Друзья мы поговорим сегодня о шести простых ценностях Шабата. Важные вещи, которые важно озвучивать на весь мир, которые важно знать всем верующим, особенно христианам. Важно понимать, что они являются не потомками нового дня -воскресенья, а являются всё теми же хранителями субботы.
В первый день был создан свет, и он был отделён от тьмы. Со второго по шестой день был создан весь материальный мир, включая человека и небесные тела и т.д.
Наконец на седьмой день было создано нечто нематериальное, не являющееся частью бытия. Имя ему – Шабат. Если вы читаете книгу Бытия, вы видите – в первый день Б-г создал землю, во второй … А в седьмой день что создал? Ничего не создал, отдыхал. Так это же просто выброшенное время. Что значит отдыхал? Можно было сотворить небоскребы, но Господь творит нечто нематериальное, не являющееся частью этого мира, Он творит Шабат.
Бытие 2:3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал
Суть Шабата не в том, что Всевышний, создав за шесть дней реальный мир нуждался в отдыхе. Но это же не человек, чтобы отдыхать. Дело не просто в отсутствии работы в Шабат, а в том, что в седьмой день творения в Шабат бытие получило дополнительную реальность. Этой реальности никогда не существовало и к бытию, материальному миру было добавлено нечто ценное, некое измерение под названием святость. Здесь написано – освятил. Мы понимаем, что слово освятил на иврите – это так же отделил. Почему освятил и отделил одинаково звучат и одинаково понимаются, потому невозможно не освятить что-то не отделив это. И когда ты отделяешь что-то, то ты освящаешь это.
Если у тебя есть чашка, из которой пьёшь только ты, то эта чашка отделена, и она освящена, то есть она особо оберегается тобой. Вот это особое представление Шабата является его освящением. Некая новая реальность была создана Всевышним на этой земле, помимо шести дней творения. Это реальность Шабата. Люди, которые не понимают реальность шабата, практически никак не могут войти в новую реальность. Поэтому Всевышний, для того чтобы создать для нас реальность Царства, утверждает для нас реальность Шабата.
Шабат освящен не человеком, а Б-гом и из этого вытекает абсолютная независимость Шабата от людей, его соблюдающих. Святость Шабата, его онтологична, сущностна, объективна и независима от понимания человека. Не человек создал Шабат и Шабат не зависит от человека. Иными словами, если ты не понимаешь – Шабат всё равно есть. Если ты не охраняешь Шабат – это не значит, что он перестал существовать. Он всё равно есть. Не человек создал Шабат. Это Всевышний создал Шабат для человека. В этом есть огромный большой принцип.
Все другие праздники так или иначе связаны с конкретным освященным объектом. Например: Песах связан с мацой, Суккот с четырьмя растениями, Новый год – с шофаром в который трубят – день труб. Но не существует никакого реального объекта, символизирующего шабат. Все свечи, халы – это всё прибавлено потом, в процессе нашей истории. Шабат сотворён голым, он сотворён без какого-либо материального вклада. Он зависит только от поведения человека. Через него идея святости человека освящает, то есть придаёт шабату смысл. Иными словами, шабат существует без человека, но через шабат человек входит в определённую реальность святости и практически через шабат святость человека поднимается на новый уровень. Заповедь соблюдения шабата направлена на то, чтобы воплотить духовные ценности, заложенные в самой идее шабата – это выявить духовный потенциал человека. По существу, в заповеди проектируется модель сотворения мира. За шесть был сотворён мир, а на седьмой день миру была дана душа. Как человеку была дана душа.
Бытие 2:7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
Так земля за шесть дней была сотворена из материи. Но земля была бездушна. И тогда в седьмой день Господь вдохнул в неё шабат и шабат оживил творение. И таким образом шабат заключил все дни творения в живую цепочку. Поэтому, когда дьяволу удалось вытащить шабат у этого мира, Вселенная потеряла своё центровое назначение и всё превратилось в суету. Иными словами, каждый день стал днём работы. Люди утратили понимание отдыха и понимание святости.
Исход 20:8-11 8 Помни день субботний, чтобы святить его; 9 шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, 10 а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; 11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Генрих Гейн, был такой еврей, обратившийся к Иешуа, описал шабат, в который пёс превращается в принца, нищий в счастливого, а раб в свободного человека. Иными словами, шабат выводит человека на новый уровень перед лицом Всевышнего. Шесть дней раб является рабом, господин -господином, пёс -псом, нищий -нищим. Только в йом шабат все уравниваются, как в бане. Когда ты приходишь в баню, ты не видишь кто это – богатый или бедный – нет на нём ни костюма, ни галстука, ни туфлей за 1000 баксов, ни перстня. Всё снял. Почему? Потому что идёт арум -голый.
Так и в шабат – шабат уравнивает всех, всех представляя перед Всевышним равными. Один день в неделю раб становился на один уровень с господином, нищий становился на один уровень с богатым, бедный становился счастливым и даже пёс чувствовал себя прекрасно. И пришелец чувствовал себя коренным жителем. Даже скот – коровы, волы, быки, хомячки – все должны отдыхать в шабат. Потому что шабат для всего творения, а не только для человека.
Представьте, если бы человек отдыхал, а вол пахал и таким образом использовалось бы что-то и нарушалась бы эта гармония, не было бы равенства. Мы только сегодня пришли к пониманию демократии. Равенство понятий, равенство полов, равенство позиций, слова – свободы это и то. Сегодня мы только доходим до откровения демократии. А ведь в Торе дано равенство. Немного другим путём. Шабат выводит всех на одну благословенную линию. Все равны перед Б-гом. Это очень важно!
Исход 31:13 13 скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас;
«Когда упоминается слово соблюдайте – иврит говорит так: тишмеру – охраняйте субботу Мою, храните субботу Мою. Не позвольте похитить субботу Мою». То есть человек является хранителем субботы. Почему он хранит субботу? Потому что, храня субботу, мы храним откровение, что именно Творец создал этот мир. Мы храним откровение, что именно Он заложил в этот мир основы всего. Если мы выведим субботу – мы выведим само понимание, что Всевышний является ответственным за этот мир. Охраняя субботу, храня её в целостном состоянии, мы практически храним откровение о том, что человек находится под Б-гом, Б-г находится над человеком, материя находится под Всевышним, а Всевышний находится над всем. Иными словами, суббота несёт огромнейший смысл. Если мы начнём копаться в этом смысле, то мы практически увидим, что без шабата мы обделяем этот мир, крадём у этого мира само откровение о том, что именно Б-г создал всё.
Исход 31:13 13 скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас;
Во -первых храните, охраняйте, оберегайте субботу. Не давайте её похитить. Храните её не только от осквернения, от суеты, храните её как откровение. Это заповедь народу Израиля. Поэтому народ Израиля, не важно, где он был и как он существовал – в концлагерях, в гетто, в разных местах…. Отличительная черта – это шабат. Охраняли шабат всегда, сохраняли его, хранили его от растления.
Заметьте, что самое первое с чего началась теория замещения, истребление практически еврейского откровения – это замена шабата на воскресенье. Sunday – день солнца. И когда удалось заменить шабат день Господень на другой день, практически были выведены, целые концепции откровения удалены и убраны от человека. И сегодня на нас лежит ответственность возвратить оригинальный смысл шабата и сохранять шабат не только от осквернения, но также от изменения, чтобы шабат остался тем днём, который он есть. И это знамение – это знак (од – на ивр) знамение между Мною и вами. Вы понимаете, что такое знак? Это значит у Всевышнего есть отметина, которой он видит человека и если этой отметины нет, то Он не знает ты Его или нет. Это знак между Мною и вами в роды ваши. Это единственный знак в Писании? Нет это не единственный знак.Допустим обрезание – брит мила. Это тоже знак, знамение. Есть несколько знаков, который отделяют народ Израиля от всех других народов. И один из этих знаков – это шабат. И потому как народ Израиля будет беречь шабат, это будет их отличительным знаком для Всевышнего. ибо это — знамение между Мною и вами. И когда убрали этот знак от верующих, то практически верующие в кого они превратились? У них пропал знак. Нет больше знамения. В этом вся идея. Все люди равны. Все работают шесть дней, пашут – никто ничего не знает. Вдруг в седьмой день у некоторых людей выявляется знак. Что они делают в седьмой день? Ищут Господа. Вот он знак, который вдруг падает на их чело. Знак, который ложится на их души, на их жизни. Видит Господь этот знак и говорит – это знак между Мной и вами. Я вижу вас, что вы отделяете этот день и понимаете его и таким образом вы принадлежите Мне.
Смотрите, что Гирш говорит – один из влиятельных раввинов 18го столетия. Он говорит так: здесь говорится не о шабате вообще, потому что шабаты здесь в множественном числе: Исход 31:13 13 скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте в множественном числе. Здесь не говорится о шабате, как о таковом, а о шабатах.
Потому что каждый, вступающий в историю шабата вновь и вновь поручают нам на хранение. Шабаты доверены народу Израиля на хранение. Это как Б-жественная святость. Каждый шабат заново напоминает нам о нашей обязанности по отношении к нему и требует от нас, чтобы мы посвящали все силы к исполнению нашей обязанности быть хранителями шабатов.
Это не так, что я в этот шабат молился. А в следующий шабат – нет. Это значит, что все шабаты мы храним. И когда мы храним шабаты – шабаты хранят нас. И тогда мы не можем понять кто кого хранит больше: мы шабат или шабат нас. знамение между Мною и вами – именно по этому знаку Б-г узнаёт нас. А мы в свою очередь признаём Б-га в соответствии с идеалами, которыми этот знак символизирует.
Великое открытие Танаха в идее всеобщего равенства людей перед Б-гом Тора находит способ внести в текущий ритм недели один день, в котором все равны и равны именно тем, что не ведут в этот день будничной жизни. Воздержание от работы устраняет социальные различия. Человек освобождается в шабат от своей общественной функции. Пришёл шабат, пришёл покой, пришло равенство.
Я всегда выступаю за то, чтобы в шабат в Израиле всё было закрыто. Ненавязчиво, не силой, не давлением, образованием. Я считаю, что правильно чтобы человек отдыхал, правильно, чтобы всё отдыхало, чтобы перед Всевышним в один день замирало всё творение. Но просто делается у нас через силу, а нам нужно это всё делать через образование, через учение, наставление. Поэтому идея, при которой всё усреднено и потеряло назначение – оно чуждо еврейскому народу, потому что есть понимание шабата и понимание будних дней. Я думаю, что абсурдно говорить так, что «у меня каждый день шабат». Это неправильно, это всё равно, что сказать: «у меня десятина – это все деньги». Господь не требует от тебя все деньги. Он говорит: десятую часть посвяти Мне. Не надо быть гипер – духовным, супер -одарённым, чтобы сказать: нет, не десятину буду давать Тебе, а семидесятину». И выложил ты все деньги в пожертвование и остался ты ни с чем, и ты думаешь: «какой я жертвенный, все отдал.» Господь говорит: Я тебя об этом не просил. Я хотел 10%. Если вы возьмете от всех дней недели, то получится один день – шабат.
Исход 20:10 а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; 11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Мне часто задают вопрос: а что в субботний день можно стирать? Я говорю – можно стирать, гладить, можно делать всё. Потому что мы не понимаем слово млаха. Млаха — производная работа, творческая деятельность, которая полностью забирает тебя. Это не машинальное действие при необходимости, а это творческое действие при сотворении. Млаха – это нельзя творить. Не просто – я хочу это сделать, но в субботу мне нельзя. Хочу поесть, но разогреть не знаю как. В раввинистический идеологии, в алахот уже много придумали, нагородили столько в шабат, что шабат стал тяжелым бременем. Уже не знаем, как его начать и поскорее его закончить. Но идея шабата была не такой. Это был праздник, это была радость! Это был отдых от повседневных тяжестей. Если среди недели моя голова всегда забита – как что произвести и я встаю в 6 утра, чтобы к 7ми идти на работу, то в шабат я свободен от творения, от творчества. Мой разум отдыхает, моё сердце отдыхает, тело отдыхает, собака отдыхает, раб отдыхает и пришелец, если прилетел – тоже отдыхает. Равенство было бы прекрасным.
С феноменологической точки зрения — шабат изобретение сугубо еврейской мысли. Идея шабата не появляется нигде, кроме Танаха. Великим народам древности она была непонятна. Например, римляне и греки считали отдых в шабат – это пустая трата времени. Известно изречение одного из величайших мудрецов древнего Рима о том, что «евреи напрасно теряют рабочий день, зажигают свечи, когда божества не нуждаются в свете.»
Чем больше ты работаешь, тем больше у тебя денег, чем больше у тебя – тем лучше ты живёшь. Это – идея языческая.
Идею, которую закладывает Господь, она совершенно другая. Идея шабата была всегда чужда, не понятна. Изобретение сугубо еврейской мысли.
Евреям 4:9 9 Посему для народа Божия еще остается субботство. 10. Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.
«Ле ам Элохим» христианам этот вопрос. Несмотря на то, что это послание написано к евреям, вы являетесь народом Б-жим или нет? Если вы являетесь народом Б-жим, то здесь написано черным по белому: вам остаётся шабат. И на иврите прекрасно это звучит:
עבר 4:9: «9 עַל־כֵּן נִשְׁאֲרָה עוֹד מְצוות שַׁבָּת לְעַם אֱלֹהִים׃
Мицват Шабат-заповедь Шабата
Шабат входит в неприкосновенную ценность, которая не только подчинена охране, но и охраняет нас всех. Поэтому одной из проблем, по которой народ Израиля изгонялся из своей земли – это то, когда они теряли откровение о шабате.
И здесь не вопрос – нажимать кнопку в лифте или нет и прочее. У нас слишком примитивный взгляд на шабат. Шабат – уникальная вещь.
Итак, шесть простых ценностей шабата:
- Шабат – это отдых. Это остров спокойствия в круговороте всех хлопот.
- Шабат – это осознание. В шабат мы вспоминаем, что не можем делать с миром всё, что нам заблагорассудится, поскольку он не принадлежит нам, а является творением Всевышнего. В шабат мы вспоминаем, что Б-г вывел нас из Египта и повелел нам никогда не быть рабами земных хозяев. Наша работа, финансы, материальные занятия – это лишь только инструменты, средства достижения нашей Б-жественной цели, но не властители нашей жизни.
Мы не призваны быть материалистами, мы не призваны смотреть на материю, как на смысл нашей жизни. Всё, что есть в нашей жизни, все материальные занятия в шабат теряют свою ценность и наш внутренний духовный человек начинает тянуться к Всевышнему и мы вспоминаем, что мы – Его творение.
- Шабат – самоидентификация Израиля. Шабат -невеста Израиля. Нет Израиля без шабата и нет шабата без евреев. Это аксиома. Никуда ни выкинь, никуда ни день. Неразлучная наша невеста с еврейским народом. Это один из самых лучших путей проявить наше еврейство и передать его нашим детям. Мы остались верными шабату в любых странах, культурах, обстоятельствах, в течение всей нашей 4000летней истории и в славные дни Соломона, и в черные дни инквизиции. Эта преданность в свою очередь явилась средством сохранения нашей идентификации. Словами одного из очень выдающегося еврейского автора даже больше, чем евреи хранили субботу – суббота хранила евреев. Когда евреи забывали кто они есть -суббота напоминала кто они есть. И если суббота не напоминала кто они есть, то в субботу соседи обязательно напоминали кто они есть. Евреи, которые хотели избежать и выкинуть ее из своей жизни – соседи в Германии, Польше, Англии с удовольствием напоминали – «Еврейский друг пришла шабат, ты куда работать пошёл, назад! Мы то знаем, что ты хочешь быть как все, но не получится, потому что это твоё. И когда ты хочешь стать как мы, то мы напомним, что ты не можешь стать как мы. Ты должен быть тем, кто ты есть.» Шабат – важная система самоидентификации народа Израиля.
- Шабат – это наслаждение. Это вкусная трапеза, роскошный стол, мерцание свечей, которое говорит о свете, сладкое пение, служение в наших общинах. В шабат душа и тело вознесены на более высокую, духовную ступень. Наслаждение субботой – это не только пища, это духовная, божественная реальность. Это есть заповедь божественное даяние. Когда мы охраняем шабат, возвышаясь к Всевышнему, то практически мы исполняем заповедь служения Ему.
- Шабат – это духовность. Шабат – душа всей недели, идея, оживляющая её и задающая ей направление. Соблюдение шабата обеспечивает благословение Всевышнего на успех в течение всей недели и наделяет целесообразностью и смыслом наше повседневное существование. Раньше не было календарей и люди отсчитывали дни от восхода до заката шесть раз и на седьмой день они отдыхали. Шабат придаёт значение всем дням и благословляет все остальные шесть дней. Как десятина благословляет все 90%, так один день отделённый для Всевышнего благословляет все остальные шесть дней. Человек, который не отдыхает в седьмой день, не способен работать шесть дней. Человек, который работает шесть дней, обязательно нуждается в покое и отдыхе. Всевышний всё это задумал очень простым образом, чтобы вывести наше сердце от суеты и поднять наши глаза на небо.
- Шабат — вкус грядущего мира или вечности. В то время не будет ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества. Всё будет в изобилии -самые изысканные яства будут доступны, как пыль. Все устремления мира будут лишь к тому, чтобы познать Б-га. Пророки и мудрецы Израиля описывали эру избавления — седьмое тысячелетие, которое будет конечной реализацией исполнения 6000 летней истории исполнения человеческие усилия превратить этот мир в жилище Б-гу. Каждую неделю шабат даёт почувствовать вкус этого будущего мира. 6 дней – 6000 лет творения мы живём сегодня в 5… год. Когда наступит 7… -придёт конец всему. В шабате очень простая цикличность. Вообще еврейская жизнь существует по циклам, по кругам. У нас есть недельный цикл, месячный, годовой циклы. У нас есть семилетний цикл и есть 50- летний цикл. Все эти циклы говорят о том, что человек, выходя из точки А, возвращается в точку А, делая круг. А не так прямолинейно- начал в точке А и пошёл прямо, забыв то что у него есть и думает, что только там он начал свой путь. Нет, мы начинаем в Песах и возвращаемся к Песаху. Начинаем в Шавуот и возвращаемся к Шавуоту. Делаем круг. Начинаем в шабат, идём шесть дней и снова приходим в шабат. Семь лет – нас есть седьмины. На седьмой год бах – отдыхают все поля. Есть пятидесятилетие – семь седмиц. Очень важные сезоны. Сегодня современный человек не задумывается о них. Но всё это прописано в Торе и я не думаю что хоть одно слово является лишним, ненужным, забыты, отменным. Я считаю, что всё что написано в слове Б-жем вечно.
Писание говорит – это меч обоюдоострый, который разделяет душу от духа. Судит помышления и намерения сердца и ничего не сокрыто перед Ним. Это слово Б-жие. Кем является Иешуа в книге Откровения? Мем ра -Слово Всевышнего.
Откровение 19:13 Кровью было обагрено одеяние Его и дано было имя Ему: «Слово Божие».
Двар Элохим – это Тора, друзья. Это каждая буква Священного Писания. Я верю, что шабат является ключевым, центральным назначением не только для народа Израиля, но для любого верующего человека, который присоседился к Б-гу Авраама, Исаака, Иакова.
Исайя 58:13 Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой,
Смотрите у Б-га есть святой день!
и будешь называть субботу отрадою, отрада – это значит счастье
святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — 14 то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.
Христиане говорят, что пришёл Иисус и на кресте отменил субботу. Как такое можно отменить? Это же счастье сплошное. Я возведу тебя на высоты земли… Не представляю, чтобы Иешуа в субботу шёл работать, стал делать свои обычные дела. Я представляю Господа Иешуа правоверным иудеем, который оберегал шабат.
Иешуа споря фарисеями вывел один очень важный принцип: суббота существует для человека, а не человек существует для субботы. Вся Тора, все заповеди, всё Писание и Он сам пришёл для человека. Это очень важный принцип. Поэтому, когда мы делаем субботу тяжелой для человека мы лишаем человека смысла. Суббота должны быть легкой для человека. Суббота должна быть для человека, а не против человека. Человек должен быть над субботой, а не суббота должна быть над человеком. Когда человек находится над субботой, суббота служит человеку. Иешуа говорит: если овца упадёт в яму, разве ты не поднимешь её? Конечно поднимешь. Иными словами, нарушишь субботу. А можно ли творить добро в шабат? Конечно можно. Оказывается, шабат и создан для того, чтобы творить добро.
Я живу в Ашкелоне, вот что я вижу в пятницу вечером. Я вижу, что неизвестно откуда приезжает огромное количество машин и они ночуют друг у друга дома с пятницы на субботу не едут домой, потому что всю пятницу у них кабалат шабат -они поют, кушают, говорят допоздна, размышляют отдыхают, все стоянки забиты, негде продохнуть. Никто не конфликтует, не кричит. Все понимают, что шабат и приехали все родственники. Шабат -важный день для того, чтобы собирать семью.
И это седьмой и очень важный принцип – шабат существует для семьи. Все праздники Адоная -они существуют для нашего дома, для семьи. Семья является ключевым понятием и в шабат очень важно собрать весь дом вместе, поставить главу семьи папу, детей, сесть и поразмышлять о вещах жизненных о том, что было на неделе -поговорить, пообщаться, благословить Господа, поесть, попить. Это очень важно и это объединяет всех. Статистика говорит, то сегодня родители и дети разбросаны по разным краям. Они соединяются только на дни рождения, на новый год. Шабат – это день, который объединяет семью и в том нужно определенное воспитание, образование, усилие. Начинать это воспитание нужно с молодых ногтей, с маленьких детей, когда это входит с детьми в философию жизни, шабат становится не чем-то тяжелым, а мы пытаемся увидеть в шабате настоящий духовный смысл, который является для нас благословением, а не бременем. Аминь.