Друзья, сегодня у нас была так называемая сэудат Аадон – вечеря Господня, когда мы вспоминаем и говорим о жертве Мессии, о Его труде.
Тора – не Тора слов, это Тора действия. Поэтому мы и говорим, что Машиах совершил для нас. И важно чтобы мы думали и вспоминали об этом. Не просто Его рождение, как в Рождество вспоминают, а вспоминали Его смерть.
Поэтому нас учит Писание «Вспоминайте эту смерть, доколе Он придёт.».
В этом есть уникальнейший смысл. Потому что вспоминая действия на кресте, действия Его смерти мы присоединяемся к «шело» — искуплению нашей жизни. Мы заходим в это шело, которое нам обещано и которое на пророчествует Писание на протяжение всех времён. И принимая эту сэуду, то есть вечерю, мы присоединяемся к Вечной Мессианской Трапезе.
Хочу поговорить с Вами о значении трапезы, значении причастия в свете интересных особенностей. Только заострю внимание. Потому что все мы делаем это на протяжении всей нашей жизни и для нас важно понимать, что, почему и для чего мы это делаем. Есть много идей по этому поводу, но однозначно всё это имеет глубокое иудейское мессианское толкование, потому что Иешуа не делал какую-то специальную христианскую евхаристию. Иешуа делал пасхальный сэдэр. И на этом пасхальном сэдэре воплотилось всё ожидание пасхального сэдэра.
Есть так называемый мидраш Рут – мидраш Руфи. Это древний еврейский мидраш, который трактует, самое большое в этом мидраше – это ссылки на Машиаха. И если Вы почитаете его когда -нибудь, Вы увидите глубокие параллели с Новым Заветом.
Историческим фактом является то, что сэудат Аадон, то есть вечеря Господня всегда состоял из двух элементов: хлеб и вино. Все: харросет, яйцо, косточка и пр. – это всё прибавлено уже потом, в современные времена. Вообще два элемента были самые важные – яин, вэ лехэм – хлеб и вино.
Значение хлеба невозможно недооценить в пасхальном сэдэре. Это бесквасный хлеб, лишенный закваски, то есть лишенный греховной сути. И мы понимаем, что Иешуа является нашей Пасхой. То есть Машиах -тот чья жизнь была очищена от греха. И когда мы вкушаем Машиаха, как бесквасный хлеб, поэтому и написано, чтобы мы удалили квасное из наших домов, из наших жизней. Потому что Пасха наша -Машиах, и пасхальный сэдэр он учит нас. Удаляя, сжигая, выбрасывая всё квасное, мы удаляем греховную суть из нашей жизни, которая символизирует очищение нас.
В Евангелии от Иоанна 6:48-58 ст. мы видим уникальные выражения.
Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
Мы видим аналогии хлеба, плоти. Мы видим такое понятие, как «хлеб жизни». И вы знаете, что в святое, в скинии содержался так называемый «Лехем паним», то есть хлеб благодарения, но он называется «Хлеб Его лица»- лица Божьего. И все комментаторы говорят, что это Машиах, который будет отражением лица Господнего — Лехем паним, и который будет являть свет и искупление народам мира.
Мидраш Руфи относится к категории экзегитических комментариев на всю книгу Руфи. Этот мидраш был отредактирован в земле Израиля и в нём отражены диспуты эпохи Танаеев и Амореев.
Дальше Иешуа говорит:
Примите, едите. Это есть Тело Моё.
На языке иврит, знаете, как называется ягненок в Песах? Он называется Гуф ха Песах, то есть он называется Тело Пасхи, Тело Песаха. Ягненок – это не просто ягненок, это гуф а Песах. Тут возникает естественная ассоциация с учением Иешуа. Вы знаете, что еврейская гуф шелиньон или суть, глубина дела. Это вполне соответствует нашему разговору и имени Гуф, то есть Тело обозначает содержание предмета или его сущность. Поэтому когда Иешуа говорит Гуф а Песах, это значит «это и есть суть, сущность того что Я хочу Вам передать»: гуфо шель иньян – суть, смысл этого действия.
Если мы не понимаем язык иврита, то мы всё копируем буквально и тогда у нас появляются вот эти католические переклоны, когда католики придумали, что облатка – чудесным образом превращается в настоящее мясо Иисуса. В Германии даже уничтожили целый район еврейский. Напали на одного монаха, и он уронил эти облатки. Обвинили в этом евреев, потому что сказали: евреи напали на монаха, и они снова уничтожили тело Мессии, как они распяли его и тогда. Почему? Потому что они понимают кусочки вот это хлеба, как настоящее тело. Почему? Потому что греческий язык не соотносит слово «Тело» со словом «Суть». Иврит соотносит это, поэтому пасхальный агнец называется Гуф шель Песах, то есть Тело Пасхи. Это и есть агнец. Это значит -что такое Тело Пасхи, это значит: Суть её, её смысл.
Католики превратили всё это в химию. Вот превращается всё это в кровь, это в тело. Химический процесс. Всё превратили в химию. Кальвинисты превратили причастие в философию -начали развивать философские учения. Но мы знаем, что в иврите это всего лишь символы – элементы, указывающие на суть вопроса. ха гуфо шель инян.
Это именно хлеб, который является образом жертвы Машиаха.
Дебатов много. Но дело не в продуктах, дело в сути самого процесса. Нельзя относиться к этому буквально, иначе мы всё превращаем в мистерию, мистические обозначения. Мы должны сосредоточиться не сколько на деталях этой химии, сколько на самой идее. Поэтому язык иврит нам даёт это объяснение — ха гуфо шельинян — суть этого вопроса.
Вы знаете, что опресноки, то есть маца кладутся в три уровня в трапезе и по традиции это называется афикоман. И вот эта часть съедается, а другая откладывается и прячется. Согласно еврейской традиции, пасхального агнца нужно было съесть в последнюю очередь ночи сэдэра. Однако со времени разрушения храма, спрятанная часть афикоман стала символическим напоминанием об этой пасхальной жертве, в следствие чего её не ели до конца трапезы. А на Востоке афикоман часто хранят весь год «на счастье» и она в некоторой степени служит предвестием о грядущем Машиахе. Отсюда и называние это афикоман, что обозначает «приходить». Поэтому, когда прячется афикоман — это и есть образ Машиаха. Наши братья часто хранят его целый год в своих домах. В восточных странах это происходит целый год, включая Израиль. Афикоманы хранят в течение года дома.
Теперь поговорим о значении вина.
1 Кор 11: 25,26 ст. Сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
Важно понимать, что еврейское слово «дамим», «Дамим ме шема», то есть два значения слова «дамим»: кровь и цена одновременно. Значение «дмэй автола, дмэй савхар, и это выводит ещё один смысл. Почему они связаны с деньгами? Потому что деньги – это нечто «кровное», относится к чему то очень личному -нашей крови.
1 Петра 1:18 ст. зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца
мы видим здесь слова «искуплены кровью» и мы понимаем, что кровь говорит о выкупе. Поэтому слово «дам», говорит о «дамим» — о цене. Поэтому когда проливается кровь, это значит что цена заплачена.
Апостол Шауль говорит « Вы ещё не сражались до пролития крови», иными словам: вы ещё не заплатили ту цену, которую должны заплатить. Когда речь идёт о том, что ты должен заплатить цену, то подразумевается, что ты должен отдать свою кровь. Поэтому Машиах приходит – Он должен искупить нас и мы понимаем, иврит учит нас о том, что кровь должна быть пролита.
Я слышал множество разных учений, что «кровь не была пролита и всё это придумано». На самом деле без пролития крови не бывает искупления, прощения. Кровь была пролита. Это чистейший воды иврит. Это Тора, это Танах. Это глубочайшие понятия еврейского языка, потому что в крови слово «дам», есть «цена». Поэтому нет цены без крови. Нет искупления без крови. Нет спасения без крови. Нет заплаченной цены без крови.
Когда говорят: « я так люблю тебя», то задаётся вопрос: ты готов заплатить цену? А когда задается вопрос: «ты готов заплатить цену?», поднимается вопрос: ты готов пролить свою кровь за меня? Поэтому дружба, любовь, искупление, жертва — с точки зрения иврита это не просто «я готов в свободное от работы время уделить тебе пять минут». Это говорит о том, что я готов даже пролить за тебя свою кровь.
Поэтому вопрос спасения – это не вопрос богословский, теологический. Вопрос спасения -вопрос крови. Поэтому, когда мы говорим о крови – мы говорим о цене, когда мы говорим о цене – мы говорим о крови.
То же самое у нас есть в словах сидура на Йом Кипур, когда мы повторяем формулу искупления отдельно для мужчин и отдельно для женщин: » Это вместо меня, это плата за меня, это моё искупление.» Три раза повторяется это в молитве.
1 Иоанна 2:2 Он есть умилостивление за грехи наши,
Когда мы читаем слово «умилостивление», то мы понимаем, что это Тот, кто платит цену. А если Он платит цену, тогда Он проливает свою кровь.
и не только за наши, но и за грехи всего мира.
Друзья, порядок Песаха состоит из четырех чаш вина, и каждая чаша имеет своё значение и олицетворяется определенный элемент сэдэра. Согласно правила приношения напитков в храме Богослужения – вино должно состоять из 2/3 воды и 1/3 хорошего вина.
Идут споры – Иешуа пил вино или сок? Он пил вино, разбавленное водой. Хорошее храмовое вино всегда подавалось из 2/3 воды и 1/3 хорошего вина. Поэтому сюда не подходит не крепленое не полу креплёное? Хочешь быть, как Иешуа – разбавляй с водой вино и пей. Сто процентов будет полезно и не опьянеешь.
Итак , 1 чаша -кидуш, что означает «освящение».
После этого хозяин дома омывал руки в связи с этим вспомним, как Иешуа встал и омыл ноги своим ученикам. Это делается до сих пор скромными служанками в еврейских семьях восточной Европы. В пасхальный сэдэр некоторые служанки Восточной Европы омывают ноги, жены омывают ноги своим мужьям во время Пасхального сэдэра. Это древняя еврейская традиция. Мы вспоминаем Иешуа, который омыл ноги своим ученикам во время 1ой чаши Кидуш. Почему он сделал это? Потому что это освящение. Если ноги Ваши омыты, то всё тело Ваше чисто. Если ноги не омыты – всё тело грязное, потому что ноги касаются этой земли.
Добро пожаловать в еврейский сэдэр, так называемый «нетилат ядаим» или то что было у нас тогда «нетилат реглаим»- омовение наших ног.
Вторая чаша — Магид
Вторая чаша, которую Иешуа поднимает – это чаша Магид. Это — «Говорящий проповедник», от слова «ле агид».
С неё с этой чаши начинается повествование, повествовательная часть Песаха. Самый младший из участников задаёт вопрос: -почему эта трапеза отличается от всех других ночей и начинается песня и идет повествовательная часть.
Между чашей Освящения (Кидуш), и следующая за ней чаша – это чаша учения, проповедования. Поэтому что делает Иешуа. Он не проповедует, он нас освящает. Он проводит нас через первую чашу Освящения и без освящения, ты никогда не сможешь понять Его учение. Бесполезно сидеть и слушать проповеди, если ты не освящён.
Вторая чаша учения важна для нас, потому что если ты не будешь научен, то ты не будешь ничего понимать и знать. Если ты будешь научен – ты будешь иметь силу, потому что сила верующего находится в его знаниях, пониманиях, откровениях. Поэтому мы используем вторую чашу – это чаша Магид.
Третья чаша «Кос -а браха»
Третья чаша называется «Кос -а браха». Как это перевести? Чаша благословения.
1 Кор 10:16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
И, друзья мои, по традиции, мессианская идея возникает именно на этом месте. Дети вдруг начинают наблюдать – задрожит ли вино перед местом Илии, знак того, что грядет Машиах. Почему задрожит? Потому что Илия должен прийти и возвестить о Машиахе. Трапеза подходит к концу и это уже последняя часть сэдэра.
Лук 22:20 ст. Также и чашу после вечери, говоря:
То есть «После вечери» — это значит «после ужина». Вечеря – это еда. Он взял чашу, после того, как они поели. Чашу благословения, говоря
—сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается.
Почему Он назвал Новый Завет чашей благословения? Потому что суть Нового Завета – это быть благословением для нас.
1 чаша – это чаша святости. Это то, что происходит в нас, происходит освящение.
2 чаша – это чаша учения. Машиах учит нас.
3 чаша – это чаша Нового Завета. Это чаша спасения.
Если ты не будешь освящен и не будешь научен, ты никогда не поймешь суть Нового Завета. Он взял её и благословил «кос – а браха». Как благословляют чашу: то что мы говорим: «Барух Ата, Адонай, Элоhейну, Мелех hа-олам, борэ при hа-гафен!» Он благословляет чашу.
1 Кор. 11:25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
«Ле зихрони» — вы будете вспоминать. Оказывается, чаша Благословения является чашей провозглашения воспоминания, которое идёт после чаши Учения после чаши Освящения. Вы видите цепочку чаш? Вы понимаете, в каком проекте мы находимся?
Поймите, что Пасхальный сэдэр, это не только я поел и сказал родственникам до свидания, Пасхальный сэдэр — это вся наша жизнь. Поэтому третья чаша «кос -а браха» называется чашей Нового Завета. С неё начинается Новый Завет. Она принесла нам благословения. Иисус взял эту чашу после вечери после того, как поели.
Матф 26:27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все
Это значит, что каждый человек, независимо от веры, независимо от цвета кожи, формы глаз, роста, веса пьёт из этой чаши, потому что эта чаша -Благословения. И невозможно получить благословение от Б-га, только если ты хорошо молишься, хорошо поёшь, в церковь ходил, десятины давал. Этого недостаточно.
Чтобы получить настоящее благословение ты должен приобщиться к Новому Завету. Ты должен родиться свыше, получить новое рождение, получить новое сердце и новый дух. И ты должен приобщиться к этой чаше. И тогда, когда ты пьёшь из неё, в тебе происходит суть «Брит ха Даша» — Нового завета.
Вся еда и все пряности, всё должно быть съедено в эту ночь, чтобы ничего не осталось египтянам. /то олицетворяло полноту жизни проведенное в пустыне. Между 3-ей и 4 ой чашей запрещалось отпивать вино, чтобы последняя важная чаша не была исключена из цикла. Иными словами, 3ю чашу не пили, а Иешуа говорит: пейте из неё.
4 я чаша Царства
Не пили из неё, почему? Потому что есть еще 4я чаша, которая остается нам на потом. Оказывается, из 4ой чаши никто не пил и к ней не прикасались. К ней прикасались на вечере, но Иешуа к ней не прикоснулся.
Это очень редко объясняется в христианском богословии, потому что люди не понимают еврейский сэдэр. Но если изучить повествование тайной вечери с увеличительным стеклом, мы заметим, что нигде не говориться о 4ой чаше, а 4я чаша называется чаша Царства. Мы имеем чашу Освящения, чашу Учения, чаша Нового завета, но у нас ещё есть чаша Царства. О ней нигде не говорится.
Написано: Он взял и благословил. Чаша «кос -а браха». А где же чаша Царства?
Марк 14:25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
Я всегда думал об этом стихе, пока не понял смысл Пасхального сэдэра. Меня часто спрашивают: что это обозначает, я не понимаю«Я уже не буду пить» Причем тут пить или не пить? «Царство Божие не пища и не питие… Я говорю «всё правильно пока Вы не понимаете смысл Пасхального сэдэра.
Есть такой Давид Даубель -профессор Оксфордского университета. Он написал обширное исследование: Новый завет, иудейский комментарий и он затрагивает вопрос о 4ой чаше. Он говорит, что 4я чаша является величайшей тайной неразгаданной и непонятной сегодня христианами.
1 Кор 10:21 Не можете пить чашу Господню …
Для Павла чаша Благословения так же была чашей Господней. Но почему Иисус не отпил от этой чаши? Потому что он установил её, чтобы возвестить истинное совершенное и окончательное пришествие Царствия, которое всё еще остается вопросом веры и надежды. Он связал его именно с 4ой чашей. Иисус не отпил от этой чаши и сразу перешёл к самому последнему элементу – «Брахот Ашир «Благословение песни». Так как Он отложил часть этого сэдэра до окончательного осуществления Божьего царства.
В итоге мы приходим к пониманию, что Пасхальная история в Новом Завете отражает ту же перспективу вечности, что и мидраш Рут, который говорит о 4ой чаши царства.
Лук 22:29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
Это Царство – это 4я чаша сэдэра, которую Иешуа не отпил, которую оставил на своё возвращение. Почему? Потому что 3 чаши совершилось, а 4я ещё нет. Поэтому началом Нового Завета и Царством есть огромный промежуток -промежуток Царства.
Иными словами Царство Божие еще не завершено и является вопросом веры, надежды, хождения, освящения, покаяния, улучшения, «текун» -исправления мира нашей жизни. Поэтому чаша Царства остаётся вопросом будущего.
Чаша Царства – это завершенный этап, завершенная стадия, когда Машиах вернётся на эту землю. И тогда, когда Он вернётся.
Лук 22:30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем,
это значит, что Вы не будете это делать даже на земле. Это произойдет в Царствии Моём.
и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
Иными словами 4я чаша о Царстве – это чаша Вечности, эта чаша переносит нас туда, когда Машиах придёт и дьявол будет побеждён, Гог и Магог разбит, Израиль будет собран вместе. Новый Иерушалаим сойдет с небес, Машиах поднимет чашу Царства и Библия говорит «и Вы войдете и будете пить из неё».
Иешуа говорит: «Всё. Больше Я не буду пить от плода виноградного, жо тех пор, пока Царство не осуществится на этой земле. И когда придёт Царство. Тогда наступит 4я чаша Машиаха.