Когда мы говорим о земле Израилевой, мы должны осознавать, что эта земля не принадлежит Израилю, это собственность Г-спода. Чтобы народ Израиля это знал и понимал всегда было такое понятие как «Шмита» — седьмой год. В седьмой год нужно было полностью освободить землю и дать земле покой. Нужно было оставить её и не переживать за землю, потому что земля умеет жить. Земля Израиля живая, она умеет жить.
Мы приближаемся к празднику Шавуот и у нас осталось несколько недель до седьмого и восьмого июня – 3 недели. И все эти недели мы говорим о празднике Шавуот. Сегодня мы продолжим эту тему.
Этот праздник является ключевым, он является ключом для понимания всех других праздников, которые есть у народа Израиля.
Итак тема: «Благодать и Тора соединились в Шавуот».
Часто люди говорят, что они не видят милости в Ветхом Завете. Не видят милости в Торе. Люди читают тексты с заранее построенной установкой. Но когда мы открываем книгу Исход, то видим само название Исход или Шмот на иврите. Само понятие Исход от чего? Откуда? Из-за чего? Мы встречаемся с одной истиной – милосердие. Ничего не совершил народ Израиля за 200 лет пребывания в Египте, чтобы Г-сподь вытащил его из Египта. Не совершил Израиль никаких жертв и добрых дел, не обрезал своих детей и не совершал каршрут и не исполнял Тору – всё время, пока он жил в Египте.
Учителя Торы говорят, что народ был полностью осквернён от идолопоклонства – тума мэт , тума авода зара – всевозможные тумот, эти осквернения.
В нас не было ничего во время существования в Египте, из-за чего Всевышний за счёт чего -либо вытащил нас, кроме одного: своей великой милости! Не было никакого заслуженного действия, которое могло бы заслужить исход. Исход был совершён исключительно из милосердия Б-жьего. Исключительная милость была в том, что Б-г избрал Моисея. Моисей не сделал ничего, чтобы быть избранным, он не совершил никаких особенных действий. Моисей был полным бедуином, он был убийцей египтянина и ему грозила казнь в Египте. За ним охотились.
Мы знаем, что всё это было предсказано и заранее приготовлено Всевышним. Когда Моисей стоял у горящего куста, он говорил: «Кто я такой, что ты меня хочешь куда-то послать? Я уже ничего не умею делать, я даже говорить не умею». А Г-сподь говорит: «не бойся, не переживай, у тебя есть братан. Твой брат Аарон. Аарон – это сейф. Он будет твоими устами. Я всё давно приготовил».
И когда вешают на евреев ярлык, что они живут под бременем закона, то мне жаль этих христиан, потому что они не читают Библию. Они не видят уникальных вещей, которые произошли с народом Израиля. Здесь не было никакого закона вообще, а закон приходит только на шавуот, как следствие Б-жьей милости, продолжение милосердия Б-жьего.
Закон необходим, потому что необходимо жить в пустыне все сорок лет. Необходим закон как питаться, необходим закон общественной жизни, необходимо понимание служения Б-гу. Закон крайне необходим, потому что закон даёт статус и выводит из состояния племени в состояние нации.
Народ, у которого есть закон – успешен, а народ, у которого не почитается и пренебрегается закон народ у которого закон что дышло – куда повернуло, туда и вышло – этот народ страдает.
Мы с вами жили уже в таких народах и в таких республиках бывшего СССР. Закон и сама конституция не соблюдается и самой страной, самими властями. Они смотрят на страны Америки, Германии, Европы – эти страны держаться закона.
Я как-то давно был в Америке, штат Висконс. Весь штат засеян кукурузой и у меня там была американская большая машина и внутри кукурузных полей огромные трассы. Я еду по этой трассе – я и ещё впереди меня машина. По моей ментальности мне нужно дать газу, но на знаке которая на поле написано было 50. Эта машина впереди меня ехала 50 км в час, и я за ней и у меня внутри… Самое страшное -мы доехали до знака стоп. И мы 15 минут стояли около этого знака ещё. Вот что значит закон, друзья. Потом мне же надо нагнать. Я по газам, а там оказывается школьная улица, на которой школа стоит, там нужно ехать как черепаха. А я полдня ехал за этой законопослушной женщиной по полю, где вообще нет машин. И я тут разогнался – по газам и сзади меня полиция, остановили. Я ему показываю израильский паспорт. Он улыбнулся и пошёл с другим общаться сотрудником. И здесь я понимаю, что я приехал из беззакония в место, где почитается закон. Я осознаю, что Г-сподь учит меня: «придержи своё беззаконное состояние». Слава Б-гу, меня отпустили.
Мы же привыкли в Израиле, если никого, то можно 120. Все куда-то летят. Только не штат Висконс. Ты будешь стоять и ждать во всём поле, пока человек перед знаком стоп будет ждать 15 минут. Это находится в сознании людей.
Когда люди ратуют о том, что им не нужен закон, то они ратуют за хаос. За жизнь, в которой каждый себе – закон. Я с ужасом представляю общество, в котором нет законов. И которая сама себе закон: хочу делаю- хочу не делаю. Анархия.
Есть другая крайность – диктатура закона. Когда закон становится выше человека. Тогда человек становится марионеткой закона. Если мы проанализируем Тору, которую дал Г-сподь, то это закон свободы, закон совершенный.
Иаков говорит так: посл. Иакова 1:25 Но кто вникнет в закон совершенный, {закон} свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
Это Тора свободы, в Торе нет рабства и насилия над животными и человеком. В Торе есть возмещение ущерба. Тора против насилия, смерти, угнетения, насильственного применения.
Что происходит в Шавуот на горе Синай? Мы понимаем, что милосердие Б-жье, которым Г-сподь выводит народ Израиля из Египта соединяется с Торой.
Тора всегда была на устах наших отцов: Авраама, Исаака, Иакова. Она была сохранена в сердцах народа Израиля. Но она никогда не была провозглашена, как закон. Это было как внутреннее правило жизни людей. Но на Синае произошло что-то уникальное: Моисей сказал: вот законы Адоная и теперь Вы стадо, племя необузданное рабское племя, вам даруется Б-жественная конституция, благодаря которой Всевышний даёт легитимность в виде народа. И первый раз он называет там Адат Исраэль עדתישראל – общество Израиля, ам Исраэль עם ישראל – народ
Народ, у которого есть закон, Тора Адоная — этот народ обретает право на существование, потому что нужны были законы, так как никакие египетские и вавилонские не подходили. Нужны были новые правила, понятия.
10 заповедей начинаются со слова: люби Г-спода Б-га твоего всем сердцем твоим, всем разумением и всею крепостью твоей, всей душой своей. Люби ближнего своего, как самого себя.
Закон зиждется на любви к Всевышнему и человеку. Он соединяется с милостью, которой Всевышний ведёт до горы Синай. И даже после горы Синай милость не прекращается.
Исход 15 глава, здесь описана песня Моисея. Я очень люблю песню Моисея, потому что даже в книге Откровения написано, что в последние времена соберутся все племена и будут петь песнь Моисея, раба Г-сподня.
Исход 15:13 Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, — сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей.
נָחִיתָ בְחַסְדְּךָ עַם־זוּ גָּאָלְתָּ; נֵהַלְתָּ בְעָזְּךָ אֶל־נְוֵה קָדְשֶׁךָ׃
Смотрите с чего здесь всё начинается. Начинается с хесед חסד
Когда мы читаем слово гаальта גָּאָלְתָּ, мы понимаем что это слово геула – спасение, избавление. Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты спас, избавил.
Гоэль גאל —им называют Вооза в книге Эсфирь. Ты гоэль моей жизни, ты искупитель мой, ты купил меня, купил Руфь. Он называется гоэль.
Когда упоминается гоэль, то речь идёт о машиахе, потому что машиах – тот, кто гоэль олам.
Алеф – это буква, с которой начинается слово Элохим -Б-г. Если мы убираем Б-га из понятия спасения и избавления, то гоэль גָּאָלְתָּ превращается в галут גָּלוּת, в изгнание.
Есть геулла (спасение) и есть галут (изгнание).
В геула גאולה есть алеф, но если изымем Б-га из спасения, то мы сразу отправляемся галут גָּלוּת изгнание.
Об этом написано много мудрецами и рассказано много историй — всякий раз, когда народ Израиля терял общение с Б-гом, геула превращалась в галут и из спасения они уходили в изгнание. Здесь написано:
Исход 15:13 Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, — сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей.
Ты вёл милостью Твоею этот народ, тобою спасённый и избавленный, направлял мощью Твоею к Твоему обиталищу святому.
Исход 15:14 Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских
שָׁמְעוּ עַמִּים יִרְגָּזוּן; חִיל אָחַז, יֹשְׁבֵי פְּלָשֶׁת׃
Слово рэгис, маргис -раздражение, услышали народы и их начало — это раздражать. Ничего не изменилось с тех пор, как только Б-г начинает благословлять Израиль – народы это слышат и реакция у всех – раздражение.
Хиль ахаз — חִיל אָחַז это трепет объял их.
Исход 15:15 тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана.
Исход 15:16 Да нападет на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел.
תִּפֹּל עֲלֵיהֶם אֵימָתָה וָפַחַד, בִּגְדֹל זְרוֹעֲךָ יִדְּמוּ כָּאָבֶן; עַד־יַעֲבֹר עַמְּךָ יְהוָה, עַד־יַעֲבֹר עַם־זוּ קָנִיתָ׃
תִּפֹּל עֲלֵיהֶם אֵימָתָה
Да нападет на них испуг и страх от великой руки силы Твоей, и они будут молчать как камень.
Когда мы читаем слово камень — это слово эвен אבן -оно состоит из двух слов: אב (отец) и בן (сын). доколе проходит сей народ, который Ты приобрел.
Что такое обретённый канита קנתה от популярного глагола лекнот לקנוט покупать, приобретать.
Это народ, за который Ты заплатил цену. Канита – искупил, купил его. Когда мы это читаем, мы видим милосердие. Мы не видим никаких заслуг, только одну милость.
Исход 15:17 Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, {которое} создали руки Твои, Владыка!
תְּבִאֵמוֹ, וְתִטָּעֵמוֹ בְּהַר נַחֲלָתְךָ, מָכוֹן לְשִׁבְתְּךָ פָּעַלְתָּ יְהוָה; מִקְּדָשׁ אֲדֹנָי כּוֹנְנוּ יָדֶיךָ
И дальше упоминается невероятно: מָכוֹן לְשִׁבְתְּךָ махон лешвотеха
Что такое махон: это институт, это не просто место, это институт храма. Так здесь и написано: я веду тебя на гору. Гора для тебя превратиться в махон, то есть в институт твоего места. Вечно ты будешь находиться в учении и в обучении.
Говорят мудрецы, что махон никогда нельзя покидать. Это место удела Б-жьего. А место удела народа Израиля -учение Торы и учение происходит в махон -университет, институт, место для обучения.
Если есть какие-то проблемы, то все проходят через махон: махон бриют нэфеш, махон бриют регель, махон … Это сообщество, институт, элемент власти.
на горе достояния Твоего
Гора Сиона это не просто место в пустыне, это образное понятие «Я приведу тебя на гору». И мудрецы говорят об этом: народ Израиля не должен ходить в долине, он должен ходить на горе. И эта гора символизирует высокую ответственность и высокое место перед Всевышним. Эта гора обозначает легитимный университет, где каждый божий человек проходит свою степень обучения, познания Его.
во святилище, {которое} создали руки Твои, Владыка!
Исход 15:18 Господь будет царствовать во веки и в вечность.
יְהוָה יִמְלֹךְ לְעֹלָם וָעֶד׃ Адонай имлёх леолам ваэд
Вам знакомо это выражение, потому что оно упоминается в еврейских молитвах.
Исход 15:19 Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря.
Когда мы читаем слово суша иваша יַבָּשָׁה , ивош – на иврите ещё обозначает вязание снопов, поэтому связывают этот отрывок с шавуотом, потому что шавуот – начало приношения снопа перед Г-сподом.
Исход 15:20 И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием.
Марьям названа здесь навия נביאה – пророчица. Нави, берётся от глагола леави להביא – привнести, двигать что-то. Мы видим, что Мирьям из статуса сестры перешла в женщину, которая двигает народ Израиля. Она взяла инструменты и начала петь с ликованием. Она двинула шествие. Она пророчица, потому что она двинулась вперёд. Она воспела перед ними.
Исход 15:21 И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море.
Вэтан וַתַּעַן – она не просто воспела, а возгласила!
Исход 15:22 И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды.
Миям суф מִיַּם־סוּף — чёрное море. Суф – это камыши, но также читается ещё соф – окончание, это море конечного рабства, в котором погибает фараон. В том море наступает конец. Море конца египетской власти. Физически египетская власть уже не влияет на народ Израиля. И он называется «Море окончания».
Но мы понимаем, что Египет ещё находится в голове. Хоть и фараон и лошади погибли, а в голове находится Египет. Нам нужно ещё 40 лет, чтобы Египет вышел из нашего сознания. 40, а некоторым и 400.
Исход 15:22 И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур;
На иврите пустыня называется «Шур» שׁוֹר — это переводится как бык. Пустыня злая и тяжёлая, как бык.
и они вступили в пустыню Сур;
Исход 15:23 Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: Мерра.
Мерра или на иврите марра מִמָּרָה от слова мар — горечь
И вот они вышли и идут, Мирьям поют, гусли играют и радость – фараон погиб в море, движемся вперёд, всё прекрасно. И вдруг этим миллионам людей срочно нужно пить, сейчас. Они приходят к источнику, а источник горький. Пить невозможно пить!
Это сопровождает историю всю нашу жизнь -мы вот уже вырвались, стартанули, песни спели, молитвы прочитали. Движемся, а там горькая вода.
Исход 15:23 И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?
Только что пели и кричали, и пророчествовали, радовались. И здесь возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?
Исход 15:24 [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там {Бог} дал {народу} устав и закон и там испытывал его.
וַיִּצְעַק אֶל־יְהוָה вэ ицак леАдонай – воззопил, воззвал, кричал к Г-споду.
וַיּוֹרֵהוּ יְהוָה עֵץ ира Адонай эц
Помните мы с вами говорили, что слово эц עֵץ указывает нам на дерево жизни и на дерево машиаха, на котором он распят. Написано, что он вознёсся на древе. Сегодня популяризуют крест, но дело не в самом кресте, а дело в дереве. Оно имеет пророческую суть и состоит оно из двух букв: айн и цадик.
- Айн עֵ – Б-г, который усматривает всё
- Цадик ץ – праведность.
Эц говорит нам о том, что усматривает Б-г праведность нашу. Г-сподь показал дерево Моисею, как ключ к избавлению, как то, что спасёт очистит воду, которую невозможно пить.
Моисей бросил дерево, и вода сделалась сладкою. Иврит переводит это так וַיִּמְתְּקוּ осладилась вода.
Этот мир похож на источник воды, к которому мы прибегаем. А вода горькая, пить невозможно. Наш дух хочет пить, а вода горькая. Г-сподь указывает нам на дерево машиаха. Говорит: вот оно. Похоже на крест. Я сейчас не о кресте, а о дереве. Вот оно, кидай его в горькие воды, и вода сделается сладкой. Это не вопрос популизации креста, кресто -творчестве, а вопрос в дереве. Потому что дерево всегда живёт. Оно -это жезл Аарона, который был мёртв и расцвёл. Мы видим, как на древо был посажен медный змей, ковчег, который сделан из дерева Син – акации пустынной и многие вещи… Всё сотворено из дерева и было покрыто золотом и идея этого дерева – показать нам на машиаха, который попадая в эти горькие воды, делает их сладкими и воду можно пить.
Там {Бог} дал {народу} устав и закон и там испытывал его.
הַמָּיִם; שָׁם שָׂם לוֹ חֹק וּמִשְׁפָּט וְשָׁם נִסָּהוּ׃
В чём испытание – будет ли народ следовать закону Всевышнего, сделает ли он уставы Адоная своими правилами жизни и великое испытание для каждого человека на земле – будет ли он жить в хаосе или будет жить в Б-жьем порядке.
Исход 15:25 И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь [Бог твой], целитель твой.
וַיֹּאמֶר אִם־שָׁמוֹעַ תִּשְׁמַע לְקוֹל יְהוָה אֱלֹהֶיךָ, וְהַיָּשָׁר בְּעֵינָיו תַּעֲשֶׂה, וְהַאֲזַנְתָּ לְמִצְוֹתָיו, וְשָׁמַרְתָּ כָּל־חֻקָּיו; כָּל־הַמַּחֲלָה אֲשֶׁר־שַׂמְתִּי בְמִצְרַיִם לֹא־אָשִׂים עָלֶיךָ, כִּי אֲנִי יְהוָה רֹפְאֶךָ׃
Шаму тишма שָׁמוֹעַ תִּשְׁמַע слушать слушая
Вэ яшар бэинаф таасэ הַיָּשָׁר בְּעֵינָיו תַּעֲשֶׂה делать прямо в Его глазах
Прямо – это значит, не будешь искать себе всевозможные лазейки и объяснения, а будешь идти прямо. Это очень важно. Мне нравится иврит, потому что он выводит более точный смысл. Жить прямо, честно. Идти прямо иногда очень тяжело – много толчков в бок… Если ты будешь идти прямо, будешь внимать заповедям Его и и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней
Посмотрите какая прекрасная взаимосвязь здесь.
Коль махала ашер мицраим כָּל־הַמַּחֲלָה אֲשֶׁר־שַׂמְתִּי בְמִצְרַיִם לֹא־אָשִׂים
Болезни, которые Я положил на Египет, не положу на тебя.
Ани Адонай рофеха כִּי אֲנִי יְהוָה רֹפְאֶךָ Я Г-сподь целитель твой.
Здесь мы видим глубочайшую взаимосвязь между милосердием Всевышнего и между следованием Его уставам и заповедям. Мы видим невероятные обетования, следующие за этим. Обетования в том, что Г-сподь не наведёт на нас болезни, которые навёл на Египет.
А самая важная болезнь, которая была на Египте – это не саранча и не вода, которая превратилась в кровь. Это отсутствие правильного взгляда на веру в Адоная. Идолопоклонство – основная болезнь Египта. Невозможность, неспособность вырваться из пут язычества, болезнь неверия – самая страшная болезнь.
Вопрос сегодня не в наркомании, алкоголизме. Вопрос в неверии – в основном грехе. Человек отказывается верить. Не просто верить в Б-га, а верить так как Б-г хочет от человека.
Исход 15:27 И пришли в Елим; там {было} двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах.
וַיָּבֹאוּ אֵילִמָה, וְשָׁם, שְׁתֵּים עֶשְׂרֵה עֵינֹת מַיִם וְשִׁבְעִים תְּמָרִים; וַיַּחֲנוּ־שָׁם עַל־הַמָּיִם
Для каждого колена был приготовлен свой источник. Это был уникальный оазис в пустыне, который евреи нашли чудом. Даже кочевники, которые пасли своих верблюдов, не могли найти это место. И то что Израиль пришёл в это место говорит о чуде. И они накрыли это место, заняли это место. Там было 12 источников, потому что Г-сподь приготовил эти источники для 12 колен Израилевых. Учителя Торы трактовали так: несмотря на то, что Израиль будет идти через страшные испытания своей истории, что пустыня для нас никогда не заканчивается, мы всегда идём в этом мире путём пустыни и всегда Всевышний испытывает нас и всегда у нас есть 12 источников воды. Всегда есть нехама נֶחָמָה – милосердие Всевышнего и понимаем, что никто не заслужил, не открыл эти источники, не заработал, не создал их. Они были уже приготовлены.
И дальше написано: и семьдесят финиковых дерев
Финиковое дерево тамар תָּמָר – это уникальное дерево, Библия говорит, что праведник цветёт как финиковая пальма -ки эц тамар. Фамарь, которая была женой Иуды – её тоже звали Тамар -финиковая пальма.
Здесь стоит 70 таких финиковых деревьев. Мы не ели пчелиный мёд. Он появился гораздо позже в Израиле. Делали силан – финиковый мёд, его добывали всегда. И когда Г-сподь говорит: земля текущая молоком и мёдом – это не о пасеке пчелиной, а о финиковых деревьях. Их будет столько в изобилии…
Говорят, если человек съедает три финика – он будет жить до 120 лет, потому что в финике есть удивительный набор витаминов. Финик может заменить тебе сахар. Я когда пью кофе, то я ем финики. Тамар – это прекрасно. В финике есть природный жир, который необходим для человека. Это жирная, калорийная и необходимая для человека пища. И Г-сподь приготовил 70 финиковых деревьев.
Почему 70? Потому что было 70 руководителей колен Израилевых. 70 судей, синедрион. Г-сподь кормит лидеров народа, чтобы судьи народа не были голодными. Отсюда ап. Павел говорит о том, чтобы мы не удерживали свой хлеб от тех, кто молотит, потому что сам Г-сподь хочет кормить их. Эти 70 деревьев говорит о том, что Б-г заботиться о руководителях народа Израиля. Это судейская палата Израиля. В Псалмах Давид говорит:
Псалом 81:1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
В оригинале это не боги, это судьи. Б-г восседает в судебной палате Израиля. Среди судей Он их просит судить праведно и честно, потому что у нас не должно было быть ни царя, ни диктатора, ни монарха. Должна была быть судебная система, где судья судит человека, а царем должен быть только Б-г.
двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах
Вэ яхнуוַיַּחֲנוּ־שָׁם עַל־הַמָּיִם׃ от слова ханая -остановились, припарковались, расположились, заняли всю территорию
Аль амаим עַל־הַמָּיִם׃ при воде. Занятие места вблизи воды говорило о том, что ты выживешь. Вода есть жизнь. Поэтому духовно нам важно занять место вблизи Г-спода, потому что Он есть вода живая.
У всех у нас есть вода в кране и бутылка воды в сумке, но мы нуждаемся в воде живой. Вода, при которой мы расположимся будет говорить о том, выживем ли мы в этой духовной пустыне или нет.
Мессия Г-сподь он есть вода живая, Он говорит: Я дам тебе воду и тебе не придётся снова приходить к колодцу, потому что эта вода будет поить тебя и утолит твою жажду навечно. Аминь.