Что требует от тебя Господь?

Сен 4, 2024

Сегодня мы поговорим на тему: «Чего требует от тебя Г-сподь?» Можно, конечно, писать об этом бесконечные сочинения. Думаю, у каждого есть своя мысль о том, чего требует от него Г-сподь.

Но однозначно в Библии мы читаем нечто уникальное, что объединяет все требования в одно целое.

Левит 18:30, итак, соблюдайте повеления Мои, чтобы не поступать по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, и чтобы не оскверняться ими. Я Господь, Бог ваш.

Иврит выводит этот текст на совершенно другой уровень, потому что написано удивительно:

 וּשְׁמַרְתֶּם אֶת־מִשְׁמַרְתִּי

Это можно перевести как: итак, храните, хранимое Мною. То есть вы должны сохранить, то что Я храню. Я всё время говорю, что одна из миссий народа Израиля – сохранить то, что Всевышний хранит. Когда мы упускаем, то что хранит Всевышний, эти драгоценные вещи, то мы теряем свою миссию. Народ Израиля живёт только исключительно следуя плану Всевышнего. И если бы Всевышний не имел планы на народ Израиля, мы бы давно уже пропали из страниц истории, как пропали тысячи народов, которые мы уже и следа не видим.

итак, храните, хранимое Мною.

Когда я читаю это место, оно переворачивает моё сознание. Потому что нам заповедано не просто соблюдать предписания. Нам заповедано соблюдать их потому, что их соблюдает Всевышний.

Как бы мы не пытались спорить здесь, относительно тех или иных тонкостей закона – мы должны принять как факт – Тора была дана Всевышним как вечное повеление и именно это Г-сподь хочет, чтобы мы хранили. Всё остальное – уже комментарии.

Итак, храните то, что Я храню.

Если мы соединим все вещи, которые требует от нас Г-сподь в единый ключ, то мы можем начать говорить вот о чём:

Второзаконие 10:12, итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой?

Вы знаете, когда читаешь эти слова на иврите, то читаешь так:

שֹׁאֵל מֵעִמָּךְ

«Шааль мимха» — это переводится: что спрашивает с тебя Г-сподь. Это не просто требование, а что спрашивает с тебя Г-сподь. Это напоминает воспитание детей и родителей. Когда родитель спрашивает своего ребёнка – исполнил ли он ту или иную просьбу?

Мы понимаем, что слово «шааль» — спрашивать. То есть вопрос в том, что Г-сподь спросит с Израиля, действительно ли он следовал пяти разным вещам, описанным в этом стихе. Итак, Израиль – что Г-сподь Б-г спрашивает с тебячтобы ты боялся Господа, Бога твоего,

мы понимаем, что слово боялся в русском языке и слово «боялся» в иврите – это разные слова. Не надо бояться, нужно почитать. Нужно трепетать, и не потому, что тебя уничтожают, а потому что ты восхищаешься. Нужно восхищаться и трепетать от величия, а не из ужаса наказания. Чтобы ты трепетал перед Г-сподом Б-гом твоим – это первое.

Чтобы ты ходил всеми путями Его,

Когда мы читаем это слово – ходил путями Его. На иврите оно звучит просто удивительно:

לָלֶכֶת בְּכָל־דְּרָכָיו

Иными словами – ходит Г-сподь, а ты практически ставишь свои ноги в Его следы.

Употребляется это слово: «Лалехет» — от которого происходит слово «алаха» — следование. Ты практически следуешь по путям Б-жиим. Посмотрите, что требует Г-сподь от Израиля?  

Не только трепетать, но и ставить свои ноги и в Его следы и идти след в след. Это о чём говорит? Если мы не понимаем пути Всевышнего – мы не можем следовать.  Это говорит о том, что всю свою жизнь мы должны посвятить только одной цели: знать куда идёт Г-сподь. Чтобы не просто знать «где-то там», а чтобы точно следовать Его пути.

Когда мы читаем книгу Чисел, мы видим распорядок – как стан Израиля шёл. Интересно: колено Иуды было самым большим и стояло впереди, колено Гадово стояло позади – они были войнами и пограничниками.

В чём была ответственность колена Иуды – там у одного колена было около 100 тыс. человек. Это был такой прямоугольник из нескольких миллионов людей, разбитый на лагеря. У каждого колена было своё знамя и был свой символ. Например, Беньямин был волк и пр. Далее, они были разбиты на семейства -каждая семья имела свой отличительный знак.

Колено Иудово стояло впереди всего шествия. В чём была его задача? Они следили за тем, когда пойдёт облако – они следовали за облаком днём, а ночью за огнём.

Задача была -следить за облаком и как только облако начинает двигаться они должны были трубить в трубы и весь стан начинал собираться в дорогу.  Поднять столько тысяч людей невозможно за одну секунду. Но они постоянно готовы, потому что никто не знает – когда двинется облако.

Движение не принадлежит моему желанию. Оно не принадлежит климатическим условиям, расположению тех или иных звёздных масс. Движение не зависит от нас, оно зависит от облака. И колено Иуды, которое было впереди, а в середине был стан, была скиния левитов. По бокам было 12 колен.

Задача колена Иуды была – следить за движением Г-спода. Это шикарно! Когда мы читаем этот стих из Второзакония: ходи всеми путями Его, то речь идёт не просто о каком-то пути, а путями.То есть во множественном числе – все Его пути!

 בְּכָל־דְּרָכָיו

Следующее, что мы видим в этом стихе- и люби Его

וּלְאַהֲבָה אֹתוֹ

Это прекрасно! Что спрашивает от нас Г-сподь- чтобы любили Его. Можно ходить, следовать, ставить ноги в ноги, и так и не понять зачем оно тебе надо? Не питать к этому ни радости, ни счастья, никакого внутреннего голоса. Любовь выводит наше следование на совершенно другой уровень.

Есть разные люди на земле. Один человек отбывает наказание в семейной жизни, а другой — отбывает наслаждение.

Один человек отбывает наказание, когда он ходит на работу — так наказала его жизнь, потому что он её не любит. А другой человек его оттуда не выгонишь, потому что работа ему нравится.

Мы можем делать все вещи одинаково, но один человек будет испытывать боль, а другой человек будет испытывать радость. Всё зависит от того, что ты питаешь в своём сердце к тем или иным вещам. Поэтому вещь, которую требует от нас Г-сподь, чтобы мы любили Его.

Много людей сегодня питают любовь к Б-гу. Любить Б-га очень легко. Ты Его не видишь, Он прекрасный, Он великий. Один мудрец сказал, что любить человечество очень легко, только жену любить тяжело. Человечество очень легко любить – соседа любить сложно.

Поэтому любить Б-га очень легко, не надо быть семь пядей во лбу, не требуется каких-то усилий, ведь Б-г такой прекрасный. Как же Его можно не любить? Только вот любить Его создания неимоверно тяжело. Это практически невозможно.

У нас нет проблем с Б-гом. У людей есть проблемы друг с другом. И как ни странно, что, когда люди усложняют свою жизнь – они теряют своего Создателя. А когда они исправляют свои отношения и свою жизнь – они приобретают своего Создателя.  

Прежде чем вы будете занимать духовные стороны жизни, исправьте то, что есть в вашей жизни конкретно сейчас, сегодня! люби Его

И дальше практически последнее требование и служил Господу, Богу твоему

Вы знаете, что слово: служи на иврите упоминается слово «авода» — это тяжелая пахота, работа.  Нам иногда кажется, что служение – это литургийная часть, все ходят, передвигаются «только по воздуху».  Иврит выводит слово на естественный уровень: работай. Евреи говорят, что всё служение Б-гу – это труд. Есть трактат, который называется «Авода шебелев» — работа человеческого сердца. Потому что всё что мы делаем от своего сердца – это всё большая работа и большой труд. Поэтому служение Б-гу – это работа, как и вся другая работа, она требует очень важных компонентов: порядочности, чёткости, успеваемости, ответственности, дисциплины, посвящения и отдачи.

Никто не может водить грузовик, который весит 70 тонн с закрытыми глазами. Никто не может управлять кораблём одной ногой, одним пальцем левой руки. Никто не может летать на Боинге с выключенными датчиками, потому что тебе «лень нажимать кнопки».  Всякая работа требует глубочайшей сосредоточенности и глубочайшего усердия. Конечно, когда ты метёшь улицу – ты можешь отбывать своё наказание.

Хотел бы ты пойти к врачу, который выписывает тебе таблетки, не умея при этом читать? Конечно нет. Ты никогда бы не сел в самолёт к пилоту, который не умеет летать. Ты никогда бы не зашёл в автобус, водитель которого не умеет ездить. Всякая работа требует ответственности. Спросите любого бизнесмена на земле -проблема только в одном: ни в бизнесе, ни в деньгах и не в идеях, проблема только в людях: нет нормальных людей. Всё складывается вокруг людей. Если ты нашёл нормальных людей -ты будешь успешен.  Даже если у тебя есть супер идея, но люди, которые за неё взялись могут её развалить.

Я смотрел интервью Стива Джобса из компании Apple. Его спросили – в чём секрет Вашей компании?  Её бюджет больше бюджета многих стран мира. Он сказал: «Весь успех не в идеях. Весь успех в команде. Весь успех в людях. Б-г дал мне в команду людей, которые были испытаны и проверены, созданы, очищены. Те, кто остались -на них держится успех.»

Друзья, это формула служения. А каждая работа – это служение. Это не важно в общине или вне общины. Каждая работа – это посвящение. И Г-сподь говорит: чтобы ты боялся Меня – восхищался Мной, чтобы ты ходил моими путями, чтобы ты любил Меня, и чтобы ты работал для Меня.

Это значит, что ты должен приходить вовремя, быть ответственным, должен платить по счетам.

Сегодня все спорят: десятина нужна или не нужна? Друзья, невозможно жить в семье и не платить за свет, за продукты.

Как же люди хотят строить общины, не оплачивая своё пребывание? Это антисоциально и античеловечно. Это противоестественно. Поэтому Г-сподь установил чёткие правила. Что нужно делать так и так. Для чего? 

Для нас самих. Мы что, оплачиваем счета для телефонной компании? Мы оплачиваем свет для электростанций? Мы оплачиваем воду для водоёмов? Мы оплачиваем это для себя, потому что мы этим пользуемся.

Можешь не оплачивать, говоря: «Я не буду оплачивать этим ворам, монополистам, не буду отсылать деньги свекрови на эти электростанции». Тогда у тебя не будет света. Это очень простая логика.

Поэтому если человек хочет служить Б-гу он должен оплачивать своё служение. Каждый человек, кто оплачивает свою работу и человек, которому Всевышний воздаёт за эту плату. В этом есть определённый процесс благословения.

Часто я слышу: «Я не даю десятину. Я не даю приношения.»  Человек, который не даёт своих денег в общину – этого человека практически не существует. Его нет. Это всё равно, что я приду и буду жить в доме и не оплачивать ничего в этом доме. Это значит, что я в этом доме — гость, я чужой. Кто я? Нахлебник.  Я пришёл послушать, но меня здесь нет. Поэтому на меня невозможно положиться, от меня невозможно ничего требовать, невозможно со мной иметь никаких дел. И моё сердце не прилеплено к этому. Но когда я начинаю оплачивать своё время, место, служение – я приобретаю усыновление. То есть духовно община усыновляет меня, принимает меня. Это происходит органически, тебе не выдают сертификат и квитанцию, что ты отдал десятину. Нет, это происходит на духовном уровне. Люди спрашивают, как приобщиться, стать частью. Один из важнейших рецептов: это твои финансы. Когда ты жертвуешь – ты становишься частью процесса.

Когда меня ведут в ресторан, я испытываю физическое неудобство, когда кто-то за меня платит. Я чувствую, что я кому-то обязан и на физическом уровне я не могу позволить, чтобы кто-то оплатил за меня. Я бегу сам платить за всё. Потому что так я чувствую это будет правильно. А когда кто-то за меня заплатил – я чувствую себя обязанным, должным. Я чувствую себя нехорошо.

Но если за меня заплатили один раз – я чувствовал себя нехорошо. Если за меня заплатили два – я тоже себя чувствовал нехорошо, но на 50-й раз, когда за меня заплатили, я бы подумал «наверное так и надо».  Когда на 100-й раз заплатили — я думаю: «Так устроена моя жизнь: кто-то платит, а я кушаю». И вырабатывается совершенно другое отношение. Вместо того, чтобы отвечать за свою жизнь, ты начинаешь приспосабливаться к ответственности других людей и у тебя вырабатывается привычка, как будто «так все и надо». Нет, так не существует. Так существует только в нашем разуме. Но кто-то за всё это оплачивает. Эти люди, которые платят за это – они и составляют эту органическую часть семьи.

Огромное количество проблем в семейной жизни именно на этом фоне – люди отказываются оплачивать свою жизнь.  

Итак, служи Ему- работай и дальше написано от всего сердца твоего и от всей души твоей,

בְּכָל־לְבָבְךָ וּבְכָל־נַפְשֶׁךָ׃

Мудрецы говорят: от целостности сердца, с чистыми намерениями.

Это очень интересные вещи.

Михея 6:8  О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.

הִגִּיד לְךָ אָדָם מַה־טּוֹב;

Здесь мы видим на иврите совершенно другое слово на иврите. Если там спрашивает, то здесь уже требует: דּוֹרֵשׁ מִמְּךָ,

Это уже требование – дореш. Что же требует здесь Г-сподь: действовать справедливо, то есть вершить правосудие.

Там мы видели вещи, связанные с периодом Второзакония, то читая книгу Михея — это уже исторический пласт окончание первого храма. Мы видим, что уже эпоха прошла. Но требования остались. Если там Г-сподь спрашивает, то здесь Он уже требует.  В чём Его требование? Верши правосудие. Когда я это читаю, я понимаю как: люби правду. Сегодня мы живём в искажённом мире, в котором искажается не только настоящее, но и прошлое. Сегодня переписываются все истории. Сегодня «правду» куют люди, у которых есть камеры и у которых есть доступ к медиа. Потому что человек, его правда -составляющая от вещей, которые он считает правдой.

И Г-сподь здесь выводит требование на другой уровень. Он требует справедливости -чтобы ты жил и относился, и любил правду, любил справедливость.

Следующее: любить дела милосердия

Хесед.  Дела милосердия не любить невозможно. Но мы сегодня стали настолько алчными, что милосердие никого не волнует в этом мире. Но тем не менее милосердие есть в мире и его можно найти на затворках, но оно существует. Сегодня милосердие можно купить, оно продаётся. Настоящее милосердие всё равно есть. И Г-сподь требует от нас любить милосердие.  

И дальше самое интересное:

הַצְנֵעַ לֶכֶת עִם־אֱלֹהֶיךָ

Хацануа – скромно ходи перед Б-гом твоим. Если мы сопоставим все эти требования в какой-то единый заголовок, то Г-сподь не просто желает, чтобы мы любили Его и служили Ему, чтобы у нас были построены огромные здания, а чтобы мы скромно ходили перед Б-гом своим.

Вот это слово: Цануа -очень глубоко здесь описано. Здесь описано о том, что мы не должны пускать никакой пыли в глаза, мы не должны создавать никакой помпезности, мы не должны делать ничего напыщенного и специального. Этого столько много сегодня. Скромность – это уникальное качество. Его сегодня практически не найти.

Сегодня говорят: «наглость второе счастье. А скромность – качество отрицательное. Это качество никуда не приведёт тебя.»

Скромно ходи перед Б-гом твоим. Сегодня мы любим проповедников, которые орут, кричат, звезды хватают с небес. Сегодня кто громче, кто сильнее, кто пиджак дальше бросил, тот и духовный.

Михей говорит нам простую вещь: скромно ходи перед Б-гом твоим. Я, проходя этапы в своей жизни, прихожу к этой уникальной простоте, что Г-сподь хочет от нас – чтобы мы жили скромно.

Что такое – скромная квартира?

Что такое скромная машина?

Что такое скромная одежда?

Что такое скромная жизнь?

Это то, о чём здесь написано.

Сегодня мы думаем, что быть благословлённым – иметь всё самое лучшее. На самом деле стандарт Б-жий – иметь скромное. Оно может быть и хорошее, но оно не должно быть лучшим. Когда человек имеет скромную жизнь – это не потому, что он бедный, не потому что он больной, не потому что у него нет чего -либо. А потому что он сопротивляется этой тенденции, сопротивляется этому глобализму, тенденции к роскоши.

Следование, хождение в скромной жизни – это такое уникальное качество, когда ты не стараешься что-то доказать, не пытаешься кого-то убеждать, когда ты не хочешь никого удивлять, а когда ты живёшь ради себя и ради Б-га и в этом случае мне нравится обращение Г-спода к Аврааму: «Лех леха» — иди ради себя. Не надо идти ради кого-то. Ради себя иди.  И за себя самого делай то, что выведет тебя на другой уровень. Сегодня мы жертвы социального давления. Огромное количество людей следует тенденциям того, что нужно большинству. Поэтому общество, несмотря на изобилие вещей, всё равно творчески угнетённое.

А творческие люди, которые делают историю, которые изменяют этот мир – они следуют единственному правилу – следуют за своим сердцем. Даже если это противоречит всем, если это неудобно всем, даже если с этим не согласны все. Таким был Йешуа. Он пошёл против всей системы. Таким был апостол Павел, таким был Пётр. И не потому, что их Дух Святой такими сделал. Они были такими, потому что они такие есть. Они были такими от самого рождения.

Нам нужно молиться и конечно же наряду с этим нам нужно желать от том, чтобы мы следовали только одному правилу: правило Облака, которое видело колено Иуды. Это облако – то движение Б-жие, которое вращается в нашем сердце. И если мы будем следовать за голосом своего сердца и за волей Б-жией, мы будем чувствовать цельность души и духа. А если мы будем делать то, что угодно всем и что нравится всем, что правильно для всех – то мы теряем себя. Нас уже нет. Мы растворились в общем фоне общего правила.

Поэтому одной из отличительной черты народа Израиля – следовать своему правилу. Весь мир читает слева направо, а мы читаем справа налево.

Мне, когда говорят о том, что «мы хотим учить иврит», я говорю, что первое правило — вы должны изменить своё мышление, потому что вы читаете один язык с одной стороны. А для того, чтобы читать иврит – нужно всё читать иначе. Вы должны изменить своё мышление, выйти из привычной парадигмы. Только в этом случае вы поймёте новое правило, которое устанавливает священный язык.

Это движение против течения.  Когда я смотрю на историю Израиля, безусловно я вижу это уникальное течение, поэтому евреев не любят, не любили и никогда будут любить. Не потому, что мир злой, мир живёт по своим правилам. Потому что евреи они такие – они будут делать только то, что они хотят делать и не мир, не правительство, никакие другие вещи – никто не будет указом. В этом уникальность еврейской души. Все ходили служить богам, а мы выбрали служить невидимому Б-гу, все ходили делать это, а мы выбрали делать это. Наш выбор – делать то, что для нас правильно всегда отличало нас и всегда возбуждало вражду и ненависть. Поэтому моя молитва сегодня – чтобы те, кто имеет еврейские сердца, продолжали жить своей индивидуальной жизнью, продолжали видеть свою уникальность и продолжали следовать за своим сердцем. Аминь!