Мы поговорим сегодня о теме учения Мусар מוסר и мудрость трепета. Вообще понятие Мусар волнует меня на протяжении долгого времени.
И я думаю, что это одно из понятий, которое не раскрыто сегодня в сообществе верующих. Сегодня есть много акцентов на всевозможных учениях и понятиях. Как правило Мусар – считается понятие душевно неактуальным.
И по этой причине у нас есть огромное количество духовных, но абсолютно безнравственных людей. Поэтому возникает вопрос – духовные ли они? Мусар – это очень важное и кардинальное понятие, и мы поговорим сегодня что такое анава. Мы поговорим сегодня об очень важных вещах, которые формируют нас, как людей, прежде всего. Господь хочет, чтобы мы были светом. Это наша функция – быть светом. Поэтому не важно сколько ты знаешь. Если ты не несёшь свет, то нет никакой пользы сколько вещей ты изучил.
Человек свободен в своём воображении. Мы поговорим сегодня об удивительном стихе из Писания… Человек свободен в своём воображении и скован в своём мышлении. При коммунизме мы воображали, что мы построим светлое будущее: у нас не будет бедных и больных, будет всё бесплатно, все будут счастливы и будет глобальное равенство. Почему воображение не приходит в реальность?
Когда мы были маленькие, мы все воображали, что будем летать в космос, что будет прекрасная семья. Каждая девочка воображает, что она будет принцессой и королевой у своего мужа. А муж на белом коне прискачет к ней… Мы все свободны в своём воображении.
Каждый верующий воображает, что все на земле спасутся и будет огромное пробуждение. Но мы видим, что вместо пробуждения, приходит заблуждение. Мы все свободны в своём воображении.
Воображение никак не сковывает нас, единственное, что нас тормозит – наше мышление. Мы ограничены и скованы в нашем мышлении. Пока мы не освободимся и не научимся мыслить по-другому, мы воображение в реальность воплотить не сможем.
Господь говорит: Я веду тебя в землю прекрасную, чудесную, текущую молоком и мёдом.» Представьте – молоко течёт по земле и мёд. Коровы ходят с полным вымем, молоко из них выливается и мёд просто летает в воздухе. Ходи и собирай. «Я веду тебя в землю прекрасную, чудесную! Я буду с тобой».
И вот мы рванули, а почему мы рабы? Мы рабы. Мы не можем измениться за 1 секунду. Мы не можем поменяться за одно мгновение. Нам оказывается нужно не одно поколение, для того чтобы изменить наше мышление.
И вот мы рождаемся свыше. Вчера мы были наркоманами и алкоголиками, должниками, мерзавцами и с тремя извилинами. И сегодня мы приходим к познанию веры. И вот фантазии летаю, воображение высвобождается, что мы теперь носители великого. Но вместо того, чтобы носить великое, мы в конечном итоге продолжаем быть рабами и носим самое низкое. Поэтому в воображении своём мы чрезмерно свободны. Мы воображаем всевозможные вещи.
Каждый еврей, который ехал в Израиль, воображал прекрасную жизнь. Мы ехали сюда и воображали одно сплошное счастье. Здесь люди – ангелы, они не ходят по земле, а летают. И каждый еврей – Б-жественное создание, которое от начала такое создано и не доступно для моего человеческого сознания. Моё воображение перемещало меня в необыкновенную фантазию, но реальность оказалась совершенно другой. И отчасти эта реальность – часть моей скованности в моём собственном страхе и мышлении. Воображение выпускает нас на свободу.
Но что ограничивает наше воображение? Его ограничивает наше мышление. Поэтому изменение мышления – это глубочайшая работа, под которой подразумевается изменение нашей личности, изменение сути нашего поведения, наших глубинных состоятельных процессов поведения. И это меняется на протяжении всей жизни и на протяжении долгого времени.
Есть проповедники – фантазёры – воображенники. Они хорошо воображают. Мы помолимся и сейчас всех исцелим, сделаем, как дунем, как высвободим. Вот вы только придите, только купите нашу книгу, послушайте мою проповедь, и ваша жизнь изменится. Все быстрые фантазии как правило, так и остаются фантазиями. Единственное, что нас меняет – это процесс. А процесс никогда не приходит за одну секунду.
Мы все конечно хотим, чтобы выйти замуж или жениться и мы превратились в некое счастливое существо. Но как только мы выходим из-под хупы и начинаем жить первую неделю. Мы начинаем понимать, что мы вляпались. И выйти из этого состояния практически невозможно. У тебя уходит вся жизнь настоящих сражений для того, чтобы это свершилось. Любая мама, как только она беременеет – воображает прекрасную жизнь своего ребёнка, счастье заполняет её сердце. Фантазии летают. Но как только ребёнок рождается – первое, с чем сталкивается женщина – это послеродовая депрессия. Потому что фантазия сталкивается с реальностью и высвобождаются процессы и оказывается – воспитание ребёнка — это тяжелейший процесс и тяжелейшие страдания, за которое есть воздаяние. Аминь!
Воздаяние – это радость, когда ты смотришь на своих детей, внуков и ты видишь на них благословение. Друзья, радость эта – гораздо глубиннее, чем любые подарки, мимолётные происшествия. Это глубинная радость осознания правильного пути. Я всем желаю, чтобы каждый человек смог встать на этот путь.
Когда мы читаем книгу Мишлей – книгу Притч, то мы видим три ступени постижения: мудрость, понимание и знание. И я думаю, что до конца эти вещи не осознанны и не раскушены на самом деле. Есть три уровня мышления – мы говорим сегодня о Мусаре, мы говорим сегодня о теме «мудрость трепета», потому что трепет или страх Б-жий ничего не значит без мудрости.
Есть три уровня мышления: аналитическое мышление – сэхель июни שכל עיוני, чувствительное мышление – сэхель амахшива שכל המחשבה и есть практическое мышление – сэхель маасе שכל מעשי . Разные люди пребывают в разных уровнях мышления.
Есть люди, которые пребывают только в аналитическом мышлении. Они аналитики. Есть люди, которые пребывают только в чувственном мышлении – они поэты, летают в облаках. Всё их понимание духовной жизни – романтика. Есть другие люди, у которых есть практическое мышление, когда вы витаете в видениях, они, наоборот, засыпают. Потому что им нужно практическое выражение пути.
Есть разные люди, я думаю, что когда все люди собираются вместе и получается этот комплект пирога из трёх составляющих: аналитика, чувства и практика – мы получаем здесь прекрасное благословение. Этим трём типам мышления соответствует служение Творцу, которое написано у нас в Торе не один раз – это хуким (повеления), мишпатим (законы) и мицвот (заповеди).
Господь не зря формирует вещи таким образом.
- Повеления обращаются к аналитическому образу мышления.
- Заповеди обращаются к сердцу, чувствительному образу мышления.
- Законы касаются практического образа мышления.
Все эти образы прописаны в Торе, как неизбежность. Поэтому сказано: если ты будешь исполнять все слова Торы сей… То есть, другими словами, в тебе будет формироваться три уровня мышления: аналитика, чувства (эмоции, поэзия, всё прекрасное и чудесное) и практика. И когда эти три формы мышления упакуются в твоё сердце, то можно сказать, что ты понял, что такое следовать заповедям Б-жиим.
Малахия 4:4 Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы.
Здесь: וּמִשְׁפָּטִים мишпатим
Осия 12:10 Я говорил к пророкам, и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи.
В синодальном тексте вы не поймёте его. Вы поймете его только на иврите.
וְדִבַּרְתִּי עַל־הַנְּבִיאִים, וְאָנֹכִי חָזוֹן הִרְבֵּיתִי; וּבְיַד הַנְּבִיאִים אֲדַמֶּה׃
אֲדַמֶּה׃ слово идма – воображение. Примерно переводится это так: Я говорил к пророкам, и умножал видения и в воображении пророков Я раскрывался.
Мы читаем пророков: Даниила, Иезекииля, Иоанна в книге Откровения, и мы видим невероятный полёт воображения и Господь: в воображении этих пророков Я раскрывался. Иными словами, не обладает воображением, а обладает только аналитикой и практикой, то не во что положить эту упаковочку. Содержимое есть, а формы нет. Чтобы пророк мог выразить свою пророческую мысль недостаточно разложить её на атомы, нужно предоставить воображение, и Господь говорит: «В воображении пророков Я раскрывался».
Я думаю, что воображение – неотъемлемая, наиважнейшая часть пророческого служения. И когда человек Б-жий не воображает и не мечтает, то негде Б-гу раскрыться.
Но если он только воображает и мечтает, не подключая аналитику и практику, то воображение так и останется воображением. Поэтому мы сказали, что мы свободны в наших фантазиях и воображении. Но мы скованы нашим мышлением.
Пророки могут воображать. Но воображения недостаточно, нужно упаковывать это в реальные вещи.
Притчи 1:7-9 Начало мудрости — страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу — начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление. 8.Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, 9. потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.
Что же есть Б-гобоязненность? А вообще в синодальном тексте написано Начало мудрости — страх Господень; Я именно это место прочитал.
На иврите мы видим: יִרְאַת יְהוָה רֵאשִׁית דָּעַת; חָכְמָה וּמוּסָר, אֱוִילִים בָּזוּ
Рашит даат ראשית דעת – первооснова всякого знания. Иными словами – Б-гобоязненность – первооснова всякого знания. глупцы только презирают мудрость חָכְמָה וּמוּסָר Хохма мусар. Мусар – это нравственность. Мы говорим сегодня о мусаре.
Псалом 49:16 Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, 17. а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?
Иврит в 17 стихе выводит нам прекрасную формулу: ты проповедуешь и т.п, но сам ненавидишь нравственную основу. Ненавидишь мусар и слова Мои бросаешь за себя?
18. когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; 19. уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; 20. сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь;
Проповедовать уставы, брать заветы в свои уста, проповедовать красивые вещи, быть популярным, знающим – это ничего, если ты не берёшь за основу нравственную систему жизни.
Тут чётко написано: что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь мусар -наставление. Мусар – нравственная основа человеческой жизни. Мы сегодня находимся в глубочайшем кризисе религии христианства и иудаизма также. Мы находимся в кризисе религиозности. Обширная религиозность под абсолютной нехваткой нравственной основы.
Сегодня мы были свидетелями ужасных 4х месяцев в Израиле, когда наше драгоценное правительство разрывало друг друга. Мы видим высочайший уровень анти-нравственности. Я наблюдаю это и вижу, что мир сегодня находится в глубочайшем кризисе, потому что мы отвергли нравственность, нравственную основу.
Сегодня мы видим ведущих проповедников, которые являются самыми большими грешниками. Мы видим сегодня сдвиг парадигм. Ни одни лозунги никому не нужны. Одни только слова никого не радуют. За всеми большими лозунгами стоит банальная человеческая похоть. Это кризис отвержения мусара – непонимание нравственных основ человеческой жизни. Нравственные основы человеческой жизни являются основами мироздания. И если мы отодвинем мусар, то мы превратимся в проповедующих грешников и тогда нам точно будут схожи слова Йешуа: горе вам лицемеры! Горе вам, что вы окрашиваете ваши гробы, что вы как стены подбелённые. Горе вам проповедники, учителя. Горе вам великие и высокие.
Потому что вы оставили Господа в том, что отодвинули драгоценное, что воспитывает Господь в каждом Б-жием человеке – основы нравственности. Это не уровень веры, не уровень поклонения, не уровень высокопарных слов. Это уровень нравственности.
Мы говорим сегодня о основательном и важном.
Анава – скромность
Кинут -смирение.
Часть в синодальном тексте многие понятия перепутаны, потому что вместо скромности, стоит смирение. Поэтому, когда человек читает некоторые стихи из Библии, он не понимает о чём идёт речь на самом деле. Я думаю, основа мусара, является анава- скромность. Именно скромность, а не просто смирение.
Здесь написано о смирении:
2 Паралипоменон 36:2 и делал он неугодное в очах Господа Бога своего. Он не смирился пред Иеремиею пророком, {пророчествовавшим} от уст Господних,
На иврите написано: וַיַּעַשׂ הָרַע, בְּעֵינֵי יְהוָה אֱלֹהָיו; לֹא נִכְנַע, מִלִּפְנֵי יִרְמְיָהוּ הַנָּבִיא מִפִּי יְהוָה׃
Лё нихна – ле икана – смириться или подчиниться, это очень важное слово. Мы просто делаем различия в словах, потому что часто в текстах мы встречаем например: Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю.
Мы думаем, что кроткие – это смирённые. Нет. Кроткие – это скромные. Скромность – глубочайшее качество. Оно стоит даже выше смирения.
Мы говорим сейчас об основе мусара. Это только одна из основ мусара.
Римлянам 12:3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте {о себе} более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
Я удивляюсь, как точно слово здесь сохранилось в синодальном тексте: думайте о себе скромно, по мере вашей веры. Не думайте о себе высоко. Вера – это слово -доверие. Моё доверие Б-гу, оно находится на маленьком уровне. Я не могу сказать, что доверяю Ему всю свою жизнь, не могу сказать, что я доверяю Б-гу даже 50% своей жизни. Моё доверие Б-гу очень низкое. За большинство вещей я боюсь, переживаю, забочусь, хватаю всё в свои руки. Честно признаться, если я доверяю Б-гу хотя бы и эти проценты, то это уже было бы хорошо. Не думаю, что и они есть у меня. Написано, что мы должны думать о себе скромно, по мере нашего доверия, осознавая качество нашего доверия.
Софония 2:3 Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня.
Здесь на самом деле написано: Взыщите Господа, все скромные земли взыщите правду, взыщите скромность, смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня.
בַּקְּשׁוּ אֶת־יְהוָה כָּל־עַנְוֵי то есть все скромные люди Земли. То есть Господь собирает скромных людей земли и говорит: Взыщите Господа, все скромные земли
Притчи 22: 4 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.
На самом деле не за смирением, а за скромностью. Иврит также выводит этот стих:
עֵקֶב עֲנָוָה יִרְאַת יְהוָה; עֹשֶׁר וְכָבוֹד וְחַיִּים׃
Следом за скромностью, следует боязнь Б-га, богатство, почести и жизнь. Мы все хотим богатства, почести, жизни, все хотим быть великими. Но мы не понимаем, что это следует за скромностью. Я понимаю, что наглость – второе счастье. Я понимаю, что нахальным всё открывается на этой земле. Понимаю, у кого язык длиннее и рот шире, тот много дверей себе откроет, но перед Б-гом, то что ценится -скромность.
Притчи 15:33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
На иврите: предшествует скромность.
יִרְאַת יְהוָה מוּסַר חָכְמָה; וְלִפְנֵי כָבוֹד עֲנָוָה
Мы снова видим здесь слово мусар и видим и мусар, и анава. То есть, если мы смотрим на это глубже, то понимаем, что страх Господень научает мудрости, предваряет мусар и раньше всех почестей идёт скромность.
Матфея 5:5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Я на этот стих слышал много проповедей. Моисей был самым кротким. Вопрос не в том, чтобы сидеть на кончике стула. Вопрос в том, чтобы оценивать себя и построить свою жизнь таким образом, чтобы она была лишена ненужной помпезности. Мы сегодня живём в эпоху помпезной моды. Сегодня каждый помпезный -великий. На самом деле Господь говорит, что именно скромные люди наследуют землю.
Дам определение скромности.
Скромность – это умение держать себя в рамках быть умеренным, сдержанным и спокойным. Это шикарно! Умеренность во всех требованиях. Корень скромности – умеренность. Умеренность в пище, в моде, во всех вещах, во всех требованиях.
Равнодушие к роскоши и излишествам! Отсутствие властолюбия – вот кто наследует землю, вот кому подчиняется всё. Вот за кем следует слава, почесть и благословение. Отсутствие властолюбия, стремления первенствовать и показывать себя – это великолепно! Это маленькая формулировка – что такое скромность. И если бы наши служения были построены по такой схеме отношения к друг другу, к виду служения, к быту, к бытию, к вещам, вещей к людям и людей к вещам – во-первых было бы меньше конфликтов, мы были бы проще. Мы не были бы рабы рекламы, рабы роскоши, рабы ненужных финансовых трат. Скромность – это завоевание земли. Это словосочетание, которое Йешуа сказал – это точно, потому что именно скромные люди – именно те, кто продвигается в этой жизни.
В все остальные находят себя в огромных конфликтах, через роскошь – в долгах, через долги – в тюрьмах. В конечном итоге жадность и алчность приводят к разврату, разврат приводит к власти, власть развращает. Разврат стоит дорого, потому что всё стоит денег, а для того, чтобы пользоваться деньгами – нужно их занимать. И в конечном итоге ты становишься рабом банков, системы и заканчиваешь свою жизнь в тяжелых проблемах. И никакие молитвы, и изгнания, заклинания, ни один развенчивающий проклятия не поможет тебе, потому что если ты отвергаешь мусар – нравственную основу простой жизни, то ты перестаешь наследовать землю.
Господь говорит точно, что если ты хочешь наследовать землю, то тебе нужно обладать мусаром. Мусар идёт в противоположном столкновении. Он противопоставляется современной наглости, но, как ни странно, скромные люди продвигаются в этой жизни. И когда ты видишь скромного человека и скромную жизнь, скромных служителей, скромную церковь, скромных проповедников, скромные проповеди – не помпезные заявления: Аллилуйя! А когда ты видишь, что -то грамотное, стоящее и что-то глубокое по-настоящему скромное, то именно эти люди – они завоёвывают сердца людей. Остальные только умеют раздражать и отвращать.
Мы сегодня живём в этот период глубочайшего кризиса мусара и глубочайшего кризиса скромности. Поэтому я призываю вас – будьте скромнее!
Умение держать себя в рамках, быть умеренным, сдержанным и спокойным. Умеренность во всех требованиях: равнодушие к роскоши и излишествам. Отсутствие властолюбия и стремления первенствовать и показывать себя.
Человек, на которого мы действительно можем посмотреть в плане мусара был апостол Павел. Человек, который оставил свою карьеру и в скромности своей и в своём безумии смог завоевать многих людей на земле. И он говорит: я ничего не имею, но я обладаю всем. Аминь!
Молитва:
Отец, благодарим Тебя за этот день, за этот шабат. Благословляем Твоё святое имя. Благодарим Тебя за твою милость, за мусар который раши даат. Который есть начало всякой мудрости. Благодарим Тебя Господь, за то что мы имеем воображение, имеем фантазию, за полёт мысли, который Ты хочешь высвободить в нашей жизни во имя Йешуа. Аминь!