё прекрасное. Йофе יפה – это же красота.
Сегодня мы имеем великое христианское прекрасное общество. Каждый кичится какое у него прекрасное здание, кто величественнее построил своё церковное здание. У кого круче прославление, у кого эмоциональнее фонари, у кого величественнее связи, у кого больше помазания и кто производит больше ораторского влияния на других людей – тот считается у нас сегодня великим Б-жиим служителем и его церковь считается самой крутой, на которую все церкви в мире должны равняться. Добро пожаловать в эллинизм, друзья! Это типичная эллинистическая философия – философия красоты, эстетики, красивых женщин и мужчин, ораторских искусств, великолепной музыки, великолепного эмоционального впечатления!
Но вот мы живем – 2017 год, у нас интернет кипит, бурлит. Но почему же так тяжело? Почему до сих пор человеческому сердцу так одиноко?
Наряду с великими огромными собраниями, величайшей музыкой, с заваленными магазинами христианских книг и дисков -человеческому сердцу по-прежнему тускло, одиноко и беспокойно?
Потому что всё это великолепие, вся красота, весь универсализм йеффетской жизни изъедает себя. И если вся эта красота не поселяется в шатрах Шема, а шатры Шема – это глубокое изучение мудрости Священных Писаний, то всё это — прекрасное, красивое, величественное уже никого не впечатляет.
Вы думаете почему евреи, вышедшие из Египта, сделали себе золотого тельца? Потому что культура Египта сидела в них. Ханука, как говорят мудрецы Торы, она не начинается во 2м веке. Она всегда сопровождает человека ещё с Эдемского сада.
Бытие 3:6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
— Посмотри, как прекрасен этот плод! Посмотри на его эстетическую великолепную красоту! Посмотри, как он замечательно пахнет! Пойми, какую ты упускаешь возможность, что ты до сих пор этот плод не съел!
Ева прельстилась и сказала: Вау! Йеффетскиее глаза, которые должны были быть глазами Шема, вдруг стали Йеффетскими… А лукавый он же специалист по Йеффетам.
Понимаете, евреи вышли из Египта – они вроде и вышли, но золотого тельца себе слепили, потому что в Египте нужны были тельцы. И вот это влияние культуры Исхода так сильно влияет на их мозги до такой степени, что они должны были 40 лет страдать, пока это поколение полностью не вымрет.
Они так были вплетены в это во всё, что просто было страшной сутью. А потом они пошли в Вавилон и там произошли те же самые вещи, потом был Соломон… Влияние извне выбивает тебя из воли Творца. Всё что влияет на тебя из этого мира кажется такой прекрасной шикарным, замечательным – оно выплёвывает и вынимает тебя, оно опустошает твоё жаждущее сердце.
Поэтому греческая философия, культура – она по одной сути прекрасна, но вот в чём вопрос: сегодня мы тоже используем музыку и красоту, мы не выглядим как бомжи. Сегодня мы хотим выглядеть красиво, отглаженными и желательно хорошо пахнущими. Но если это будет нашей целью, если ради, этого мы будем собираться, если это окажется нашей богемной главной целью, то мы упустим самое важное содержание: Йефет не управляет этим миром.
Этим миром управляет Шем. Йефет распространиться, конечно, но войти он должен в шатры Шема. Вот эта шехина – её нет у Йефета. Шехина есть у Шема. Посмотрите, приходит Иисус. Что дьявол говорит ему в пустыне?
Матфея 3:4 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
Нет ничего более прекрасного, чем покушать! Особенно в Хануку! Что может быть прекраснее, когда ты в пустыне и 40 дней ничего не ел? Иисус сказал:
Матфея 3:5 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Не просто, что человеку не нужен хлеб. Ему нужен хлеб. Но не хлебом этим наполняется человеческая жизнь.
Дьявол понял, тут Ханукой – одна свеча сгорела, не пошло. Теперь он берёт его на крыло храма:
Матфея 3:6 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею
Иисус говорит ему:
Матфея 3:7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
Матфея 3:8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
Я не знаю сегодня ни одного, кто бы мог сказать нет.
По крайней мере сказали: берём, а там помолимся и покаемся. Берем и часть – десятину принесём… Но так чтобы вообще отказаться – такого не знаем.
Всё, чем искушает сатана Иисуса – практически всё то, что искушало еврейский народ на протяжении всего его существования. Это влияние эстетики, влияние внешнего мира на внутреннюю жизнь. Это влияние видимого на невидимое.
Что говорится о Моисее:
Евреям 11:24,25 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,
Кто решится на такое? Моисей прошёл Хануку, он прошёл ханукальное испытание. Он отвергает богатство, для того чтобы страдать. Где такое видано? Это видано только в шатрах Шема. В Йефетах такого не видано, потому что Йефеты всё бы забрали: забрали бы хлеба, прыгнули с храма на верёвке, забрали бы все страны мира, потом бы покаялись и всё было бы хорошо. У нас благодать – нам всё прощено!
В чём суть Хануки? Что прекрасная эстетика не может быть самоцелью без морали и этики. Прекрасная чувствительность, великолепные краски этого мира – философия, мудрость не может быть самоцелью, без внутренней жизни. Это то – всё учение, которое излагал Г-сподь Йешуа. Он излагал практически эти самые мысли.
Луки 11:39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.
Вы пытаетесь соответствовать эстетике, а внутренне вы забыли что такое милость, милосердие и суд.
Ханука – это не просто что -то случилось с Маккавеем. Ханкука – это наша природа взаимоотношений в этом мире с Б-гом и с нами. Это то мировоззрение, которое формируется между нами и этим миром.
Сегодня мы очень устали от Йефетского засилья. Мы жертвы маркетинга, рекламных щитов. Человека не затащишь на служение, чтобы посидеть хотяб 20 минут, но он может три дня простоять в очереди за 10м iPhone. Потому что Йефет победил. Он распространился и занял всё и проник вглубь всех мозгов. Сегодня Йефет в Израиле чувствует себя прекрасно. У нас есть всё что нужно для Йефета. Но если Шем не проснётся, если не построит свой шатёр и если не воткнёт свои колья, как написано в пророке Исайи:
Исаия 54:2 Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои;
Это как раз о шатре Шема. Распространи место, раздвинь колья свои! Потому что народы мира со своими 10м iPhone жаждут познания Всевышнего. Если Шем его не даст, то Йефеты во всей своей красоте останутся пустыми и одинокими.