Скажем здание как мы видим – подготовка и освящение Храма, и празднование этого события. Речь идёт, конечно, о завершении строительства. Ровно, как и всех этих исторических событиях, память о которых мы отмечаем в период Хануки.
Хинух — חינוך – воспитание, просвещение, воспитание, образование, педагогика.
Очень важное слово для всех нас, потому что это слово отражает смысл нашего пребывания на земле. Мы родились здесь, чтобы воспитаться. Мы родились для того, чтобы получить некое просвещение, образование. С нашей жизнью постоянно происходит педагогика. Учителя всегда работают с нами. Сначала это родители, потом это школа, потом это институт, потом это жена, муж, потом это дети, работа.
И вообще сама жизнь производит в нас процесс просвещения.
Лук 2:32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Вообще слово «просвещение» — это такое академическое слово в некоторых учебных заведениях: «Ты получил просвещение?» Но мы знаем, что просвещение, от слова «свет». И как раз этим просвещением занимается слово «хинух», из которого происходит Ханука.
Обратите внимание, что язычников надо просвещать. Иными словами, если их не просвещать, то они так и остаются язычниками. То есть одна из ролей, из функций, задач народа Израиля – это просветить языческий мир. Если бы мы не просвещали этот мир, до сих пор бы все верили, что солнце – это божество, луна – это божество, а за приливы и отливы моря отвечает Нептун. И мы бы верили, что земля стоит на черепахе, подпираемая ещё каким-нибудь животными — от черепах было к слонам… И много версий было, друзья мои, людей даже убивали, когда они меняли свои версии. Но мы говорим о том, что Вселенную сотворил Господь, что Вселенная создалась по слову. До сих пор в учебниках просвещения изучают, что человек произошел от макаки. Это ещё печально. Это ещё стадия незавершенная, скажем так. Но когда она будет завершена, все будут понимать, что человек произошёл от Господа.
Поэтому язычников надо просвещать. Если их не просвещать, они будут верить в свои сказки, потому что языческие народы мира, они склонны ко всевозможным этим вещам. Мы имеем огромный срез греческой, мифологической истории, где боги в образе людей сходили на землю и отвечали за разные функции. Боги даже сражались между собой и были боги войны и войны богов.
Мы были в Афинах, в ареопаге там находились на этой горе и рядом с ареопагом есть место, где большой великий храм Пантеон и там нам объяснил экскурсовод, что одно из зданий там -боги собирались и они спорили друг с другом какие проблемы им нужно решить. У них были даже дуэли друг с другом. Поэтому вы смотрите иногда фильмы по мифологии – они воюют, убивают друг друга оказывается.
И сегодня мы с вами смеемся, а раньше люди верили в это всем сердцем. И наша задача народа Израиля, народа, который верит в монотеизм, то есть верит в единственность Б-га и научили этой единственности все народы мира. Поэтому я понимаю, что христианство – это ветвь народа Израиля и слава Б-гу. Даже в христианстве до сих пор сохранилось огромное количество язычества – всевозможные верования в святых, поклонение костям, молитвы этим святым, молитвы маме – богоматери, ещё разным всевозможным вещам, вообще язычники склонны, это свойственно их уму, их природе -постоянно обожествлять материальные создания.
В Евангелии от Луки сказано, что Иешуа придёт и Он будет светом к просвещению язычников. Иными словами, Он будет заниматься воспитанием и образованием народов мира для того, чтобы они познали, что существует Б-г, который отвечает.
Я сразу вспомнил ап. Павла, который стоял в ареопаге и говорит: «Я тут любуюсь на ваши красоты и у вас множество богов, и вы тут ещё поклоняетесь одному невиданному Б-гу в добавок. И хочу вам сказать, что именно этого невиданного Б-га я пришёл вам проповедовать. Вообще – этот Б-г, его убили в Иерусалиме, повесили на кресте, Он воскрес из мёртвых».
Здесь они взорвались и сказали: «Ну всё, брат, ты уже в другой раз нам расскажешь об этом. Потому что это уже еврейские басни, нам это всё не интересно. Наши боги – невозможно их на кресте распять, потому что боги не умирают у нас, они управляют всем миром. И как это Вы убили какого-то на кресте, повесили и ещё верите в Него? Иди, послушаем тебя уже в следующий раз».
На самом-то деле, друзья, всё это истина: Иешуа страдал за нас и умер на кресте и всё это вера из Танаха. Умер и воскрес для нашего оправдания. Поэтому в празднике Ханука заложено слово «хинух»- это чтобы мы на самом деле получили просвещение. В слове хинух заложено ещё одно слово – это ханах. «торжественное открытие или праздник новоселья». Есть такое понятие, как ханукат байт – когда человек, который въезжает в новую квартиру или куда-то ещё, ему делают ханукат байт, это торжественное открытие.
Но как же слово «ханах», превратилось в слово «хинух»?
Очень просто. Дело в том, что образование и просвещение – это торжественное открытие истины в нашем сердце. Это всё равно, что я въезжаю в новую квартиру и праздную своё новоселье. Слово «лахнох хонэх» — это новоселье человека, который въезжает в новое жилище. Но как же это связано с хинухом – образованием?
Очень просто. Образование — новоселье истины в нашем сердце. /то значит, когда истина заходит в нас, мы радуемся, потому что она теперь поселилась в нас и она теперь живёт в нас. Это новоселье истины в нашем сердце.
Слово Машиаха поселяется в нас. Торат ха Машиах поселяется в нас и это новоселье.
Давид говорит: «Я радуюсь слову Твоему, как получивший великую прибыль». Это значит, что происходит новоселье. Когда человек въезжает в новый дом, его поздравляют. Он получает новый дом, у него происходит новоселье, он радуется. То же самое происходит, когда истина приходит в нашу жизнь. Заметьте, что, когда это происходит человек взрывается – человек счастлив, человек находится на пике блаженства, на пике благословения. Поэтому самое яркое выражение новоселья духовного — это образование, которое мы получаем от Господа через Его слово. Поэтому наша жизнь происходит под постоянным обучением, потому что, когда мы учимся, мы каждый раз переживаем новоселье истины в нашем сердце.
1 Тим 4:16 ст. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
Ишит лепха ле нафшеха – практически здесь на иврите сказано: обращай своё сердце к своей душе и к инструкциям. Ор а а – или к учению.
Тут написаны потрясающие вещи. Обращай своё сердце к своей душе. Нафшеха – нефеш -это часть духа. Нешама – это жизнь. Нефеш — это духовная часть души, которую мы часто называем духом человеческим. Иными словами: обращай своё сердце к своему духу.
По-русски не знали, как перевести, перевели так «вникай в себя». И многие задают вопрос: что значит «вникать в себя?» Не понятно — что есть у меня, у некоторых ничего нет. Но иврит четко проводит вот эту параллель, говоря: «обращай своё сердце к своему духу». И занимайся «ле ор а» то есть «ораот» — указания, инструкции.
Смотри за этими указаниями, которые я тебе оставил и в них вникай и обращай своё сердце во внутрь своего духа.
Это потрясающе!
Вторая часть слова «ханука» происходит тоже из двух частей – это «хану» и слово «ка»., что представляет собой буквенную запись: 25 число, то есть именно 25-го Кислева, мы достигли возможности оставить позади греческий дух рабства и восстановить наш Храм. Это было 25 Кислева. «Хану» происходит от слова «остановитесь» Слово ханая, лахнут, «хану» -остановитесь.
Мы разбираем с вами слово «ханука», чтобы заглянуть под капот, специально увидеть что же здесь написано.
Пс 45:11 Остановитесь и познайте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле.
Почему же нужно остановиться? Почему в процессе мы не можем заметить, что Б-г есть Б-г? Почему нужно совершить остановку? Потому что жизнь набирает обороты и человек часто движется с какой-то скоростью в своих воображениях, своих религиозных служениях, в своих суждениях.
Мы часто заполнены уже как стакан и уже не имеем возможности для пустоты, чтобы вместить в себя что-то. Мы уже разогнались и движемся в определенной скорости, в определённом направлении. Писание призывает нас «хану» -остановитесь. Остановитесь и познайте, что Я – Бог.
Для того, чтобы совершить остановку, нужно признать, что твоя скорость и твоё движение нуждается в реформе. Он нуждается в переосмыслении. Он нуждается в переоценке. Человек останавливается, потому что он приходит к какому-то краю, какой-то границе, через которую он не может дальше проехать. Это очень важный момент в нашей жизни, потому что многие из нас не могут двинуться в познании Всевышнего, потому что уже находятся в каком-то познании.
Многие из нас не могут остановиться, потому что уже набрали инерцию скорости, и они уже движутся вперёд, так что, когда Всевышний призывает их к переосмыслению, у них нет места, для того чтобы наполнить в себя новые мысли.
Иер 6:16 ст. Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем».
Они сказали: «не пойдем». Почему не пойдем? Потому что нам, итак, хорошо. Мы уже всё знаем. Нам так удобно. К нам приезжают бесконечные проповедники. Они уже рассказали нам – что нам делать. Мы уже знаем, как нужно понимать это и то.
— говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних. Что такое «пути древние»? Это пути, которые были до вас, поэтому мы и говорим о возвращении к корням веры. Это и называется путь древний, то есть этот путь, который был издревле. Это иудео -христианский путь. Он был издревле, и он наполнял Иешуа, и он наполнял апостолов.
—расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем».
Не пойдем и всё. Почему не пойдем? Потому что остановиться -проблема. Рассмотреть, что-то — это проблема. Расспросить — проблема. «Пути древние не нужны, зачем древние, когда есть новые? Зачем нам покой, когда всё у нас прекрасно и хорошо?»
А что такое «покой душам?» Как мы по-еврейски это называем? Шабат. Идите к древнему пути. Идите к шабату. Но они сказали: «Зачем? У нас, итак, всё хорошо. У нас всё есть, никуда не пойдем».
Итак, чему учит нас ханука? Она учит нас двум вещам: остановитесь и учитесь. Это две вещи нам нужно понимать.
Не надо всем рассказывать, что нужно делать. Не надо думать, что ты уже всё понял и пришёл, сейчас будешь учить. Не надо думать, что твоё движение или твоя скорость, или твой путь являются ответом для всех.
Остановись и начни учиться и учись у Хануки, потому что Ханука как раз говорит тебе о смысле этого слова.