Друзья, вы все знаете, что Иешуа заезжал в Иерусалим. Но не все знают, что перед тем, как он заезжал в Иерусалим и там кричали ему «Хошанна, Хошанна, Хошанна» , Иешуа заехал в Бейт Ания – это так называемая Вифания. Бейт Ания – это дом бедных или бедности, или дом страждущих. Это примерно 3км от Иерусалима, фактически пригород Восточного Иерусалима, Расположен на Юго -Восточном склоне Елеонской горы. Почему Иешуа туда заехал?
Потому что там заболел один человек.
Иоанн 11:1 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
В переводе Д. Стерна: И вот заболел один человек. Его звали Эльазар
Что на русском обозначает Лазарь. 😊 Вы знаете, что такое Эль Азар в переводе? Это значит – «Господь помог».
и родом он был из Бейт-Аньи, посёлка, где жили Мирьям и её сестра Марта.
Вы знаете, что в древних сказаниях, в Агадот, ещё с древности, всегда шла древняя традиция, что человека, которого зовут Эльазар — этот человек обладает необычной судьбой. Потому что Эльазар был сын священника Аарона, если мы обратимся к Торе. Эльазар был сын священника Аарона. Эльазар сделал многое во время скитания по пустыне, начиная от покрытия жертвенников медными листами, сделанными их кадильниц людей Кореевых и заканчивая закланием рыжей телицы для принесения в жертву Б-гу. Эльазар заклал рыжую телицу и это был пророческий знак во все времена, что носителей имени Эльазар ожидает необычная судьба.
После смерти его старших братьев Надава и Авиуда, ему была поручена вся скиния. Помните, Надав и Авиуд принесли перед Господом огонь чуждый, и они были поражены на месте. И вместо Надава и Авиуда, Эльазар получил заботу о всей скинии. Его жена – одна из дочерей Футиловых, родила ему сына.
Как звали его сына? Пинхас! Финес! Пинхас, который станет следующим за ним первосвященником и это череда наследственных передача семейственного первосвященства. На горе Ор, Эльазар был облачен в священнические одеяния, которые снял с отца своего Аарона и рукоположил его, как приемника его отца в сан первосвященника. Эльазар приходит в сан первосвященника вместо своего отца Аарона. И он исполнял свои обязанности в течение 20 лет. Он принимал участие в исчислении народа, которое проводил Моисей и помогал при назначении Иисуса Навина. Эльазар – это судьбоносная личность и невероятная судьба, которая следует за приемниками и носителями этого неимоверного имени, которое обозначает «Всевышний помог».
После он помогал в распределении земли Ханаанской между коленами Израилевыми. Эльазар, сын Аарона. Так написано в Исход 6:25
Елеазар, сын Аарона, взял себе в жену одну из дочерей Футииловых, и она родила ему Финееса. Вот начальники поколений левитских по семействам их.
Мы читаем из Числа 25:7 интересную вещь: Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье, 26. и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых.
Это когда они все пошли вслед Ваал Фегору. Иными словами, было очень серьезное наказание от Господа на весь дом Израилев. Пинхас, который есть Финес, он остановил это поражение, потому что пронзил их копьем. А был он, не больше не меньше, сыном Эльазара.
Поэтому в еврейской традиции, на протяжении всех веков существует определенная негласная мысль, от тому что Эльазар обладает уникальным благословением и всегда отображает смысл народа Израиля -стоять и исполнять свои священнические обязанности, для того, чтобы его сыновья могли остановить поражение над обществом народа Израиля. Не больше не меньше, стечение обстоятельств через тысячу лет, Иешуа входит в Иерусалим. Н перед тем, как он входит в Иерусалим, он посещает Бейт Анию – Вифанию. И когда он посещает Бейт Анию, там существует человек, которого Иешуа любил, один человек и его звали Эльазар. Родом он был из Бейт Ани, из поселка, где жили Мирьям и её сестра Марта.
Ещё раз обратимся к еврейском переводу Иоанн 11:1 И вот заболел один человек. Его звали Эльазар, и родом он был из Бейт-Аньи, посёлка, где жили Мирьям и её сестра Марта.
Каждая деталь говорит нам очень важную мысль, что Эльазар, который должен стать неимоверным образом спасением народа Израиля, он живет в поселке, называемого «дом нищего или дом страждущего», который отображает духовное состояние народа Израиля на тот момент
2. (Мирьям, у которой заболел брат Эльазар, была той самой женщиной, которая возлила духи на Господа и вытерла его ноги своими волосами.)
3. И вот, сёстры послали передать Йешуа: «Господь, тот, которого ты любишь, заболел».
4. Услышав это, он сказал: «Эта болезнь не окончится смертью. Нет, она для славы Божьей, чтобы Сын Божий мог принять славу через неё».
И здесь мы видим уникальный, духовный, фантастический, пророческий образ, что болезнь Эльазара, человека, который носит имя, которое отображает священство сынов Израилевых, тяжело смертельно болен. Он находится в состоянии безвыходном и практически здесь он умер. Он умер! И именно в этот самый момент, Иешуа оказывается там и он говорит уникальную вещь: эта ситуация не к смерти , она для славы Божьей, чтобы Сын Божий мог принять славу через неё».
Я не думаю, что те кто находился там: Мирьям и Марта – они поняли о чём идёт речь. Потому что мы смотрим на вещи через фильтр физические наши глаза – это их брат, но Иешуа говорил пророческие вещи: Эльазар, который представлял священство сынов Израилевых умер в этот момент. И это отображало ситуацию народа Израиля. Иешуа говорит, что вся эта смерть, она не окончится поражением, она не к смерти. Это не для того, чтобы умер Израиль, это не для того, чтобы всё прекратилось и все лавры были отданы кому-то другому. Эта ситуация для того, чтобы Сын Божий принял славу и честь.
Йешуа любил Марту, её сестру и Эльазара,
И здесь мы видим уникальные вещи: Иешуа любил Эльазара и в его глазах, его имени, Он любил священство дома Израилева, и Он любил весь Израиль.6. и услышав о том, что тот болен, он оставался на месте два дня. 7. Затем он сказал талмидим: «Давайте вернёмся в Йегуду». 8. Талмидим ответили: «Раби, совсем недавно иудеяне хотели побить тебя камнями, и ты хочешь вернуться туда?»
Талмидим тоже не понимают этого. Они хотят выйти из опасности и не хотят встречаться с конфронтацией. Они хотят вести нормальный образ жизни, далёкий от сражения. Они не могут понять, что Иешуа пришел не для того, чтобы принести мир, но меч. Они не могут понять, что Иешуа – это столкновение, это преткновение, это камень, который должен быть отвергнутым строителями, тот на кого он упадет, тому не поздоровиться.
9. Йешуа ответил: «Разве в световом дне не двенадцать часов? Если человек ходит при дневном свете, он не спотыкается, потому что видит свет этого мира.
Иешуа говорит: мне нечего бояться, потому что я хожу не во тьме, я хожу во свете. Иешуа говорит о том, что у Меня есть свет, а свет – это жизнь, а жизнь — это воскресение.
11. Йешуа сказал это, а затем обратился к талмидим: «Наш друг Эльазар уснул, но я иду, чтобы разбудить его».
Эта замечательная формулировка всегда сверлит мой еврейский разум. Эльазар, хоть и умер физически, но Иешуа видит его уснувшим. Знаете, человек, который уснул – это человек, который проходит стадию какого-то небытия, забвения. Иешуа говорит: он мой друг, а я иду разбудить его.
Это уникальная пророческая картина, что на самом деле, наш народ Израиля находится в состоянии спячки. Иешуа говорит: «А Я приду» — и Он указывает на Своё пришествие, которое произойдет, «А Я приду для того, чтобы разбудить его». Это прекрасно, и мы все этого ждём. И скажу точно, что многие люди хотели бы приписать здесь смертный приговор. Здесь многим нужно было дать право, чтобы Эльазар умер и больше никогда не воскрес. Это то, что пытались прекратить народы с Израилем -похоронить Лазаря в своей могиле и забыть, что Лазарь отображает первенство сынов Израилевых, который уснул и ожидает прикосновения своего Машиаха.
39. Йешуа сказал: «Уберите камень!» Марта, сестра умершего, сказала Йешуа: «Наверное, его тело уже разлагается; ведь прошло уже четверо суток со дня смерти!»
Его уже невозможно оживить, он потерял всякую человеческую надежду на хоть какое нибудь воскрешение.
12. Талмидим сказали ему: «Господь, если он уснул, значит поправится». Эти ученики, друзья мои, это мы, те кто находится в земле Израилевой. Видим Эльазара уснувшим и понимаем, что он поправится.
13. Йешуа намекал на смерть Эльазара, но они поняли его слова буквально, что он говорил о сне. 14. Тогда Йешуа сказал им прямо: «Эльазар умер.
И кажется здесь мы должны поставить точку. Но это не конец. Это совершенно не конец. И оказалось, что в 80м году, после разрушения Иерусалимского храма и в 135м году после изгнания евреев из земли Израиля, после уничтожения миллионов, после отправления их в Галут, мы могли сказать это слово «Эльазар умер», но друзья, смотрите что говорит дальше Иешуа:
15. Но я рад за вас, что меня не было с ним, чтобы вы смогли поверить. Но теперь пойдём к нему!» 16. Тогда Тома (имя означает «близнец») сказал своим друзьям талмидим: «Да, да, пойдём и вместе с ним умрем!» 17. Когда они пришли туда, Йешуа узнал, что Эльазар пробыл в гробнице уже четыре дня. 18. Бейт-Анья же находилась в трёх километрах от Йерушалаима, 19. и многие иудеяне пришли утешить Марту и Мирьям в их горе, утрате брата. 20. И когда Марта услышала, что пришёл Йешуа, она вышла ему навстречу, а Мирьям оставалась сидеть шиву в доме. 21. Марта сказала Йешуа: «Господь, если бы ты был здесь, то мой брат не умер бы.
И тем самым Марта провозглашает одну интересную вещь: «Господь, если бы ты был здесь, то мой брат не умер бы.»
22. Но и сейчас я знаю, что всё, что попросишь у Бога, Бог даст тебе».
23. Йешуа сказал ей: «Твой брат оживёт».
Здесь есть невероятная надежда на дом Израилев, что Эльазар в его лице мы видим израильский народ, мы видим сына священника Аарона, мы видим передачу, преемственность поколений. И в то же время мы видим удивительный образ смерти, но Иешуа говорит: «Эй! Это не есть смерть.»
24. Марта сказала: «Я знаю, что он оживёт при Воскресении в Последний День».
Когда-нибудь это придёт.
25. Йешуа сказал ей: «Я — Воскресение и Жизнь! Всякий, кто поверит в меня, будет жить, даже если умрёт;
Но суть в том, что Эльазар не верил в Иешуа, Эльазар уже умер и никак не мог отобразить свою веру, потому что находился 4 дня в своей гробнице. У него не было никакого исповедания веры и не было никакого признания, что Иешуа является Его спасителем. Но он специально находится в гробнице, чтобы специально ожидать помилования и воскрешения из мертвых. Так как народы мира нуждаются в исповедании своей веры, народ Израиля в воскрешении своей веры. Это разные вещи, это разные призвания и разные понятия.
Всякий, кто поверит в меня, будет жить, даже если умрёт; 26. а всякий живущий и верящий в меня не умрёт никогда. Веришь ли ты этому?» 27. Она сказала ему: «Да, Господь, я верю, что ты Мессия, Сын Бога, приходящий в мир».
И здесь Мирьям провозглашает удивительное провозглашение о том, что Иешуа является Сыном Божиим и Мессией, приходящим в мир.
28. Сказав это, она пошла и незаметно позвала Мирьям, свою сестру: «Раби здесь, он зовёт тебя».
29. Услышав это, она вскочила и пошла к нему.
30. Йешуа ещё не вошёл в посёлок, но оставался там, где его встретила Марта,
31. когда же иудеяне, бывшие с Мирьям в доме и утешавшие её, увидели, что она быстро встала и вышла, они пошли за ней, думая, что она идёт к гробнице оплакивать там.
32. Придя туда, где был Йешуа, Мирьям упала к его ногам и сказала: «Господь, если бы ты был здесь, мой брат не умер бы».
Друзья, мы здесь прослеживаем одну интересную мысль: все они, эти герои, предполагают, что если бы Иешуа находился, удержался в этот момент, пока Лазарь был ещё жив, то ничего бы не случилось. Но друзья, неужели вы не думаете, что Иешуа спланировал этот момент. И Всевышний спланировал этот момент – довести Эльазара до крайней точки. Для чего? Чтобы при воскрешении из мертвых Слава Божия появлялась.
33. Когда Йешуа увидел её в слезах, а также плачущих иудеян, пришедших с ней, он был глубоко тронут и опечален.
34. Он сказал: «Где вы похоронили его?» Они ответили: «Господь, пойдём, покажем».
35. Йешуа заплакал,
Это отображает невероятные вещи. Неразрывную связь Иешуа с Эльазаром, который символизирует народ Израиля. Если Иешуа плакал над Эльазаром, то конечно же Он сокрушается над народом Израиля.
36. и иудеяне, бывшие рядом, сказали: «Видите, как он любил его!»
37. А некоторые из них говорили: «Он вернул зрение слепому. Разве не мог он уберечь этого человека от смерти?»
Это извечные вопросы, которые задают иудеи, наши братья любимые, драгоценные на протяжении всей нашей истории. «Если Б-г с нами, почему Он не помог нам? Почему не сохранил наш храм? Почему не сделал это? Почему не сделал то? Если Господь был с нами, Он обещал, говорил, то почему же это произошло? Почему мы 2000 лет слонялись? Почему произошёл немецкий, нацистский холокост?» Все эти извечные вопросы теребят наш ум. «Он вернул зрение слепому. Разве не мог он уберечь этого человека от смерти?»
38. И вот глубоко опечаленный, Йешуа подошёл к гробнице. Это была пещера, у входа которой лежал камень.
И вот глубоко опечаленный Иешуа подходит ко входу гробницы. Это была пещера у входа, у которой лежал камень. Заметьте, что первый камень, который был сдвинут с пещеры, это был не камень Иешуа, а камень Лазаря. Второй же камень – был камень Иешуа, Его собственной гробницы. А первый был камень Эльазара.
39. Йешуа сказал: «Уберите камень!»
Это первый намёк, на то, что Эльазар, который находится уже в гниющем состоянии, Он уже смердит, никто уже не верит, в то, что он может ожить и никто уже особенно даже и не подозревает, что что-то может изменится в этом мире.
Марта, сестра умершего, сказала Йешуа: «Наверное, его тело уже разлагается; ведь прошло уже четверо суток со дня смерти!»
40. Йешуа сказал ей: «Разве я не сказал тебе, что если будешь верить, то увидишь славу Божью?»
Здесь мы видим глубокие сомнения народа Израиля и нас мессианских верующих. Потому что Мария – верующая женщина. Она уверовала в Иешуа, назвала Его Мессией. И в любом случае она находится под страшными сомнениями. Её невозможно упрекнуть или осуждать, потому что это реальные вещи. Это не просто аллегория, сказания, истории. Это – реальное событие.
41. Тогда они отодвинули камень. Йешуа взглянул вверх и сказал: «Отец, благодарю Тебя, за то, что Ты услышал меня. 42. Сам я знаю, что Ты всегда слышишь меня, но говорю это ради людей, стоящих вокруг, чтобы они поверили тому, что Ты послал меня».
43. Сказав это, он крикнул: «Эльазар! Выйди!»
Друзья — это интересная пророческая картина. Уникальная пророческая картина – Иешуа возвращается на эту землю, и Он говорит: «Ты всегда слышишь мои молитвы или всегда Ты отвечаешь на мои молитвы». но говорю это ради людей, стоящих вокруг, чтобы они поверили тому, что Ты послал меня». 43. Сказав это, он крикнул: «Эльазар! Выйди!» 44. Умерший вышел, его руки и ноги были перевязаны полотняными бинтами, а лицо обвито куском материи. Йешуа сказал: «Развяжите его, и пусть идёт!»
Вы знаете, во что заворачивают в Израиле умерших.
Мы сегодня читали парашат шавуа, Она называется Вайэра. Как называется событие при которой Авраам несет Ицхака и там он его связывает. Как? Акидат Ицхак. Что такое Акида — Связывание. Потому что Авраам связал Ицхака. И вот это связывание называется Акида. А здесь мы видим Иешуа развязывает Эльазара и говорит: «Развяжите его!.»
Мы читаем в Евангелии: «Что свяжете. И что развяжете..» Потому что связывание это Акида, которое отправляет нас в книгу Бытие, а развязывание – это Геула, это спасение народа Израиля. Связывание – это Галут, рабство. Развязывание – это Избавление.
Йешуа сказал: «Развяжите его, и он пусть идёт!»
45. При этом многие иудеяне, пришедшие в гости к Мирьям и видевшие, что сделал Йешуа, поверили в него.
Иудеи увидели, что произошло с Эльазаром. Они увидели, что происходит вместо Акида – происходит Геула, вместо рабства происходит свобода. Он развязывает того, кто был связан. Само действие – развязывание связанного называется Спасением. Они увидели Спасение народа Израиля и уверовали в него. Это уникальный образ, который говорит нам о народе Израиля. Я Вам скажу, что эта геула уже наступает и наступила уже духовно! Потому что 70 лет мы находимся здесь и уже мы в ожидании этого избавления. И мы можем каждый день теперь ожидать, что Иешуа вернётся на эту землю и скажет: Эльазар выйди! И никто не будет верить, что вообще возможно такое. Я Вам скажу что все иудеи по всей земле сокрушают свои сердца и молятся о приходе Машиаха. Иешуа говорит: когда развяжут Эльазара, тогда и уверуют. И всё это совершенно: и смерть Эльазара, и его захоронение, 4 дня он смердит и неверие народа, и слёзы, и плач, и Холокост, и 2000 летнее изгнание, и ненависть и всевозможные наши приключения, и отвержение… И вся это наша большая шива, наша большая трагедия, наш большой галут приводит нас к тому, что Эльазар выходит из гроба. Иешуа говорит: «развяжите его». Его развязывают и он живёт ещё своей жизнью.
И помните даже была ситуация, где Иешуа пришёл в дом и там был Лазарь, которого Он воскресил. Это уникальное событие, которое вселяет в меня огромную надежду, на то, что мы вошли в эти времена, когда это спасение может произойти каждый день. Сейчас идёт подготовительный процесс: что скажет Мирьям, что ответят иудеи, что ответит этот, что будет говорить тот… Сейчас идёт подготовительный процесс, потому что ситуация должна быть настолько безвыходной и кажущаяся настолько неизбежна, что никто не может представлять, что Эльазара можно развязать.
Всю эту ситуацию, её планирует Всевышний. Весь этот план с Эльазаром для того, чтобы привести его в спасение. Это уникальное событие. Когда Эльазар будет развязан и спасен. Когда произойдет геула – ам Исраэль, тогда будет великое пробуждение в народах мира. Тогда слава Адоная спустится на эту землю и народы начнут воссоединяться с Господом. Они начнут приходить к нему. И исламские народы, страны третьего мира, Китай -все, друзья мои, на земле, потому что Иешуа не может пойти на своё шествие в Иерусалим, пока Он не совершит событие в Бейт Ани. Бейт Ания предшествует Его входу в Иерушалаим. Понимаете? По дороге в Иерусалим Он зашёл воскресить Лазаря. Потом, когда Он всё совершил, Ему кричали – «Хошанна, Хошанна» — благословен Грядущий. И это показывает цепь событий. Народы мира не могут провозгласить и спастись до того момента, пока Иешуа не зайдет в Бейт Анию – дом нищих и страждущих. Этим домом нищих и страждущих является наше духовное состояние народа Израиля. Мы не скрываем это. Мы не говорим, что находимся на вершине духовной жизни. Со всеми успехами в нашей жизни, мы находимся в этом духовном сне, от которого нас пробудит Машиах в эти последние времена.
Об этом не говорю я, об этом говорят все. Сами мудрецы Торы, на протяжении всех веков учили, что пока не придет Машиах, сыны Израилевы будут находится в тени и даже в тени смертной тени. Но потом придёт Машиах, и Он выведет народ Израиля. Соберёт всех изгнанных и призовёт все народы служить Ему в силе и в правде. Аминь.