Мы прочитаем Матфея 26:17-30 Это вечеря Господня, это обычный пасхальный седер, который проводили постоянно еврейские апостолы. Этот пасхальный седер ничем не отличался от обычного седера, кроме того, что там отсутствовало несколько современных атрибутов.
Почему Песах – для нас важная тема? Потому что Христос становится пасхальным агнцем. Иисус вносит удивительные корректировки. Он поднимает чашу Спасения на Пасхальном Седере и говорит, что эта чаша – есть новый завет в Его крови. Беря мацу, Он говорит, что этот хлеб – плоть Его, которая ломима за нас.
Матфея 26:17-30 В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?
День опресночный – это ещё одно название Песаха: Хаг амацот. Синодальный текст использует типично русские православные слова, поэтому я объясняю эти слова.
В первый день мацы. Маца – это пресный хлеб, бесквасная пища, которая употребляется в течение семи дней. Иисус говорит, что наступает חג המצות хаг амацот – праздник мацы.
Исход 12, в которой Г-сподь повелевает народу Израиля вкушать все семь дней пресный бесквасный хлеб.
Всякий חָמֵץ хамец – дрожжевой, квасной хлеб, в это время, не должен находиться в домах народа Израиля.
Исход 12:19,20 семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества [сынов] Израилевых, пришлец ли то, или природный житель земли той. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб.
По традиции в канун праздника, последний хамец должен быть удалён из дома и с этого момента единственный хлеб, который находился в домах была маца. Таким образом первый день мацы — первый день до начала самого Песаха. Поэтому речь идёт о том, что Иисус собрал учеников за день до Песаха. В сам Песах, Он приносит Себя в жертву. Когда кололи ягнят на жертвеннике, Христос висел на Голгофском кресте. Эта параллель прослеживается ясно.
Матфея 26:17 В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?
Ученики спросили у Христа – нам нужно сделать Пасхальный Седер, где нам его приготовить?
Матфея 26:18 Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими.
Иисус был достаточно известным человеком, ученики, подойдя к этому человеку предложили у него сделать Пасхальный Седер, и он не отказался. время Мое близко – это время перед тем, как Я должен идти на крест.
у тебя совершу пасху с учениками – практически этот человек отдаёт какую-то из своих комнат практически на всю ночь.
Матфея 26:19 Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.
Что значит, приготовили? Они пришли в эту комнату, выбросили весь хамец, достали горькие травы, купили мацу, вино. Они приготовили.
Матфея 26:20 Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;
Я прочитаю комментарии Давида Стерна:
Когда же настал вечер Так как по еврейскому календарю день начинается на закате солнца, хамец сжигают утром, а Песах начинается со служения Седер после того, как зайдёт солнце. Седер, буквально — «порядок», но здесь обозначает упорядоченную церемонию и трапезу, которой начинается неделя праздника Песах.
Возлёг. Последний из «Четырёх вопросов», произносимых в современном служении Седер самым молодым из присутствующих, таков: «Во все другие вечера мы едим сидя или стоя: почему в этот вечер мы все едим лёжа?» Ответ состоит в том, что в те времена, когда этот вопрос был помещён в литургию Седера, рабы ели сидя или стоя, и только свободные граждане Рима возлежали. Таким образом в терминах римской культуры возлежание символизирует свободу от египетского рабства.
Возлежа и опираясь на опираясь на соседа. Там все опирались друг на друга. Иоанн сидел возле Иисуса и по тому, как он возлёг, он возлёг на груди у Иисуса. Сама форма возлежания, говорила об их свободе. Потому что рабы или сидя или стоя, а свободные люди, господа – возлежали.
Матфея 26:21 и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
В момент Седера, люди не позволяют себе обычно таких свободных наездов. Это нестандартная ситуация. В любой другой ортодоксальной ситуации всё было бы размерено правильно. Но Иисус – любитель реформ, Он выходит из размеренной последовательности и обращается к ученикам и говорит им: один из вас предаст Меня.
Матфея 26:22,23 Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
Это было сигналом – опустивший руку с Ним в блюдо предаст Его. Но никто ничего не понял в этой ситуации.
Комментарии Давида Стерна: Опустит мацу в блюдо. Блюдо вполне могло содержать харосет и/или марор, которые входят в Седер в наши дни. Харосет — это сладкое пюре из фруктов, орехов, пряностей и вина; существует огромное количество рецептов, используемых в различных еврейских этнических общинах. Назначение этого компонента Седера в том, чтобы своим видом напоминать строительный раствор, который производили израильтяне рабы в Египте, и о нём упоминают средневековые раввины Ме’ир и Эли’эзер бар-Цадок в Мишне (Песахим 2:8, 10:3). Марор означает «горькие травы», напоминающие горечь рабства израильтян у фараона; сегодня в качестве марора используется корень хрена или салат-латук.
Матфея 26:24 впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.
Над Иудой часто многие смеются. Его олицетворяют в негативном свете всегда. Но Иуда исполняет здесь то, что написано. Он исполняет волю Божию. Он берёт на себя написанное пророчество. Это конечно страшно. Никому не желаю исполнить негативное пророчество. Мы все хотим быть частью хороших пророчеств.
А плохие пророчества кто будет исполнять? Те, чьи сердца не готовы. Вот эта позиция Иуды – лезть в блюдо, говорит о том, что Иуда спешил, что он лез «впереди батьки в пекло». Своей рукой, он спешил, не понимая, что с этого блюда должен сначала есть Г-сподь.
То, кем был Иуда, открывает его для участника в этом страшном действии. Я бы сказал так: есть люди, которые исполняют добрые пророчества. Есть люди, которые исполняют злые пророчества. И те и другие люди приготавливаются Б-гом, чтобы исполнить Его волю. Поэтому, Иуда делает лишь только то, что написано о нём.
Где написано? В Танахе. Здесь сам Иисус подтверждает актуальность написанных в Танахе слов, говоря о том, что всё что должно произойти с Г-сподом, связано с Писанием Ветхого Завета. Танах является основанием, на котором стоит Иисус, чтобы исполнить всё сказанное о Себе. Но также Он сказал: лучше было бы этому человеку не родиться.
Матфея 26:25 При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? {Иисус} говорит ему: ты сказал.
Иуда называет его равви, учитель. Не я ли, учитель? Практически, Иуда берёт на себя вот эту роль. Практически Иисус сказал ему: давай, действуй быстрее! В другом месте написано, что сатана вошёл в его сердце с куском во рту. Горе тому, кто предаёт Иисуса.
Это серьёзные вещи, которые были отведены Иуде. Иуда не справился с ними, я его не осуждаю. Я лишь только говорю, что мне дай милости Г-сподь, избежать быть участником трагических пророчеств. Хочу быть участником положительных пророчеств!
В Библии предсказаны все цари, правители. Антихрист предсказан. Все предсказаны. Все исполняют свою позитивную или негативную роль. Все являются частью этой картины, и все связаны с Писанием. Поэтому мы все заключены в Писание и Писание заключает нас в один удивительный Б-жий проект, из которого, даже если захотим выйти – не выйдем. Когда мы думаем, что у нас есть свобода, на самом деле эта свобода наша ограничена историей, записанных в Писаниях Б-жиих.
Матфея 26:26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
Комментарии Давида Стерна: Кусок мацы здесь может быть самый первый кусочек, который едят непосредственно перед трапезой. Если так, то Йешуа произнёс обычное благословение над хлебом (см. ком. к 14:19), за которым последовали слова: «Благословен ты, Адонай, Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам есть мацу» (См. Исход 12:15−20).
В современном Седере три куска мацы располагают в матерчатом мешочке, называемом маца таш. В начале служения разламывается средний кусок мацы. Половина его делится на достаточное число кусочков, для участвующих в служении и съедается.
От этого пришло служение хлебопреломления.
Вторая половина, которую называют афикоман, прячется, и позже её находят дети, после чего она делится и съедается в качестве последнего блюда трапезы (иврит, афикоман, возможно, произошло от греческого слова, означающего «десерт»). Хотя современный иудаизм считает, что три мацот символизируют собой коганим (священников), Левиим (Левитов) и Израиль (всех, кроме первых двух категорий), многие учёные считают, что эта традиция была добавлена к служению Седер мессианскими евреями, для которых три мацот служат символом Отца, Сына и Руах ГаКодеш. Вторая маца символизирует Сына, назвавшегося «хлебом жизни» (Йохн. 6:41, 48) который говорит в настоящем стихе о маце: «Это моё тело». Вторая маца разламывается и раздаётся всем (символизируя его смерть за всё человечество). Пасхальный Седер содержит в себе скрытый смысл, похожий на спрятанный афикоман: подобно средней маце трапезы в праздник Песах, Мессия является дважды в истории, в первом и втором пришествии.
Первая часть – пришествие, где Иисус раздал себя. Вторая часть прячется – это второе пришествие Г-спода.
Все эти символы скрыты от традиционного иудаизма, который замалчивает их и заменяет другими. Но, как афикоман, эти истины о Мессии со временем будут обнаружены и признаны.
Матфея 26:26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
Это был кусочек – первый раздаётся и второй прячется.
Матфея 26:26 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
Этот Пасхальный Седер говорит о том, что Иисус поддерживал устную традицию Израиля. Потому что все эти вещи: благословение хлеба, вина – это всё устная, а не письменная традиция. В Торе вы не найдёте брахот а лялехем, брахот алялаим. Все эти брахот – устные традиции пасхального седера.
Мы видим, что Иисус не отвергает их. Он не поклоняется этому, Он не говорит, что это устная Тора, Он просто берёт их, как часть традиции Израиля. Он использует эти традиционные вещи, чтобы явить свою истину. Никогда не стоит отвергать какую-то хорошую традицию. Всегда можно использовать традицию для того, чтобы показать её настоящий смысл.
Матфея 26:27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все
Комментарии Давида Стерна: Седер включает 4 чаши вина: две чаши до трапезы две чаши после. Каждая из них соответствует одному из Божьих обещаний в Книге Исход 6:6−7:
Итак скажи сынам Израилевым: «Я Адонай, и
1) выведу вас из-под ига египтян,
2) и избавлю вас от рабства их,
3) и спасу вас простёртою рукою и судами великими,
4) и приму вас Себе в народ, и буду вам Богом».
Чаша, о которой говорится в этом стихе, должно быть, первая или вторая, потому что преломление хлеба (ст. 19) следует сразу за второй чашей.
Иными словами первая чаша – чаша избавления. Иисус, поднимая эту чашу, благодаря, сказал:
Матфея 26:28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
Он берёт чашу избавления, и Он говорит: эта чаша избавления от грехов, это есть чаша Нового Завета. 28 стих даёт нам индикацию Нового Завета. Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
Цель наивысшая Нового Завета – оставление грехов, спасения. Это чаша избавления. Смысл Нового Завета, в том, чтобы человек мог оставить грех. Этот стих говорит нам об этой индикации.
Евреям 8:10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
Чтобы вы могли оставить грех. Пока заповедь Б-жия находится вне человеческого сердца, человек стремится их исполнить, а сердце занято грехом. Поэтому существует конфликт: ты знаешь, что Г-сподь хочет от тебя праведной жизни, ты сам этого хочешь. Но сделать и оставить свои любимые вещи ты не можешь.
Песах – это оставление рабства! Это покидание Египта, а Египет – территория зависимости от дьявола и греха. Египет живёт в нас, Египет является частью любого человека, поэтому оставление грехов – это покидание Египта.
Они выходят из Египта не просто в пустоту – лишь бы выйти и стать свободными, они из земли рабства, должны перейти в другую землю, текущую молоком и мёдом.
«Я хочу спасения, чтобы стать свободным» — это неправильная цель нашего спасения. Мне нужно быть свободным, чтобы прийти в другую землю — в другую жизнь другая территория.
На одной земле я был под властью фараона, а на другой территории я свободен, и я под властью Г-спода. Земля Израиля описывается как земля благословенная, дарованная Всевышним для народа Израиля.
Человек, который оставляет грех, спасается перед Б-гом, кается в своих грехах, но у него нет окончательной цели своего прихода его промежуточный поход будет бесполезным.
«Г-сподь, хочу свободы, освободиться от всяких проблем, чувствовал себя хорошо и всё у меня в жизни наладилось» — это не цель. Это сопутствующие средства. А цель наша – перейти от состояния зависимости в состояние послушания Г-споду. А все остальные процессы и благословения не являются целью, это сопутствующие элементы, которые прилагаются к твоему путешествию.
Почему люди разочаровываются? Они пытаются достичь видимых благословений, а нужно достигать внутренней свободы. Тогда видимые благословения сами придут к тебе.
Когда человек ищет денег, то деньги не придут к нему. Когда человек ищет правды, когда он честен, добр, не опаздывает и других не подводит, где бы он не работал – деньги придут к нему.
«Г-сподь, дай мне хорошую семью». Г-сподь не даёт хороших семей, Он может работать с твоим сердцем, чтобы ты построил хорошую семью.
«Г-сподь, дай мне вот это» — это верования древних греков, которые выпрашивали у своих богов силы, чтобы одолевать врагов.
Но что делает Б-г? Он меняет человеческое сердце. Когда Г-сподь изменяет твоё сердце, ты можешь достичь всего в своей жизни. Если твоё сердце не поменялось – всё, к чему придёшь, разрушишь это.
«Г-сподь, дай мне хорошую жену», — На тебе хорошую жену! Но ты как не умел любить себя, людей, жену, так и не умеешь. Что толку от того, что Г-сподь дал тебе её?
«Г-сподь, дай хорошую работу», — На тебе хорошую работу! Три дня поработал, на четвёртый день проспал. Что толку от того, что ты получил хорошую работу, когда ты лентяй? Что толку от того, что Г-сподь тебя благословил?
Все благословения уходят в никуда, когда человек не растёт внутренне и не изменяется в своём сердце. А вот когда человек честный и праведный, искренний и добрый, справедливый – помести его в любое место, в любой процесс и он улучшит этот процесс, воссоздаст, очистит этот процесс от всего ненужного. Вот почему вопрос заключается не в благословениях, а в нас самих. Если мы не готовы, то ни одно благословение не может удержаться за нашу жизнь.
«Г-сподь, дай мне здоровье» — На тебе здоровье! Но ты как жил, так и живёшь и всё твоё здоровье ушло опять в никуда.
Я знаю, что Г-сподь может исцелять людей, но самое большое исцеление – исцеление разума и сердца, поднятие нашего внутреннего потенциала, до такого уровня, чтобы всё что бы ни делали мы могли это делать от чистого сердца, искренне и правильно. Некоторые люди лукавы и так хотят всех обмануть и обогнуть, они пытаются вымолить у Б-га их благословение – Б-г не поддерживает лукавство, сколько бы мы не молились Ему.
Хочешь, чтобы Б-г изменил что-то в твоей жизни – начни меняться сам.
«Г-сподь, измени моих детей, дай моим детям хорошую жизнь». Хочешь, чтобы твои дети изменились – изменись сам. Хочешь воспитать детей -воспитай сначала себя, а потом узнаешь, как воспитывать всех остальных. Хочешь полюбить других людей, прежде всего начни относиться к себе правильно. Начни любить себя, начни себя брать в руки, следить за собой. Начни свою жизнь менять. Вытащи сначала соринку из своего глаза, тогда увидишь, как вытащить бревно из глаза брата твоего. Мы такие умные, когда речь касается чужих жизней, но мы не сильно умные, когда речь идёт о нас. Самое важное, что делает Б-г – Он даёт нам покинуть рабство. Израильтяне покинули рабство, но остались рабами внутри своего сердца они продолжали быть рабами.
Г-сподь сказал: эти люди не готовы. Они не войдут в землю обетованную, потому что они не готовы. Если ты даже покинул грешную жизнь, но так и остался в разуме грешником, всё мировоззрение осталось плотским. Ты не куришь и не пьёшь, у тебя одна жена, хорошая работа. Но это не значит, что ты не находишься в рабстве Египта.
Израильтяне вышли из Египта, а Египет продолжал жить в них. Рабство присасывается к сердцу, и мы доходим до абсурда и начинаем любить это рабство. Попробуй забери это рабство! Человек будет отбиваться и кричать: моё, не отпущу, не отдам! Поэтому рабство мы должны возненавидеть, возжелать от него уйти. А если мы взаимосвязаны с рабством, то рабство становится нашим элементом мышления. Некоторые люди страдают от рабства и боготворят его, мучаются от него и ему же и поклоняются. Это настоящее рабство.
Чтобы разорвать внутреннюю тьму приходит Дух Святой, и Он может исцелять. Человек должен проявить полное упование. Иисус не проповедовал спасение. Несколько раз в Евангелиях речь идёт о спасении. В основном Иисус проповедовал покаяние, потому что покаяние – тебя встречает на самом важно пути в твоей жизни. Если нет покаяния – все остальные вещи кажутся нам тщетными и бесполезными.