Исход 6:3 Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с {именем} «Бог Всемогущий», а с именем {Моим} «Господь» не открылся им;
Когда мы читаем это, то для русскоязычного человека – нет большой разницы между Б-г Всемогущий и между Господь и между Б-г сильный, Б-г славный, Всевышний – у нас нет никакой разницы в названиях, потому что мы не олицетворяем названия и титулы одновременно. Для человека, не понимающего иврит – все имена Б-га это просто титулы Всевышнего. Но из-за того, что мы далеки от пониманий мы не до конца не понимаем что Всевышний хочет объяснить здесь Моисею и почему Аврааму, Ицхаку и Иакову Б-г открывался как Эль Шаддай Б-г Всемогущий, А вот как יְהוָה переводится как Господь, а на самом деле никто не знает точно. Есть 70 значений перевода слова יְהוָה — этим именем Он ещё не был открыт. Три человека связывают судьбу народа Израиля: Авраам, Ицхак, Иаков. К этим трём людям Я открывался как Эль Шаддай. Слово Эль Шаддай можно переводить по-разному.
Слово довольно или достаточно – на иврите דַּי. Б-г в котором всё достаточно и в котором есть всё довольно для жизни человека. Если мы хотим перевести Эль Шаддай – мы не можем перевести его как Б-г Всемогущий и утвердить это значение. Но мы можем посмотреть на это значение, как Всевышний, в котором есть всё необходимое на этот момент. И вот с этим именем Всевышний открывался Аврааму, Ицхаку, Иакову.
Теперь если мы посмотрим дальше и посмотрим на слово: יְהוָהто мы тоже не можем понять значение этого слова, потому что аббревиатура – она очень сложная и состоит из трёх временных рамок: был, есть и будет.
Иными словами, то, что объясняет Всевышний Моисею это следующая картина: Я открывался Аврааму, Ицхаку и Иакову, как тот, кто восполняет всякую нужду сегодня. Но как тот, который БЫЛ, ЕСТЬ И БУДЕТ и у которого есть план не только на сегодня, но и на будущее Я никогда ещё не открывался. Хотя это имя יְהוָהоно показывалось в Библии уже не один раз. Много раз упоминается, что Всевышний обращается к Аврааму, Ицхаку и Иакову и упоминается именно это словоיְהוָה
Но понять значение, как Всевышний открывает себя на Авраам, ни Ицхак, ни Иаков понять не могли.
Интересно, что когда мы читаем в Псалме 102:7 Давид описывает интересную картину
Псалом 102:7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои.
Иными словами, Моисей понимает пути Всевышнего, а израильтяне понимают только Его дела. Какие дела: есть манна, есть огонь, есть перепела, есть чудеса – конкретные вещи сегодня. А Моисей видит дальше. Он понимает, что есть пути. Весь мир делится на два: люди, которые понимают дела и люди, которые понимают пути. Сейчас я попытаюсь объяснить, потому что это очень важное судьбоносное понятие, которое отражает и проливает свет вообще на характер нашего путешествия с Б-гом. Йешуа приходит на эту землю, и Он начинает исцелять больных, изгонять бесов. И люди от радости бросаются к Нему, потому что в данный конкретный момент Йешуа творит великие чудеса. Они не дают ему прохода и куда бы Он не приходил толпы людей следуют за Ним. Калеки кричат: Сын Давидов, помилуй меня! Женщина с кровотечением кидается к Нему. Там толпы людей, Его теснят. Потому что Он приходит как Эль Шаддай – Б-г, восполняющий всякую нужду. Он восполняет эту нужду. Он приходит домой и здесь столько людей. Люди разбирают крышу, потому что не могут войти и больного спускают на носилках через крышу. Мало того, что в твой дом набралось людей. Ещё и дом сломали и спускают эти носилки. И видя веру их Йешуа говорит больному: встань, иди! Кажется, у Петра зашкаливает радость. Он говорит: «Вот мы дождались Машиаха. Мы Его дождались, наконец-то Он пришёл. Он исцелит всех больных, прокаженных, бесноватых освободит. В конечном итоге мы наберём огромный масштаб. Мы будем сильнее, чем саддукейская партия, мы выиграем на выборах и в конечном итоге сбросим с себя иго римлян.».
И в таком воодушевлении мы следуем по Евангелиям, пока мы не приходим к следующему отрывку: Йешуа говорит своим ученикам, что время Его земного пути – оно очень короткое и что Он пойдет в Иерусалим и будет предан в руки язычников. И Он умрёт. И когда ученики это слышат — них происходит стресс. Потому что только всё наладилось и масштаб пошёл и количество повалило и пожертвования начали приходить, а здесь всё меняется. И вместо того, чтобы развивать нашу деноминацию и выходить на новый уровень служения – открыть радио, телевидение, спасать всех вокруг. Йешуа останавливает это развитие и сворачивает в какой-то безумный путь. Родители пришли, чтобы Его остановить, но Он сказал: идите, у Меня есть свои все, кто слушает Меня – мне и мать, и сестра, и отец, и мои родственники. Йешуа находится в таком состоянии – никто не может Его понять. Кульминация Его «безумия» — он проповедует: «Кто будет пить Мою кровь».
Мы понимаем, что кровь по закону Моисея нельзя употреблять. Это запрет 100%. Поэтому всегда в шхите, кошерное – сливают кровь и выделяют её из тела. Йешуа говорит: «Кто будет пить Мою кровь будет иметь жизнь.» И здесь это было последней каплей откровения, в которой люди говорят: «Мы уже поняли, что ты совсем сума сошёл. Мы то думали, что ты…Лучше бы ты продолжал исцелять больных, изгонять бесов и восполнять наши нужды, чем ты начинаешь проповедовать какие-то страшные странные идеи.» И люди оставляют Его.
И оставляют Его 70 учеников и 12 с трудом справляются с искушением. И в конечном итоге мы видим, что Йешуа остаётся один. Один в Гефсиманском саду, плачет и только ангел с неба пришёл, чтобы утешать Его, потому что все талмидим Его спали.
И кажется, если бы Йешуа действовал бы как Эль Шаддай – выполнитель наших нужд, отвечающий на наши проблемы. Так мы представляем своего Б-га и так проповедуем. В современном христианском сообществе люди воспринимают Б-га именно таким: Б- г, который сейчас творит чудеса. Поэтому «Все больные – быстро выстроились в строй, все бесноватые – быстро вышли, все прокажённые – быстро прибежали, все у кого есть проблемы – быстро пришли. Сейчас будем творить чудеса.» И вот творим, творим чудеса. И дела знаем, а пути не понимаем. Дела знаем, а больше понять – перейти на следующий уровень мы не можем. Мы не понимаем пути.
По этой причине, все кто сконцентрированы на Эль Шаддай – на восполнителе проблем и нужд, в принципе сконцентрированы правильно. Но недостаточно правильно для того, чтобы иметь полноту. Поэтому многие кто исцелялись снова возвращались к болезням. Многие, кому становилось легче и наполнялись Святым Духом – возвращались опять в плоть. И постоянно если мы воспринимаем веру, как путешествие к делам Б-жиим, то я Вам скажу — мы всё время будем находиться на поверхности. Потому что у нас проблем много. Б-г Всемогущий. Мы можем сконцентрировать свою веру на решении проблем, но это настолько мелко и примитивно. Это практически то, чем занимались язычники – они приходили к своим богам, чтобы решить свои проблемы.
У тебя не беременеет жена? Есть бог плодородия. Нет дождей на твоём поле? Есть боги дождей. Есть война с врагами? Есть боги войны. Есть ещё проблемы? Есть такие-то боги. Надо правильную методику, для того чтобы правильно соединяться с данными богами и одерживать правильную победу. В принципе люди точно так же подходят к Б-гу. Они воспринимают Всевышнего точно таким же образом. У меня есть конкретные проблемы – я нуждаюсь в деньгах. Зачем я стал верующим? Чтобы они у меня появились.
Для нашего мышления мы часто не понимаем, что объяснил здесь Всевышний Моисею. Почему израильтяне знали дела, а Моисей знал пути. Что есть יְהוָהв итории нашей жизни. Эль Шаддай – тот, кто восполняет наши нужды, это прекрасно. Есть периоды, в которые Б-г действительно восполняет наши нужды. Но есть периоды, когда не восполняет, когда не работает, когда болеют, когда умирают, когда происходят страшные вещи. Недавно упал самолет в Кубе. 20 пасторов погибло. Майлс Монро – известный проповедник последнего столетия погиб в катастрофе. Люди смотрят на всё это и у них не получается в той конструкции, в которой мы хотим создать. А где же Б-г, который восполняет все проблемы? Как же Он не уберёг нас от этих ужасных вещей? И если с такими великими происходит нечто подобное, так как же нам надеяться, что с нами не произойдет. Здесь происходит когнитивный диссонанс. С одной стороны, мы понимаем Б-га, как решающего наши проблемы. А с другой стороны, смотрим на людей, которые от тех же проблем погибли. Здесь мы не понимаем, но оказывается, что Б-г Он многогранный. Он не только отвечает на нужды сейчас. У него есть план и на будущее.
Многие евреи, которые пытаются осознать катастрофу, которая произошла в этом столетии – Холокост. Они не могут понять, как Б-г, который называет Израиль своим первенцем, сыном, избранным, дитём. Как же Он допускает такие страшные страдания? Если мы начнём углубляться и думать об этом – мы не найдём ответа. Если мы размышляем только с конструкции Эль Шаддай -Б-г Всемогущий.
Потому то с конструкцией -Б-г восполняющий мою нужду, эти исторические процессы не умещаются. Мы не можем их понять. Мы не можем понять почему происходят страдания в этом мире, если Б-г восполняет нужду. Почему происходят эти вещи, если Б-г восполняет нужду? Почему происходят эти события? И поэтому происходят другие теологические ответвления, которые говорят: у тебя веры недостаточно, прабабушка проклята, у тебя семейные хронические проклятия, которые тянутся и поэтому их надо связывать где-то в тех поколениях. Мы находим какие-то отговорки, потому что наша зацикленная вера зациклилась и застряла только на одном понимании имени Всевышнего – Б-г решает все мои проблемы. Это и есть та волшебная кнопка, сев на которую очень легко путешествовать по этой жизни. Но иногда кнопка не работает. И здесь Господь говорит Моисею: Моисей, а Я открою тебе также не то, что происходит сейчас, יְהוָה– то ЧТО БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ. Здесь мы переходим на новый уровень. Оказывается, жизнь верующего человека не состоит в решении конкретных проблем. Сегодня проблемы решены. А жизнь верующего человека устремляется через прошлое, настоящее, будущее. Если мы понимаем Б-га как только восполняющего нашу нужду, мы не можем понять ап. Павла, который страдал ради веры и в конечном итоге его убили. В чём же тут благословение когда тебя убивают?
Мы знаем, что благословение – это когда ты умираешь в старости, окруженный правнуками. А когда римляне, язычники закалывают тебя и бросают тебя на съедение зверям – мы не воспринимаем это как благословение, потому что это не умещается, как Б-г восполняющий нужду. Это умещается, только в יְהוָה, Он смотрит не только на настоящее, но и в будущее. Только в этой проекции будущего мы можем видеть весь план Всевышнего. Мы можем видеть, что именно из-за будущего происходят сегодняшние страдания многих людей. Потому что сегодняшние страдания открывают двери на будущие благословения. И если мы не воспринимаем это таким образом – мы не можем понять, что происходит с нами. Йешуа страдает и умирает на кресте и это страшное поражение с точки зрения благословения здесь. Но Он умирает на кресте, для того чтобы открыть в будущем какую – то важную дверь на небе для Спасения. Он приносит своё настоящее, чтобы увидеть благословение в будущем. В этом заложена величайшая мудрость Всевышнего. Народ Израиля по обетованиям быть народом Б-жиим должен был всегда находиться только в славе и в скинии, в храме. Но судьбой было выбрано ему так, что он проходил и через Египет, через Вавилон, греков, римлян… И человек, который не понимает будущего давно б уже оставил веру. Потому что не видит её в настоящем. Настоящая вера, она воспринимается не только когда что-то происходит сегодня, а когда ты смотришь на будущее. Это очень важный родитель понимает это. Когда он страдает ради своих детей в настоящем, ради того, чтобы в будущем они были кем-то. Каждый человек понимает это внутренне: ему надо учиться, рано вставать, много заниматься, не спать ночами для того, чтобы в будущем он стал кем-то. Если мы не смотрим в будущее, а смотрим только в настоящее – тогда нам нужно лежать на диване, а завтрашний день сам позаботиться о себе.
Думайте о том, что сказал Йешуа. Он сказал: Я есть путь. Путь Господень – это дерех Ашем, путь Всевышнего. Не то, что происходит сейчас. А то, что происходило вчера, сегодня и будет происходить завтра.
Длинный путь истории – от поражений до победы – это всё Я. И если не брать во внимание процессы этого пути, мы вообще не можем понять что делает Всевышний на этой земле.
Если концентрироваться только на сейчас и на сегодня и на здесь – мы ничем не отличаемся от язычников, которые не видят ничего, кроме себя и бога, который должен им помочь. Но если мы преодолеваем этот момент и переходим к יְהוָה. То мыначинаем понимать, что оказывается вопрос не в том, что есть сейчас, а вопрос что есть в будущем. А то, что есть сейчас пришло от того, что было вчера. Иными словами, Всемогущий Он вчера, сегодня и вовеки — там дальше. Ап. Павел чётко сказал:
1 коринфянам 15:19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
Почему? Потому что мы должны мечтать о горнем, о том, что произойдет в будущем. И если только то, что происходит сегодня – это овладевает нашими мозгами, то в этом нет счастья и большой радости. Радость в том, чтобы все сегодняшний испытания послужили для будущего развития. Мы понимаем, что если бы не было Холокоста, катастрофы мирового еврейства, если бы 6 миллионов человек, не винных ни в чём не сгорели в этих газовых камерах – не было бы никакой мотивации у евреев всего мира создать Эрец Исраэль. Не было бы никакой мотивации приезжать сюда. Но вы знаете. что евреи они после войны не возвращались в Европу, потому что они боялись Европы. Они ехали сюда, ехали в Грецию, чтобы на кораблях переплыть сюда. Даже те, кто не был в концлагерях всё равно убегали. Почему? Потому что в них начал жить страх. Что сделал Господь? Он принёс в жертву огромное количество людей, чтобы дать жизнь стране, которая будет иметь будущее. Поэтому кто -то пострадал сегодня, для того чтобы мы родились завтра.
Как мы можем это понять, уразуметь в своей голове? Эрец Исраэль никогда бы не поднялось, если бы эти люди не заплатили эту цену. Если бы не было этой страшной трагедии ни у кого не было бы желания здесь начинать страну, ни у кого не было бы желания ехать сюда из благополучной Германии. Франции, Америки, России.
Если не было бы погромов, этой страшной катастрофы никто бы не приехал сюда.
Что здесь было? Абсолютная пустыня, болезни, малярия, дикие звери, змеи, болото. Ашдот 70 лет назад – это было одно большое болото. Здесь никто не мог жить. Как же восстановить, как поднять эту красивую страну, если у людей не будет мотивации?
Ты это не сможешь понять, если отталкиваешься только от того, что Б-г делает сегодня. Если всё в нашем мышлении это только Эль Шаддай -Б-г Всемогущий сейчас – ты никогда не сможешь страдать сейчас, ради того, чтобы увидеть, что происходит в будущем. Но если ты понимаешь Б-га, как יְהוָה— БЫЛ ЕСТЬ И БУДЕТ, это значит что-то сегодня может произойти с тобой для того, чтобы это что-то произошло в будущем.
Иеремия 31:3 Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение.
Когда мы смотрим, на всё что произошло с народом Израиля – где же здесь вечная любовь, скажите мне пожалуйста. Вот скоро будет «Иша бэав» — «Разрушение храма» 70й год. Миллион человек погибло, матери ели своих детей. В чём здесь любовь? Любовь – это когда всё хорошо, а не когда всё плохо. Или Б-г обманывает или мы не понимаем, о чём идёт речь. Конечно, Б-г не обманывает, мы просто не понимаем этого. Потому что в нашем материальном мире, в котором мы живём здесь и живём сегодня. Мы не можем жить здесь и сегодня — ради завтра. Это то, что нас глубоко отличает от тех людей, которые жили до нас.
Иеремия 31:3-8 Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся; снова разведешь виноградники на горах Самарии; виноградари, которые будут разводить их, сами будут и пользоваться ими. Ибо будет день, когда стражи на горе Ефремовой провозгласят: «вставайте, и взойдем на Сион к Господу Богу нашему». Ибо так говорит Господь: радостно пойте об Иакове и восклицайте пред главою народов: провозглашайте, славьте и говорите: «спаси, Господи, народ твой, остаток Израиля!»
Обратите внимание весь отрывок – в будущем времени.
А что сегодня? А сегодня мы в галуте, в рабстве, в Вавилоне. А Иеремия, который пророчествует здесь он говорит: Вы выйдете из Вавилона, и Всевышний говорит, что Он приведёт вас назад.
Иеремия 31: 8,9 Вот, Я приведу их из страны северной и соберу их с краев земли; слепой и хромой, беременная и родильница вместе с ними, — великий сонм возвратится сюда. 9. Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением;
Как они шли? Они шли со слезами, потому что они смотрели на будущее.