Сегодня мы говорим на очень интересную тему «Даат эмэт» דעת אמת «Познание истины». Понятие, которое сопровождает истину Библии, раскрывая её во всём смысле.
Истина статична и без познания не активна, не работает. Если человек не познаёт истину, не раскрывает, не изучает её, не углубляется в неё – истина бездействует. Она остаётся мертва. Но как только человек начинает познавать, углубляться в истину, нырять в истину — он начинает нырять в присутствие Б-жие. Он начинает познавать Б-жие величие. Потому что истина – не просто свод знаний. Истина жива, и она оживляет нас. Истина Б-жественна и связана со Всевышним. Без этой связи никакая истина не будет живой.
Поэтому если человек не познаёт истину – истина не работает. Она может существовать, но она не активна. Для того, чтобы она стала активна – её нужно познавать.
Истина и ложь идут вместе, но имеют разную природу. На иврите, как ложь (шэкер), так и истина (эмэт) очень похожи и состоят из трёх букв, но имеют разную природу.
Если вы посмотрите на слово эмэт – каждая еврейская буква стоит на дух ножках. Это говорит о том, что истина стабильна. Она не шатается. Она стоит твёрдо. Она устойчива. Поэтому человек, который познаёт истину – он более устойчив, чем тот, кто не познаёт истину.
Напротив, слово шэкер – все буквы имеют по одной ноге. И самое интересное, что в слове они как в алфавите идут по порядку: шин, куф, рэш. Что говорит о том, что ложь очень шатка и неустойчива. Она нестабильна. Человек, который строит свою жизнь на лжи так же неустойчив, как сама ложь, как и эти буквы, которые стоят на одной ножке.
Пророк Малахия 2:6 Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха.
Иврит говорит интересные вещи: תּוֹרַת אֱמֶת הָיְתָה בְּפִיהוּ
Истинная Тора была в устах его.
В чьих устах была истинная Тора? По контексту — в устах священника, но мы понимаем, что в устах Машиаха. Кстати, мудрецы толкуют этот стих так, что Машиах будет истинным носителем Торы.
Здесь так и написано:
Истинная Тора была в устах его. Слова неправды никогда не бывало на губах его. В мире и в прямоте шёл он со Мною и многих отвратил от греха
Пророк Малахия 2:7Ибо уста священника должны хранить ведение,
На иврите: должны хранить знание.
כִּי־שִׂפְתֵי כֹהֵן יִשְׁמְרוּ־דַעַת, וְתוֹרָה יְבַקְשׁוּ מִפִּיהוּ; כִּי מַלְאַךְ יְהוָה־צְבָאוֹת הוּא
Иными словами, уста священника должны хранить знание и Тору.
и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа.
Посланник на иврите – малах.
Мы читаем, что в книге Откровения: «ангелу такой-то церкви напиши». Просто греки, когда они переводили новый завет – они перевели это буквально малах – ангел. На самом деле малах – посланник. Кто такой посланник? Это ангел. Когда ты послан – ты малах. Это очень важно понять, потому что когда Г-сподь посылает тебя, ты обладаешь той же функцией, что и ангелы, посланные с небес для исполнения воли Его. Сказано, что ангелы Г-сподни – мишвотэ Адонай – служители Всевышнего.
Что здесь хотят взять из уст коэна — священника? Тору. Тору просят из уст священника. Как называют здесь Малахия Тору? Он называет её Торат эмэт – истинная Тора.
Мы говорим сегодня о познании истины. Конечно, истины не существует без Торы и не существует Торы без истины. Само имя пророка – Малахия – тоже малахим -посланник.
Когда мы познаём Тору – мы познаём истину. Если мы живём так, воплощаем, двигаем это вперёд. А что говорил Йешуа? Он нёс истинную Тору, она была в устах Его. Именно из-за того, что истинная Тора была в устах Его, он шёл со Мною и многих отвратил от греха. Мудрецы многие трактуют этот стих и говорят, что этот стих говорит о мессии, который будет обладать удивительной силой – он будет учить народы Торе и многих людей отвратит от греха.
Псалом 84:12 истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес
אֱמֶת מֵאֶרֶץ תִּצְמָח; וְצֶדֶק, מִשָּׁמַיִם נִשְׁקָף
Истина прорастает из земли, как цэмэх, который растёт из недр земли. На иврите мы могли бы прочитать: истина цветёт как росток.
Мудрецы трактуют так: на земле люди разворачивают истину. Истина не падает с неба. На земле истина развёртывается. Падает семя, но произрастает семя из земли. Здесь на земле на нас возложена ответственность познавать истину.
Никогда ты будешь просто лежать на диване и знать всю истину. Истина должна произрастать из земли. Она должна как росток пробиваться через сухую почву.
Слово цэмэх, переведено слово תִּצְמָח это росток.
Исайя 4:2 В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли — в величии и славе, для уцелевших {сынов} Израиля.
Здесь слово отрасль – стоит слово цэмэх תִּצְמָח. Поэтому Йешуа, который произрастает из земли, появляется из земли. Мы видим, что Йешуа не приносится на облаках, чтобы учить нас, как Мухаммед. Мы видим, что он рождается из земли, прорастает из земли. Он появляется из земной жизни. Поэтому он назван ростком, который растёт из сухой земли, пробивая сухую почву, он обладает живой силой и является ростком. Вы знаете, что росток может пробить асфальт, бетон. Он может расти в таких местах, в которых человеку не подвластно, потому что та крошечная жизнь в этой травинке оказывается сильнее чем камень, который лежит сверху.
Исайя 53: Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
וַיַּעַל כַּיּוֹנֵק לְפָנָיו, וְכַשֹּׁרֶשׁ מֵאֶרֶץ צִיָּה, לֹא־תֹאַר לוֹ וְלֹא הָדָר; וְנִרְאֵהוּ וְלֹא־מַרְאֶה וְנֶחְמְדֵהוּ
Мы видели его и был он совсем не приятным парнем. Слово нихмат – приятный. Он не был для нас приятным.
Вот мы видим Йешуа. Он не совсем приятный парень. Везде, где он появляется несёт скандалы и противоречия. Он как росток, который растёт и растёт. Он спорит, противоречит, скандалит. Везде, где Он появляется есть разногласия. Он совсем не приятный парень.
Поэтому если мы хотим быть «приятными парнями», «душками» – мы не подходим. Эта миссия требует совершенно другого качества личности. Она требует совершенно другого состояния: воинственного настроя. Поэтому каждый верующий должен обладать невероятным упрямством, упёртостью и наглостью для того, чтобы противостоять общепринятым тенденциям. Если ты хочешь быть приятным парнем для всех людей – ты провалил своё задание, потому что всегда будешь делать то, что от тебя хотят. И про Йешуа сказано: «не был приятен».
И мне это нравится. Я думаю, если бы я встретил Йешуа, Он бы вызвал у меня более отрицательные чувства, чем положительные. Потому что ты видишь абсолютно скандального человека, где бы Он не появлялся – всегда какие-то разногласия. Но люди, которые хотят познавать истину всегда проходят через битву.
Истина — это не статический процесс сидения на диване. Истина – это война, битва. Познать истину – это страдать воевать, бороться с предрассудками, со стереотипами и парадигмами, с устойчивыми навязчивыми идеями. Для того, чтобы отстаивать истину, а не просто знать их в голове. Чтобы отстаивать правду – нужно мужество. Часто этим мужеством обладают именно неверующие люди. А верующие хотят быть нахмадим — «приятными парнями», «душками», чтобы все их любили, уважали, хвалили и благодарили, и платили. И если ты в этом ключе хочешь развиваться, то истина не будет податная тебе.
Притчи 23:23 Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума.
אֱמֶת קְנֵה וְאַל־תִּמְכֹּר
Не продавай חָכְמָה וּמוּסָר וּבִינָה
Купи истину, но не продавай не мудрость, не нравственность, не понимание.
Слово «бина» — внутреннее познание сердца.
Слово «мусар» — нравственность.
Сегодня мы заточены больше на доктринальные вещи, чем на этические вещи. Но я вам скажу, что ни одна доктрина без этических норм не существует. Если вы возьмёте религиозную доктрину и лишите её этических норм – она превращается в оружие насилия. Поэтому без любви истина не работает. Она тогда обладает совершенно другой функцией — это меч поражающий, а не меч спасающий.
Вопрос не в том, кто знает лучше, а кто лучше обращается. Поэтому носить меч может каждый. Вопрос в том -что человек будет с ним делать? Один будет защищать, а другой поражать.
Истина страшна. Она убивает и оживляет. Она врачует и оскорбляет. Она разделяет и объединяет. Всё зависит от того, что люди делают с этой истиной. Поэтому она растёт из земли. И люди ответственны за то, как истина будет цвести, работать, как она будет процветать.
До сегодняшнего момента мы с вами страшных религиозных, фанатических войн. Мы свидетели страшного религиозного фанатизма. И каждый их этих фанатиков марширует абсолютно со знанием истины. Но истины нет ни у кого, нет ни у одного человека. Истина принадлежит Всевышнему. Она не подвластна господству людей. Человек может только знать истину в относительности, может познать её в полноте. Когда мы претендуем на истину – мы делаем большую ошибку. Мы должны смиряться перед истиной, чтобы понимать её относительные импульсы и хотя бы ощущать её духовное влияние. Когда мы пытаемся монополизировать истину – мы превращаем истину в орудие насилия. И это то, что происходит в этом мире. И христианство этим занималось и преуспело и ислам и в иудаизме были те же самые вещи.
Истина опасна но если она проходит через правильное русло- она становится благословением. Поэтому важно познавать истину. Важно, чтобы истина проходила через твою жизнь и это элемент всей твоей жизни.
Псалом 118:160 Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей.
На иврите написано: רֹאשׁ־דְּבָרְךָ אֱמֶת
Синодальный текст переводит как основание, но рош это не основание. Рош – это глава. Поэтому мудрецы Торы трактуют это таким образом:
Заглавье речей Твоих – истина.
О каком заглавье идёт речь? Конечно, это самое начало книги Бытие.
Бытие 1:1 В начале сотворил Бог небо и землю.
בְּרֵאשִׁית בָּרָא אֱלֹהִים
Посмотрите на последние буквы этого слова. Последние буквы этих слов: ת тав , א алеф, ם мем: именно из этих слов состоит слово эмет. Иными словами, в заглавии слов Б-жиих, в самом заглавном предложении в книге Бытие существует и сокрыта истина. Но обратите внимание, что все последние буквы этого слова разбросаны невпопад. Первая буква ת тав, а должны быть алеф א – они здесь невпопад написаны. Потому что это начало творения и истина не сформирована здесь.
Но если мы посмотрим в Бытие 2:3, когда уже завершён шабат, то мы видим предложение: בָּרָא אֱלֹהִים לַעֲשׂוֹת
Бытие 2:3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
בָּרָא אֱלֹהִים לַעֲשׂוֹת
Теперь смотрите Бара – последняя буква алеф, Элохим – последняя буква – мем, и ляасот – последняя буква тав. И здесь мы уже видим слово эмет. Слово истина заняло своё правильное состояние.
Иными словами, когда мир начал своё существование -истина присутствовала, была ещё не сформирована. А сформировалась истина тогда, когда Всевышний произвёл шабат и произвёл человека. И когда он закончил этот мир – Он произнёс это слово: רָא אֱלֹהִים לַעֲשׂוֹת
Здесь Он прописал истину. Когда люди спорят – нужно ли хранить шабат – вы теперь понимаете, что в шабат заключена истинная природа Всевышнего, прописанная в заглавных буквах книги Бытие. И конечно, если мы не понимаем иврит – мы не поймём значение этих вещей.
Иеремия 10:10 А Господь Бог есть истина;
Истины нет ни у кого. Её нет ни у одного человека. Ни один человек не может обладать истиной. Господь Бог есть истина
וַיהוָה אֱלֹהִים אֱמֶת
הוּא־אֱלֹהִים חַיִּים וּמֶלֶךְ עוֹלָם; מִקִּצְפּוֹ תִּרְעַשׁ הָאָרֶץ, וְלֹא־יָכִלוּ גוֹיִם זַעְמוֹ
Иеремия 10:10 А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный
Истиной обладает Г-сподь. Он есть истина. Когда мы приходим к Нему и живём вместе с Ним, когда мы познаём Его – мы приближаемся к истине. Когда мы отдаляемся от Него – мы отдаляемся от истины. Когда мы ищем истину – через истину мы приближаемся к Нему. Когда мы оставляем истину – мы оставляем Его.
Меня ничего не вдохновляет так сильно, как истина. Меня не вдохновляет литургия, служение, конференция, помазание… Меня вдохновляет истина. Она Б-жественна. Когда я познаю её – я касаюсь Всевышнего. Это мой личный опыт. И когда я перестаю познавать истину – я перестаю прикасаться к Г-споду.
Опыт показывает, когда человек основывает свою жизнь на чём-то другом – его основание очень шаткое. Эмоции проходят, дары проходят, помазание проходит, языки проходят -всё проходит. Но истина никогда не пройдёт. Из рода в род мы призваны, как говориться, возвещать истину Твою. Всегда, когда мы углубляемся в истину – мы прикасаемся ко Всевышнему. Есть огромное количество людей сегодня, которые устали от поверхностной истины, начальной истины, от «фастфуда» истины, где всё тебе быстро пакуют в окошечко – и ты поглощаешь это, не применяя никаких внутренних усилий. Люди устали от этого. Они хотят глубины познания. Они хотят знать, копать. Они хотят, чтобы в их руках была лопата. Они хотят быть шахтёрами. Они не хотят быть утками, которые привязаны, к своим креслам, которым вливают по трубке знания, чтобы их печень разрасталась, и они потом принесли свои пожертвования.
Они хотят быть шахтёрами, хотят исследовать истину сами. Они хотят углубляться в истину. Сегодня растёт поколение верующих людей, которые жаждут не хлеба и пищи, и воды, не машины и денег, не глобальных служений, а истины. Истина требует тишины. Она невозможно с больших публичных мероприятий.
Мудрецы Торы говорили, все истинные слова они произносятся тихо и самые важные слова произносятся в тишине. А все самые помпезные слова произносятся публично.
Истина требует тишины. Она требует обсуждения. Она требует влияния и влечения всех людей. Истина не принадлежит одному знанию и одним устам. Истина обговаривается, и она обсуждается. Она растёт как росток, как дерево, который произрастает из земли. Когда верующие люди собираются вместе и обсуждают истину — истина укрепляется. Она как живой организм усиливается за счёт познания и любви к ней.
Истина способна объединить людей. Люди сегодня задают вопрос: как объединиться? Как быть едиными? Самый важный вопрос. Все разделены, все по своим лагерям. Каждый ненавидит друг друга. Как объединиться? Как быть едиными?
Единственный способ – перейти через кризис и начать познавать истину. До тех пор, пока тебя волнует – то, что ты будешь иметь за счёт этой истины, какой подсчёт ты будешь иметь, какую прибыль можно иметь от истины – истина никогда не будет дана тебе. Но когда ты начнёшь служить истине, тогда истина начнёт благословлять тебя.
Люди хотели использовать Йешуа в Его земной жизни, хотели использовать Святой Дух. Всегда. Вспомните из Деяния апостолов колдуна Шемона, который хотел заплатить за Святой Дух.
Сегодня, если кто-то приносит тебе пожертвование скажет: «я хочу Святой Дух, помолись за меня» — не вижу проблем. За пожертвования будем молится и дома.
Только не апостол Пётр. Он посмотрел на него и сказал: «ты гадкий червь, всё что ты сказал пойдет к тебе в погибель, не избежишь этого и все твои деньги, которые ты хочешь принести – они все будут тебе в погибель».
Чтобы жить в истине нужно обладать характером Петра. Анания и Сапфира приносят деньги в общину. Пусть половину денег, но они принесли от проданной квартиры. Если сегодня кто-то продаст квартиру и половину принесёт в твоё собрание – ты будешь счастлив. Каждый пастор. Он подумает, что это матан Элохим – дар Б-жий. Но только не Пётр. Он сказал: «А где все остальные деньги? Ты солгал Святому Духу и вместе за тобой твою жену уносят.» И Писание говорит, что был великий страх и люди не могли присоединиться к этой общине из-за боязни, потому что люди умирали. Люди боялись, потому что была святость.
А сегодня если кто -то тебе принесёт половину стоимости квартиры -ты будешь скакать до утра и благодарить Б-га «какое великое благословение у тебя есть». У тебя даже в мыслях не возникнет такой дилеммы, что надо умертвить приносящих, что он должен умереть на пороге твоей церкви. Но только не Пётр.
Когда мы смотрим на истину, то мы понимаем, что истина пропускается через человеческое сердце. Оно проходит и приходит – обрабатывается и аккумулируется через человека. И поэтому у одного истину можно продать. У другого человека за истину можно умереть.
Где истина? Говорит Пилат. Где она? Всё в этом мире относительно.
Я согласен с тем, что истина – наш машиах. Но в одних руках машиах – это спаситель, а в других – машиах — это грабитель.
Истина произрастает из земли. На нас лежит высокая ответственность, чтобы истина в нашей жизни стояла на двух ногах. Первая нога – это небо. Вторая – мусар, наша нравственность, человеческое святое, то что нас касается.
Без этих двух основ истина шатается. Она стоит на одной ноге. И она скорее всего похожа на шекер – на ложь, чем на истину. Истину можно продать, ею можно манипулировать, запугивать, унижать, убивать – что угодно.
Сегодня люди используют истину – продают её и торгуют ею направо и налево. Но является ли это истиной? Действительно ли это там есть?
Мудрецы Израиля говорили так: если ты обладаешь всей истиной и знаешь все тайны и понимаешь всё как нужно делать, знаешь, что и где лежит, знаешь, как исполнять каждую деталь в заповеди, но любви не имеешь то ты медь звенящая и кимвал звучащий.
Молитва: Отец, благодарю Тебя. Славим и благословляем Твоё святое Имя и в этот прекрасный шабат мы хотим познавать истину. Истина – это Ты. Она находится в Заглавье книги Берешит. Бара Элохим Лаасот – сотворил и сделал Г-сподь. Сегодня, находясь в этот шабат мы обладаем этими важными тремя буквами: эмет. Первая заглавная буква, с чего начинается истина – буква алеф. Последняя буква – буква тав. Алеф и Тав – начало и конец, Альфа и Омега. Истина – начало и конец.
Ещё пару слов об истине: истина разделяется на два слова. эм – мать и мет – смерть. Поэтому мудрецы Торы говорят: от рождения матери до смерти своей познавай истину. Аминь!