Сегодня у нас есть очень интересная тема. Тема, которая глубоко говорит к моему сердцу и глубоко взывает к кризису сегодняшнего дня. Недавно я слышал прямой эфир одного очень известного проповедника. Он взывал и кричал, и говорил: «Нам нужно моральное пробуждение! Нам нужно пробуждение основ человеческой морали».
Почему? Потому что мы находимся в падшем состоянии глубочайшего морального кризиса. Он говорил:
-Мы уже пережили многие чудеса, посмотрели многих известных. Единственное, что сегодня взывает к нашему сердцу – это непонимание основ моральной жизни. Этики и морали.
Как бы мы не говорили, что «заповеди – всё это относится к плоти, а сейчас другое время и мы находимся в другой эпохе» — всё это – хорошие слова. На практике, если человек не формирует и не развивается внутри себя как Человек прежде всего, то никакие высокопарные обещания и слова не могут ему помочь.
Тема, которую я хочу затронуть называется «Заповеди Сердца».
Учение о Заповедях Сердца было написано одним раввином и зовут его Бахья бен-Иосиф ибн-Пакуда или сокращенно Рабейну Бахья. Жил он в 11 веке в Испании в городе Сарагоса. Его книга произвела глубочайший фурор и с 11 века его книга изучается евреями на протяжении всех веков. Учение о Заповедях Сердца приоткрывает нам важную завесу и истину, что помимо заповедей, которые мы имеем с Вами как заповеди разрешённого и запрещённого -мы обладаем ещё таким огромным багажом, как заповеди Сердца.
Именно заповеди Сердца – они объясняют нам глубочайшую причину тех или иных мотивов, которые совершает человек.
Допустим, мы можем взять за основу книгу Второзаконие 30:11
Второзаконие 30:11, ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека;
То есть это не что-то недоступное и далёкое. Я часто слышу: «Господь дал заповеди, но исполнить их невозможно.» Друзья, это неверно. Это не недоступно и не далеко, на самом-то деле она находится прямо возле твоего носа.
Второзаконие 30:12. она не на небе, чтобы можно {было} говорить: «кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?»
То есть она не находится в состоянии недосягаемости. Заповедь она находится здесь, рядом.
13. и не за морем она, чтобы можно {было} говорить: «кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» 14. но весьма близко к тебе слово сие: {оно} в устах твоих и в сердце твоем,
смотрите: в устах твоих и в сердце твоем..
чтобы исполнять его. 15. Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.
Отсюда начинается очень важный элемент:
16. [Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего,] которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по [всем] путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею;
Всё, что здесь заповедует Господь — фокусируется на человеческом сердце, то есть «Всё что я заповедую тебе здесь сегодня, ты можешь сделать при одном важном условии: если ты будешь любить Господа Бога твоего, ходить по [всем] путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его, делать — прибегать к всевозможным действиям.
Но прежде всего это любить сердцем своим.
17. если же отвратится сердце твое,
Что происходит при падении? Отвращается сердце, поворачивается сердце.
и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, 18. то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, [которую Господь Бог дает тебе,] для овладения которою ты переходишь Иордан.
Моисей даёт очень важное и глубокое понимание значения Сердца. Он объясняет: всё что Я повелеваю тебе делать, будет возможно только, если ты повернёшь своё сердце в нужном направлении и, если ты будешь любить!
Это напоминает очень важный образ в еврейской литературе: образ раба, которому поручена работа в поле и в доме.
Смотрите: заповеди похожи на образ раба, который получил работу в поле. «В поле» – это внешние заповеди, которые относятся к внешней жизни: «это нужно делать – это не нужно делать, в этом нужно идти- в этом не нужно, это день – шабат, это день – другой».
Это — работа «в поле» может быть отменена или усугублена, изменена, потому что есть разные климатические условия -гроза, например. Или какие-нибудь события, которые могут на поле произойти – иными словами это всё можно варьировать.
Заповеди Сердца относятся к работе, которые Хозяин поручает рабу исполнить у себя дома. Если исполнения работы «в поле» можно делать по-разному: можно откладывать, переносить, не доделывать, отнестись к этому более или менее серьёзно.
Но работа в доме Хозяина требует совершенно другого фокуса. Это значит, что ты уже исполняешь вещи внутри дома, где обитает твой Хозяин.
Поэтому заповеди, которые разделяются на внешние и внутренние – их очень важно понимать. Внешние заповеди отображают работу в поле. Внутренние заповеди отображают работу в доме своего Господина, где работа в доме должна быть исполнена 100%.
Понимаете, да? Там уже не бывает никаких условий, грозы, причин. Работа дома должна быть исполнена с глубочайшей тонкостью и ответственностью.
Почему? Потому что в поле не живёт твой Хозяин. Он живёт в доме. Работа в доме требует большего сосредоточения, чем работа в поле. Если работа в поле требует жёстких методов: железных материалов, чтобы пахать землю, то работа в доме требует ювелирных знаний. Нужно уметь обращаться в терпении, потому что дом – это место, где обитает человек.
Заповеди сердца похожи на наше служение во внутренности нашего внутреннего храма, где наше внимание должно быть ещё более повышенным, чем работа вне нашего сердца. Это нужно осознавать.
Цель заповедей, исполняемых в сердце, и польза их в том, чтобы открытая и сокрытая часть нашей личности
То есть открытая – то, что исполняется и закрытая – то, чем мы являемся
пребывали бы в единстве и гармонии при нашем служении Господу, так, чтобы сердце — с одной стороны, а речи и дела — с другой говорили бы о нас одно и то же, и чтобы каждый из них был бы в согласии с другими, и подтверждал их, а не оспаривал. И всё это является выражением качества, которое Писание называет цельностью.
Есть такое понятие – תמים тамим, то есть человек цельный.
Второзаконие 18:13 будь непорочен пред Господом Богом твоим;
Другой перевод говорит: совершенным будь. Цельным будь перед Господом Богом твоим;
И также сказано в книге Бытие 6:9 Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.
Он цельный был в поколениях своих. То есть вот эта внешняя и внутренняя оно хорошо гармонировало и дополняло, и соединялось в цельности.
Что такое человек совершенный или человек цельный? Это человек, у которого внутренние заповеди сердца отображаются во внешних заповедях тела и жизни. И если у тебя есть внешняя сторона заповедей, но у тебя нет внутренней стороны заповедей, то твои внешние служения они рано или поздно приведут тебя к крушению.
Это тот кризис, который происходит сегодня в современном сообществе. Есть огромный запрос на внешние ресурсы, внешние служения и есть ничтожный запрос на внутренние заповеди. А ведь без заповедей Сердца внешнее служение существовать не может. Поэтому и не получается человеку быть в состоянии «цельный» — то есть человек, который может существовать в полноценной гармонии между внутренним и внешним.
И сказано в книге Псалмов:
Псалом 14:2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем;
То есть цельный, а потом уже поступающий. Без цельности заповеди Сердца наши действия приводят нас к крушению. Об этом кстати говорил и пророк Исайя
Исайя 1:11 к чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
Сам Всевышний установил эти дары и заповеди. Он же сказал, что это всё нужно делать и здесь Он говорит: «К чему Мне всё это?» Потому что у Вас есть заповеди внешние, но отсутствуют заповеди внутренние, заповеди вашего Сердца. И поэтому ваше внешнее служение разрушается и не принимается небесами.
Сегодня мы живём в такой период, когда внешние глобальные шоу- служения терпят свои поражения, по той причине, что внешнее стало превалировать над внутренним. Нарушение этой гармонии ведёт к потере цельности.
И сказано о том, чье нутро не таково, как наружность (Млахим 1, 11:4) : «…и не было сердце его совершенно предано Г-споду, Б-гу его…»,
3Цар 11:4: «4 Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его.»
и еще сказано (Псалмы 77: 36-37 рус. пер.) (Теилим, 78:36-37): «И уговаривали они Его устами своими, языком своим лгали Ему, сердце же их не было цельно с Ним». Известно, что если у человека одни его слова и дела противоречат другим и отрицают их, то люди не доверяют ему.
Представьте, если человек говорит одно, а делает другое. Люди не могут доверять тебе.
Точно таким же образом, если открытое в нас будет противоречить скрытому, устремления нашего сердца – речам, а то, что мы делаем посредством органов тела – сокрытому в наших душах, то не будет служение Б-гу нашему совершенным,
Друзья, то что я читаю вам было написано в 11м веке!
Мы живём сегодня в 21м веке. Сколько веков раввин Бахья давая эти простые вещи – он очень просто это написал!
Если будет противоречие между открытым и сокрытым в наших душах, то служение Б-ну нашему не будет совершенно.
ибо Он не приемлет от нас фальшивого служения, как сказано (Исайя 1:13 рус. пер.) (Йешаяу, 1:13): «…не терплю Я беззакония [вместе] с празднеством»,
Одна заповедь бывает иногда равноценна многим, сообразно пробуждению. сердца и настрою души, и один грех — равноценен многим.
Иными словами, совершенная одна заповедь в сердце равноценна многим заповедям сердца и один грех равноценен многим грехам.
Бывает также, что одна лишь мысль о заповеди вместе со страстным желанием исполнить её из страха перед Б-гом, даже если не смог человек воплотить её в реальность, равноценна многим заповедям, исполненным без такого желания,
Даже, если человек желает исполнить заповедь всем сердцем и не исполнил, желал и не смог, то даже это желание вменяется ему в исполнение всех заповедей, которые он не желал и не исполнил!
исполненным без такого желания, как это мы видим из того, что сказал Г-сподь Давиду: «…так как замыслил ты в сердце своем построить дом ради имени Моего, — хорошо, что было это на сердце у тебя.
Он только помыслил построить дом, ещё не сделал – Господь говорит: «хорошо, что эта мысль уже появилась у тебя». Поэтому мудрецы Израиля говорили так: если вы даже только помыслил, но не смог.
Но просто помыслил от всего сердца, просто захотел, но не смог это сделать – одно твоё желание уже воплощается тебе в заслуги!
Малахия 3:16 Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга для боящихся Господа и думающих об имени Его».
Синодальный перевод говорит: почитающих имя Его.
Иврит говорит: о думающих о имени Его. Это не хвалящий, это не говорящий, не производящий много действий, просто даже думающий. Когда ты думаешь о Г-споде.
Шабат 63 раздел Талмуда приводит спор мудрецов: что значит думающих об имени Его?
Задаётся вопрос: что значит думать? Мы знаем, что надо делать, а что значит думать.
И ответили прямо: даже если только человек намеревался, но это оказалось невозможным по какой-либо причине, засчитывается ему Писанием, как будто бы он исполнил её.
Часто я слышу: «закон невозможно исполнить». Вы просто не понимаете, как трактуется Тора. Тора не является бременем, она не является законничеством. Она не является ярмом. Когда её делают ярмом – против этого и выступают и Йешуа и апостолы, но Тора трактуется таким образом, что всегда в первую очередь выставляется твоя мотивация, твои желания.
И даже если ты только думал, но по какой-то причине не смог это совершить. Только думал! Надо думать! Никто не требует от нас машинальных служений, никто не требует, чтобы мы роботизировали служение Б-гу: на кнопки нажимали и выдавали какие-то вещи. Сама Тора противоречит такому уровню служения. Сама еврейская мысль противоречит такому служению.
В Малахии 3:16 перевод меня потрясает:
Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и думающих об имени Его».
Понимаете, человек размышляет, он думает о Всевышнем. Он ещё вообще ничего не сделал, не совершил. И из-за того, что он думал, Господь говорит: даже одно то, что он думал уже то уже зачтётся ему. Думать, размышлять о Г-споде очень важно.
Поэтому у нас есть сегодня величайший кризис между внутренним и внешним. Мы внутреннее забросили, потому что никто этого не знает и не видит, а внешнее -впереди планеты всей.
У Б-га так ведётся, что когда ты нарушаешь эту гармонию цельности, то рано или поздно одна чаша весов начинает перевешивать.
Я скажу сейчас 10 этапов заповедей сердца. Они очень важные.
1.Постижение единства Б-га всем сердцем.
Человек созерцает единство. Единство – когда все процессы в мире, во Вселенной: добро и зло, свет и тьма- ты видишь гармонию всех этих вещей. Не только, когда солнце сияет и всё хорошо, но когда и ураганы и молния и духовная и физическая – ты наблюдаешь гармонию. Постижение единства Б-га. Это определённый вид размышления внутри человеческого сердца.
2. Познавать Его, наблюдая за Его действиями.
Человек, обычно живёт бездумно и он не наблюдает за действиями Всевышнего. Что-то происходит, что-то движется. Внимательный человек наблюдает за действиями. Он видит, он отслеживает знаки. И он формирует для себя какую-то мысль: вот так ведёт меня Г-сподь.
3. Уповать на Него и передавать себя в руки Всевышнего.
У нас безусловно есть обстоятельства и ситуации, когда почва из-под ног уходит. Поэтому упование на Г-спода и передача себя в руки Всевышнего – это тоже заповедь сердца. Такая же заповедь, как наблюдение за Его действиями и постижение всего Единого.
4. Принятие на себя служения Всевышнего.
Очень важно, что служение не просто брать, но мы принимаем на себя это служение. Мы решаем, на самом деле, скажем ли мы да этому виду служения или нет. Если скажем да – служение будет, скажем нет – служения не будет. Принятие не себя служить Г-споду – это тоже заповедь сердца.
5. Искать славу в служении только имени Его.
Это заповедь Сердца. Это 11 век. Эпоха, в которой жил Авраам, ознаменовалась очень важным моментом: «сотворим себе имя». Эпоха, в которой мы живём называется точно также: «Сотворим себе имя». Мы все занимаемся тем, что творим себе имя. А нужно искать славы в служении только имени Г-спода.
6. Покоряться Г-споду.
Без этого покорения никакие действия не могут быть угодны Г-споду.
7. Путь раскаяния, возвращения и молитвы.
Очень важно, что заповедь сердца связана с нашим раскаянием. Если есть раскаяние, значит человек исполняет заповеди Сердца. Если есть поворот -человек исполняет. Если он молится из раскаяния – его молитва принимается, если человек молится без раскаяния – его молитва отвергается. Раскаяние, поворот человеческой жизни, переоценка, изменение, тяга к развороту и тяга к молитве – это внутренние заповеди Сердца.
8. Анализ и подведение итогов.
Самоотчёт души. Человек может сделать самоотчёт произвести анализ и подвести итоги только в том случае, если он чувствителен по отношению к Г-споду. В любом другом случае человеку не важен его анализ. Анализ сердца.
9. Отрешённость от всего лишнего.
Много всего лишнего вокруг нас, способность отрезать лишние вещи – тоже заповедь Сердца. Наша жизнь состоит из мелочей и, удивительно, но когда человек всеми этими мелочами окружён, то ему на самый важный путь не хватает сил и времени. Пока со всеми поговоришь, пока всё обо всём узнаешь – не хватает времени на то, чтобы заняться самым главным. Очень важная заповедь Сердца -отрешиться от всего лишнего и сфокусироваться на главном.
10. Любовь к Творцу.
Мы можем увидеть это везде. Иоанн говорит: Заповедь, которую Я даю Вам — не новая. Она была уже от начала. Заповедь – чтобы мы любили друг друга. Любовь друг ко другу, любовь к Г-споду говорит о том, что мы развиваем заповеди Сердца. Опять же: это всё в балансе с исполнениями вне нашего сердца.
Расскажу интересную притчу, которая должна закончить эту мысль.
Один Царь, желая проверить ум и смекалку своих рабов, раздал им коконы шелка. Первый расторопный раб отобрал из всех сначала лучшие, из оставшихся отобрал тоже самые лучшие. Таким образом, полученные коконы разделил на три части: лучшие, средние и простые.
Мы встречаем похожую притчу о талантах. Мы подобные вещи встречаем, потому что это еврейская литература. Он разделил эти коконы на три сорта: лучшее, среднее и худшее. Вот эти три сорта похоже на понимание Заповедей.
Из самых лучших, он изготовил шелк: лучшее из лучшего, лучшее из среднего и лучшее из простого.
Он сделал лучшее из лучшего, лучшее из среднего сорта и лучшее из самого худшего сорта. Самое лучшее из ничего сделал.
Изготовил красивые цветные шелковые наряды у лучших мастеров и одевал их только при встрече с Царем. Из менее лучших изготовил шелковые полотна. А из самых простых изготовил одежды и продал для того, чтобы иметь деньги на расходы.
Он сделал лучшее из лучшего, лучшее из среднего сорта и лучшее из самого худшего сорта. Самое лучшее из ничего сделал.
Сам он не знал, как сделать, он отдал это мастерам, которые знали, как сделать одежду, и он изготовил у мастеров эти одежды.
Разное время есть перед Царём. И он знал когда и какую одежду перед Царём надеть. Праздничную, внутреннюю, внешнюю одежду.
Второй же раб -глупый, изготовил из всего материала, который ему достался, сделал то, что первый сделал из самых худших.
Продал их по дешевой цене на рынке. И на все вырученные деньги, купил себе разных кушаний, которые как очевидно быстро съел. Когда настало время проверки Царя, первый раб явился в красивых одеждах для почтения Царя, а второй ни с чем. Умного раба, Царь приблизил к себе. А глупого отправил в самые худшие места службы.
Творец дал нам Тору, чтобы испытать нас -своих рабов.
Так же как и у Царя, среди нас есть разумные и неразумные дети Творца. Разумный разделит Тору на три части:
1 часть Обязанности сердца — нравственные духовные вещи, которые обязательны для исполнения и основа понимания Торы.
То есть мы видим одежду из трёх элементов: лучшее, среднее и худшее. Лучшая первая часть одежды относится к тонким духовным вещам. Это мудрость скрытого служения, включающего в себя обязанности сердца – нравственные законы и нормы и разумный раб обязывает себя к их исполнению.
Это тонкости нашей души, такие как честность, искренность, щедрость, ответственность, сострадание – это тонкости духовных вещей. Они относятся к первому сорту.
2 часть — Заповеди исполнения, выполняемые физически в определенное время/место.
Заповеди исполнения – это, например праздники Г-сподни: Песах, Шавуот, Суккот Йом Труа, Рош – ашана, Йом Кипур, Ханука, Пурим – всевозможные праздники. Это заповеди исполнения. Они каждый на своём месте, в свой период и их невозможно перемешать. Но это второй уровень, даже не первый.
3 Часть истории, событий в цепи прошедших поколений.
Это значит, что третья часть служения Г-споду – изучение Слова Б-жьего, связывание его с историей, понимание событий, в которых происходило. Таким образом всё Писание взаимосвязано через жизни и истории людей. Таким образом Слово становится цельным. Не отдельные стихи, вырванные из контекста, а полная цепь картины.
Однако человек глупый и торопливый интересуется в первую очередь загадочными случаями времён первых поколений, древней историей. Он поспешит использовать это для своей пользы, для своих нужд, для своего обогащения.
В чём глупость человека, который не смог употребить дарованное ему? Что он использует Слово Б-жье интересуется им для загадочных, мистических элементов. Сегодня очень модно – огромный поток мистики, который вырывается. Я не против мистики, есть какая-то тайна, она должна быть на своём месте. Когда это валом сегодня врывается, то никакого в этом разума нет.
Поэтому глупый и торопливый человек – изучает Библию, чтобы увидеть в ней загадочные случаи, которые может употребить для своего тщеславия, славы, власти, обогащения и так далее.
Притчи 5:23 он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.
От великого бездумья своего он заблуждается. (с ивр.)
Матфея 5:19, итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Что это за «малейшие заповеди»? Это внутренние тонкости, которые обычно человек отбрасывает, потому что мы фокусируемся на больших заповедях, на чём -то глобальном. А малейшие вещи пропускаются мимо нашего взора.
Заповеди Сердца – это «малейшие заповеди», на которые сегодня не обращает внимания человек. Это драгоценности – тонкие грани духовного роста, о которых написано здесь, что если человек нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном
Мы этими заповедями Сердца обычно пренебрегаем, но о них нужно учить и себя и людей, а если ты не будешь этого делать, то ты будешь маленьким в Царствии Небесном.
а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Кто сотворит эти маленькие тонкости, грани человеческого сердца, от которых в принципе всё и зависит: терпение и пр. Такие вещи купить невозможно. Их невозможно взять откуда-то. Они воссоздаются при огромном усилии твоего сердца. Если ты действительно сотворишь сам и научишь так людей, то Йешуа говорит – ты великим наречешься в Царствии Небесном.
Величина твоей жизни в Небесном Царстве будет зависеть от того, как ты поступишь с маленькими заповедями. Вот эти наималейшие заповеди, маленькие заповеди, которые сегодня пропускаются и не ставятся во внимание, потому что «мы же строим организацию огромную, что нам эти ничтожные проблемы?».
Но если ты пропустишь важные ценности и не будешь следовать за ними, то ты малейшим наречёшься, а если ты будешь учить и поступать, Г-сподь говорит ты будешь великим в Царствии Небесном.
Поэтому вот эта полнота, цельность между внутренним и внешним – если её нарушить, как Г-сподь сказал Аврааму – ходи предо Мной и будь цельным. Тамим – это будь цельным. В тебе должны отобразиться и внешние и внутренние вещи. Ты должен быть и Человеком и Дела твои должны быть с большой буквы! И если заповеди Сердца хромают, то остальные внешние постулаты не могут служить Всевышнему. Не принимает Всевышний ложных служений.
И поэтому, как сказал Малахия: «Даже помышляющий о имени Его удостоится великой награды».
Молитва:
Отец, Благодарим Тебя за этот вечер. Благодарим Тебя за святой шабат. Благословляем Тебя, Твоё прекрасное имя, благодарим Тебя, что Ты учишь нас не пропускать как бы никому не нужные процессы. Но они являются самыми важными в нашей жизни.
Прежде чем мы прибегаем к исполнению внешних, прежде чем мы идём работать на поле, помоги нам навести порядок в нашем доме. Благослови нас, каждого человека кто будет наблюдать это Слово в своём сердце. Бэшем Йешуа. Аминь!